Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследуемой темы, обусловлена тем, что на протяжении последних лет в Российской Федерации совершение несовершеннолетними правонарушений, остается одной из существенных и значимых социально-правовых проблем. Несмотря на меры, направленные на предупреждение противоправного поведения среди подростков и молодежи, добиться положительных результатов не удается. Статистические данные свидетельствуют об отсутствии снижения количества совершаемых правонарушений несовершеннолетними, при этом надо еще учесть, тот факт, что данное увеличение наблюдается в условиях демографического кризиса, при уменьшении общего числа несовершеннолетних.
Выбор исследуемой темы обоснован наличием ряда имеющихся проблем, как в правовом регулировании правоотношений несовершеннолетних в сфере административной ответственности, так и в правоприменительной практике.
Одной из них является несовершенство законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, его бессистемность, в ряде случаев отсутствие четкой регламентации, что приводит к искажению и дублированию норм и в конечном итоге к снижению эффективности его применения.
В последнее время не случайно уделяется пристальное внимание в литературе по административно-правовым вопросам административной ответственности несовершеннолетних. Во главу угла поставлены такие аспекты как понятие и сущность, основания и порядок привлечения субъектов, в том числе несовершеннолетних, к административной ответственности, видовая характеристика административных правонарушений, а также иные вопросы, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение. Разрешение этих вопросов непременно позволит сделать шаг вперед в совершенствовании законодательства в сфере административных правонарушений.
Целью курсовой работы является исследование особенности административной ответственности несовершеннолетних в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить понятие и признаки административной ответственности несовершеннолетних в РФ;
- рассмотреть источники, регламентирующие привлечение к административной ответственности несовершеннолетних;
- раскрыть понятие и признаки административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
- изучить состав административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации административной ответственности несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, практика их реализации.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов. В качестве частно-научных методов использовались методы статистического, сравнительно-криминологического анализа, формально-юридический, структурный и функциональный анализ деятельности субъектов предупреждения и пресечения административных правонарушений, методы социальных исследований, анкетирования, логико-правовой анализ содержания понятий и другие.
Структура курсовой работы, сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Общая характеристика административной ответственности несовершеннолетних
1.1. Понятие и признаки административной ответственности
несовершеннолетних в РФ
Действующие нормы Российского административного права определяют довольно широкий круг мер принудительного воздействия, направленных на обеспечение правопорядка, к числу которых относится в первую очередь ответственность.
Административная ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации, имеет свои особенности, которые заключаются в том, что, с одной стороны, надо сохранить действующей нормы и санкции административно-юрисдикционной системы, с другой применить профилактические меры к подростку, донести всю ответственность за свои поступки, их последствия, влияние на окружающих.
Касаемо определения понятия административной ответственности несовершеннолетних интересно мнение Е. Ю. Корчагиной выделяющей следующие специфические особенности:
- узкая административная деликтоспособность, сводится к ограниченному набору применяемых административных наказаний к подростка и невозможности в полной мере претерпевания им всех негативных последствий собственного противоправного поведения;
- цели мер воздействия носят преимущественно нравственно-воспитательный характер;
- двойственность природы юридического факта совершенного подростком административного деликта, т.е. правонарушение является одновременно и самостоятельным основанием для применения принудительных мер к подростку и также частью основания по привлечению к административной ответственности родителей либо иных законных представителей .
Основной особенностью административной ответственности несовершеннолетних является индивидуальный подход к ним, с учетом их зрелости и возрастных особенной. С одной стороны несовершеннолетние к этому периоду являются уже социально сформированными личностями, с другой – продолжается процесс социализации в сфере обучения, опыта межличностного общения. В этот период для них характерна излишняя категоричность, максимализм в оценках, неуравновешенность. Процесс взросления у каждого несовершеннолетнего происходит по-разному и зависит от его индивидуальных особенностей, условий жизни, воспитания .
С учетом указанных возрастных особенностей законодатель для несовершеннолетних установил ряд исключений и дополнений по сравнению с общими правилами административной ответственности. Согласно КоАП РФ административная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 возраста .
Однако, несмотря на указанные исключения, анализ состояния административных правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о необходимости пересмотра ряда позиций в отношении несовершеннолетних. КоАП РФ систематически претерпевает изменения, но в него вносятся кардинальные изменения в регулирование института административной ответственности несовершеннолетних, в частности, например, изменений возраста, с которого наступает административная ответственность.
Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно в Российской Федерации фиксируется более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых подростками, из них около 47% совершается подростками в возрасте 14 лет. Правильно отметил В.И. Попов: «количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, остается по-прежнему весьма высоким и достигает в среднем почти 4,0 тыс. случаев в год на каждые 100,0 тыс. детей» .
