Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что современные экономические отношения характеризуются высоким темпом осуществления всех составляющих процессов, вносящих ускорение во все аспекты осуществления и функционирования хозяйствующих субъектов. Ежегодно создается огромное количество новых участников рынка практически в любой сфере деятельности. Однако немногие из вновь образованных участников экономических отношений переживает первый год своей деятельности.
В условиях высочайшей конкуренции интуитивное руководство, неподкрепленное целенаправленной работой по формированию конкурентных преимуществ, не позволяет хозяйствующим субъектам эффективно функционировать и выделять свою продукцию в сознании потребителей.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить возможности повышения конкурентоспособности ООО «Техник Универсал».
Достижение указанной цели обеспечивается посредством решения следующи задач:
- раскрытия теоретических основ анализа конкурентоспособности;
- исследовать конкурентоспособность ООО «Техник Универсал» на отраслевом рынке;
- разработки предложений по повышению конкурентоспособности ООО «Техник Универсал».
Объект исследования – ООО «Техник Универсал».
Предмет исследования – конкурентное положение ООО «Техник Универсал» на отраслевом рынке.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Демидова В.Е., Долинской М.Г., Завьялова П.С., Литвиненко А.Н., Лифица И. М., Соловьевой И.Н.
При написании данной работы были использованы такие методы как метод сравнения, метод относительных, абсолютных и средних показателей, табличный и графический методы, методы оценки конкурентоспособности (модель анализа пати конкурентных преимуществ по М. Портеру, матрица БКГ, конкурентный многоугольник, SWOT-анализ).
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Конкурентоспособность: понятие и основные факторы
Конкурентоспособность предприятия находится в тесной взаимосвязи с таким сущностным явлением рыночной экономики как конкуренция.
Содержание конкуренции выражается в состязательности, соперничестве между отдельными организациями. Развитие конкуренции в любой отрасли экономики требует от хозяйствующих субъектов обеспечения собственной конкурентоспособности, формирования и развития своих конкурентных преимуществ.
Н.М. Белоусова, Е.Н. Сакина отмечают, что в науке до сих пор не сформировалось устоявшееся содержание понятия «конкурентоспособность».
В общем смысле конкурентоспособность – это способность организации осуществлять конкурентную борьбу с другими экономическими субъектами. При этом специалисты предлагают собственные трактовки понятия.
Так, М. Портер под конкурентоспособностью понимает свойство товара или организации выступать на рынке наравне с аналогичными товарами или конкурирующими организациями.
Согласно Д.С. Белоусовой под конкурентоспособностью понимают комплексную характеристику организации, характеризующую его возможность в любой момент времени обеспечить свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Л.В. Щербакова и В.Р. Тугущева под конкурентоспособностью организации понимают характеристику, выражающую возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Ю.Ю. Елсукова и Л.А. Хало рассматривают конкурентоспособность в двух смыслах (рисунок 1).
Рисунок 1 – Содержание понятия «конкурентоспособность» по мнению Ю.Ю. Елсуковой и Л.А. Хало
Н.В. Зябличкая считает, что конкурентоспособность представляет собой сложный, интегральный показатель, формируемый под воздействием множества факторов, оказывающих значительное влияние на все аспекты деятельности организации.
В Словаре экономических терминов Конкурентоспособность определяется как возможность товара или его производителя выиграть соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими организациями, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей.
В.И. Нечаев и П.В. Михайлушкин определяют конкурентоспособность как способность продукции соответствовать условиям рынка, что позволяет сформулировать конкурентоспособность организации как ее способности соответствовать условиям рынка.
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева рассматривают понятие конкурентоспособности в двух аспектах (рисунок 2).
Рисунок 2 – Содержание понятия «конкурентоспособность» по мнению
Б.А. Райзбергу, Л.Ш. Лозовскому, Е.Б. Стародубцевой
В целом некоторые расхождения в содержании понятия конкурентоспособности у разных авторов иерархичностью этого понятия, существующего на разных уровнях:
во-первых, на микроуровне, когда речь идет о конкурентоспособности товаров, производимых на территории государства;
во-вторых, на мезоуровне, когда речь идет о конкурентоспособности организаций национального базирования, производящих услуги и товары и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Абалкин Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы [Статья] / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. – 2018. – № 12. – С. 34-37.
3. Автоматизация учета производственных запасов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibook.ru (дата обращения: 22.11.2020).
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
5. Бондарева С. Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации [Статья] / С.Р. Бондарева // Экономические и гуманитарные науки – 2015. - №3. - С. 104-107.
6. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции [Статья] / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2016. – № 1 (49). – С. 40-47.
7. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Статья] / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления. – Москва: Буки-Веди, 2016. – С. 84-87.
8. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [Электронный ресурс] / И.Л. Дулисова. - Режим доступа: www.marketing.spb.ru. (дата обращения: 22.11.2020).
9. Дятлова П. Задачи повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг [Статья] / П. Дятлова // Российское предпринимательство. – 2019. – № 6. – С. 70-73.
10. Егоров Ю.Л. Исследование систем управления [Текст]: учеб. пособие / Ю.Л. Егоров. – Москва: Экзамен, 2016. – 380 с.
11. Иванченко В. Р. Теоретико-методологические аспекты повышения конкурентоспособности малых предприятий [Статья] / В.Р. Иванченко // Вестник Балтийского научного центра. - 2018. - № 1 (31). - С. 106-108.
12. Инюхина Е.В. Оценка конкурентоспособности отраслевых и региональных социально-экономических систем как инструмент формирования промышленной политики [Электронный ресурс] / Е.В. Инюхина. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1994/1/Ilyxina.pdf (дата обращения: 22.11.2020).
13. Ливак Н. С. Эффективное лидерство в управлении командой: курс лекций [Текст] / Н. С. Ливак. – Красноярск : СибГТУ, 2017. – 64 с.
14. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности [Статья] / М.В. Лисенков // Вестник ТГУ. - 2015. - Вып. 2. - С. 64-66.
15. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. – Москва, Дело, 2016. – 258 с.
16. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность [Текст] / М.Г. Миронов. – М. : Альфа-пресс, 2018. – 390 с.
17. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность [Текст] / Х. Рамперсад. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
18. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
19. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения [Текст] / С.Г. Светуньков. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
20. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Юшкова. – Красноярск, 2018. – 350 с.