Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Сегодня, как никогда, репродуктивное здоровье и сексуальное поведение молодежи определяют будущее нашего общества. Сексуальность имеет непреходящую ценность в жизни человека вне зависимости от возраста, пола, национальности, социального положения, вероисповедания, состояния здоровья и т.д. По определению ВОЗ, под «сексуальным здоровьем понимается комплекс физических, эмоциональных и социальных аспектов сексуальной жизни, который позитивно обогащает личность, способствует взаимопониманию и любви».
Сексуальное поведение – сложное образование, его нельзя свести ни к физиологическим проявлениям, ни к эмоциональным реакциям, ни к ситуативным воздействиям. «Сексуальный сценарий» принято рассматривать в социокультурном контексте, учет норм и ценностей конкретного сообщества, выступающий в качестве механизмов социальной регуляции деятельности личности. Следуя М. Фуко, важно рассматривать сексуальное поведение как эволюционный феномен, значения и истины которого являются частью постоянного производства социальной реальности, а также важным фактором в построении современных идей. на мужчину в целом. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать нежелательной беременности, как построить отношения в семье, возникают раньше или позже всех остальных.
Данная тема особенно актуальна, так как в современном обществе происходит отделение сексуального поведения от репродуктивного, более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков, более раннее начало сексуальной жизни, социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства, ослабление «двойного стандарта», признание сексуальной удовлетворенности одним из главных факторов удовлетворенности браком и его прочности. Рост сексуальной активности молодежи в последние годы при крайне низком уровне знаний по вопросам контрацепции приводит к увеличению числа нежелательных беременностей, исходом которых зачастую является искусственный аборт, реже – юное материнство. Одновременно у молодежи отмечается стремительный рост болезней, обусловленных инфекциями, передающимися половым путем.
В России, как и в мире вообще, массовые социологические опросы стали использоваться для изучения сексуального поведения человека в начале ХХ века. Первый из них был проведен в 1902 году В.Фавром, опросившим в Харькове около 2000 студентов трех высших учебных заведений. С этого момента и до начала 30-х годов по количеству и содержанию массовых социологических обследований в области изучения сексуальности русские и советские ученые занимали лидирующие позиции в мире.
Цель исследования – рассмотреть сексуальное поведение: понятие, сущность, исследование.
Объект исследования – сексуальное поведение.
Предмет исследования – понятие и сущность сексуального поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть формирование сексологии;
определить влияние социологии на сексологию;
охарактеризовать определение и типологии сексуального поведения людей;
изучить сексуальное поведение русских людей.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Взаимосвязь сексологии и социологии
1.1 Формирование сексологии
Сексология – это наука об отношениях, взаимосвязи полов, решающая проблемы полового воспитания и даже полового образования. Она изучает как социальные, так и психологические аспекты сексуального развития на этапах полового созревания и уже у взрослых людей, физиологию и патологию сексуальности.
Многие до сих пор не могут разобраться, в чем же различие этих двух дисциплин. Наверное, главным отличием сексопатологии от сексологии является ее клиническая «научность». Сексопатология точно также изучает личностные, эмоциональные и физиологические аспекты сексуального развития, а также сексуальной активности, но под более тщательным «медицинским углом» .
На сегодняшний день разделяют три основных раздела сексологии:
обычная сексология,
клиническая сексология,
судебная (криминальная).
В задачи клинической сексологии входит лечение и профилактика нарушений сексуального развития, а также половой активности, т.е. решение проблем клиническим путем. Ученые сходятся во мнении, что сексология (а также все ее подвиды) – это междисциплинарная наука, находящаяся на стыке многих научных дисциплин и теорий.
Проблемы, с которыми сталкивается область науки и медицины сексология – различны. Это все, что касается того, что движет человеком в выборе сексуального образа жизни и партнера. Вот некоторый перечень вопросов, которые будут интересовать сексолога, если вы окажетесь у него на приеме:
вопросы формирования первичных и вторичных половых признаков, полоролевое поведение,
психическая и сексуальная ориентация,
сексуальные фантазии,
симпатии,
половой акт и мотивирование,
сексуальное либидо человека,
эрекция и эякуляция,
оргазм,
способность оценить проявления сексуальности у себя и у партнера, психическое и сексуальное удовлетворение.
Очень важно понимать, что в отличие от животного мира, человеческая сексуальность не может быть рассмотрена вне социума и окружения данного индивида. Ряд причин, влияющих на социальный аспект полового созревания, а также сексуального контакта, полового влечения и образа жизни – может в корне определять проблему и ее решение .