Говоря о международной практике, то следует отметить, что в Республике Беларусь возраст административной ответственности несовершеннолетних правонарушений уже наступает с 14-го возраста. В ч. 2 ст. 4.3 указанного кодекса конкретизированы деяния, за которые физическое лицо в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности. Отметим, что в данной статьей перечислены все самые распространенные правонарушения, совершаемые именно несовершеннолетними, так например, умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, нарушение требований пожарной безопасности в лесах, жестокое обращение с животными и другие .
Профессором В.Г. Татаряном отмечено, что белорусский законодатель первым из стран СНГ в нормативно-правовом акте закрепил возрастную планку административной ответственности с 14-летнего возраста .
Возникает вопрос, почему с учетом складывающейся критической ситуации российскими учеными не уделяется пристальное внимание изучению международной административной практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, в частности республике Беларусь, плюсы, минусы и возможности применения в Российской Федерации. На наш взгляд рост совершения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет административных правонарушений допускает целесообразность изучения вопроса о возможности установления за ряд административных правонарушений, представляющих наибольшую общественную опасность административную ответственность уже с14 лет. Например, за мелкое хулиганство и хищение, пропаганду с публичной демонстрацией нацистской атрибутики, символики и др. Учитывая, что, как правило, подростки в этом возрасте, не работают, т.е. отсутствует самостоятельный заработок, будет целесообразным дополнить ст. 2.3 КоАП РФ формулировкой о том, что на несовершеннолетних от 14 до 16 лет не может налагаться административное наказание в виде административного штрафа, за исключением случаев, когда они имеют самостоятельный заработок.
Только несовершеннолетним при привлечении к административной ответственности характерно и свойственно:
- рассмотрение административных дел комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- состав правонарушения является одновременно основанием для применения мер административной ответственности к законным представителям, и для применения мер воздействия к подросткам;
- применяемые административные наказания направлены в первую очередь на предупреждение совершения новых;
- назначение штрафа может производиться только при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, либо имущества, при отсутствии таковых взыскание производится с родителей, либо иных законных представителей;
- к несовершеннолетним невозможно применение административного ареста;
- несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством при применении административной ответственности.
Таким образом, в Российской Федерации сложилась система административной ответственности, в том числе несовершеннолетних, которая имеет ряд ключевых особенностей, определенных их статусом и положением в обществе:
во-первых, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет;
во-вторых, дела в отношении несовершеннолетних об административной ответственности, рассматриваются специально уполномоченным на то органом – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в-третьих, материалы о нарушениях несовершеннолетних предварительно изучаются председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в его отсутствии заместителем. По итогам рассмотрения принимается решение либо о рассмотрении дела на заседании комиссии, либо необходимости проведения дополнительной проверки;
в-четвертых, не установлено каких-либо специальных видов административных наказаний, но существуют особенности при применении некоторых; целью административного наказания является предупреждение совершения новых, а несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.
Вместе с тем, несмотря на сложившуюся административную систему, рост числа административных правонарушений несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет в Российской Федерации, требует детальной и научной проработки вопроса о возможности понижении действующего возраста административной ответственности, с учетом имеющейся уже положительной практики в странах СНГ и инициирования на федеральном уровне юридической инициативы по закреплению юридических норм, понижающих возраст административной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Рассмотрев сущность понятия административной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации приходим к выводу, что ответственность несовершеннолетних в сфере административных правонарушений представляет особые правовые отношения по реализации с одной стороны, установленных государством прав и обязанностей, уполномоченными субъектами, с другой стороны – подростками в возрасте от 16 до 18 лет в связи с нарушениями ими административного законодательства.
1.2. Источники, регламентирующие привлечение к административной ответственности несовершеннолетних
Источниками института административной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации являются юридические акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности.
Правовое регулирование отношений в сфере привлечения несовершеннолетних к административной ответственности закреплено в следующих нормативно-правовых актах:
- Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – выступает фундаментом законодательства Российской Федерации, определяет основы, принципы, структуру ;
- Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации . Согласно ст.1.1 законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающего основы правового регулирования отношений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних . Его принятие стало важным этапом в становлении норм административного права в сфере несовершеннолетних. С учетом международного опыта определены новые подходы в решении проблем предупреждения подростковой преступности на уровне государства, зафиксированы защитно-охранные меры в отношении семьи, детей и подростков;
- Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» ;
- Законодательстве регионов Российской Федерации. За пределами ведения Российской Федерации субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование вопросов, связанных с предупреждением административных правонарушений. Субъектами самостоятельно определяются виды административных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные законодательством субъектов, а также основы компетенций муниципальных органов власти в противостоянии правонарушениям. Принимаемые законы не должны противоречить федеральным законам, а также не затрагивать сферы, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации (ст. ст. 71, 72 Конституции РФ);
- Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» .
Указанные нормативно-правовые акты являются основными в регулировании данной сферы, существует, ряд других, однако они имеют второстепенное значение.
Надо отметить, что состав административных правонарушений содержится только в основном законе – КоАП РФ и законах субъектах Российской Федерации. Остальные нормативно-правовые акты – Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы института административной ответственности, только регулируют данные отношения.