Ученые рассматривают сексуальность, не столько как конкретный аспект деятельности гениталий, но как несколько общую характеристику состояния организма, который, в первую очередь, стремится к удовольствию и уже потом к воспроизводству. Репродуктивная функция может лежать в основе многих мотивов, но человеку не свойственно «забегать» так далеко вперед. Пока вопрос воспроизведения потомства не встал остро, индивид стремится к сиюминутному удовлетворению желаний. Ему свойственно, правда, решать эти вопросы, исходя не только из сексуальных симпатий и желаний, но и из личностных пристрастий. Так, молодой человек может совершенно не испытывать желания и сексуального влечения к красивой девушке, с пропорциональными линиями и фигурой, и при этом испытывать трепет по поводу дурнушки, но импонирующей ему как человеку.
Зигмунд Фрейд, стоящий у истоков революции в науке сексуального самовосприятия, пытался обнаружить связь между низменным половым влечением и нормами этики и морали. Его интересовала роль различных табу и обязательных положений на развитие сексуального «я», так называемого «либидо». Именно З. Фрейд обнаружил ту самую связь между ранним детством человека, его взаимоотношениями с родителями, его первого сексуального или околосексуального контакта с его последующей взрослой жизнью, роль и влияние этого периода. Вопросы изучения женской и мужской сексуальности в разные времена находили разные прочтения, например женщинам в них, как правило, уделялось меньшее внимание и более подчиненная роль, чем мужчине .
Отец психоанализа, З. Фрейд, вполне справедливо была осужден в свое время за «сексизм», указав в своем учении место женщине, как подневольной, несамостоятельной единице.
Впрочем, это неудивительно: эпоха, в которую жил и творил доктор, говорит сама за себя.
Основными моделями сексуальности являются:
Биологическая модель,
Психогидравлическая модель,
Экологическая.
Специалисты, отдающие предпочтение первой модели, так или иначе, все сводят к биологии. Они все сводят к набору хромосом и генетическому становлению пола. Сторонники этой теории выявили феномен, при котором любой сильный поток внешней информации первоначально попадает к самцам, а лишь потом - к самкам.
Психополовое самосознание подразумевает под собой становление
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бланц, О. Б. Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. / О.Б. Бланц // Молодой ученый. – 2018. – № 1.1. – С. 4–7.
2. Бурмистров, М. Современная семья. Психология отношений / М. Бурмистров, Е. Бурмистрова. – М.: Даръ, 2016. – 544 с.
3. Воронцов, Д. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля / Д. Воронцов // Гендерные исследования, 2017. №19. – С.174-175.
4. Горбунова, И. Л. Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт здоровьесбережения учащихся / И.Л. Горбунова // Молодой ученый. – 2016. – №8.4. – С. 8-10.
5. Дзицоев, А. А. Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи / А.А. Дзицоев // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – 2017. – С. 133-137.
6. Здравомыслова, Е.А. 12 лекций по гендерной социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. – М.: Даръ, 2016. – 768 с.
7. Иванников, В.А. Общая психология / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
8. Козлов, В.В. Гендерная психология / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. – М.: Высшая школа, 2016. - 272 c.
9. Конина, М.А. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности / М.А. Конина // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2. – С. 88–118.
10. Конина, М.А. Феномен неограниченного сексуального поведения в историческом контексте разных типов сексуальной культуры / М.А. Конина // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. – С. 119–140
11. Конина, М.А. Стратегии сексуального поведения в современной культуре / М.А. Конина, А.Б. Холмогорова// Культурно-историческая психология.– 2015. – № 1. – С. 61-70.
12. Кон И. С. Психология сексуальности / И.С. Кон. – М., 2014.-135с.
13. Кулагина, М. Ю. Использование потенциала школьной педагогики в здоровьесберегающем контексте как средства предотвращения деструктивного репродуктивного поведения подростков / М. Ю. Кулагина. // Молодой ученый. – 2016. – № 8.4 (112.4). – С. 28-30.
14. Курбатова, Ю.В. Формирование гендерных стереотипов личности / Ю.В. Курбатова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. № 3-11. – С.72-74.
15. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
16. Макарова, И.В. Общая психология / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
17. Никифорова, В. А. К вопросу о половом воспитании / В.А. Никифорова // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С. 374-376.
18. Нуркова, В.В. Общая психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
19. Обухова, А.М. Психологические компоненты сексуальной ориентации / М.А. Обухова, Д.Д. Исаев // Педиатр. – 2012. – № 4. – С. 78-80.
20. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / З.Фрейд. - Лекции. М.: Наука, 2015. – 166 с.
21. Фрейд, З. «Психология Я и защитные механизмы / З.Фрейд. - Лекции. М.: Наука, 2013. – 453 с.
22. Цыганенко, К. М. Результаты опроса «Половое воспитание в России» / К. М. Цыганенко // Молодой ученый. – 2019. – № 35 (273). – С. 165-167.
23. Шадриков, В.Д. Общая психология / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
24. Щербинина, В. П. Гендерный подход в обучении / В.П. Щербинина // Начальная школа. – 2016. – №7. – С. 14-18.
25. Петров, С.Д. Половое воспитание / С.Д. Петров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://3rm.info/index.php?newsid=34237