Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Так же, в настоящее время и мировое сообщество ищет пути преодоления рецессии и медленного экономического роста. В международных докладах обращается особое внимание на то, что достижение данных целей возможно путем повышения роли социальной защиты как одного из главнейших условий для устойчивого государственного развития. При этом акцентируется внимание на том, что право на социальную защиту является одним из основных и естественных прав человека. Эффективные и развитые национальные системы социального обеспечения являются мощными инструментами предоставления гарантированного дохода, предотвращения и сокращения бедности и неравенства и построения инклюзивного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с социальным обеспечением в России.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие систему социального обеспечения, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится анализ российской системы социального обеспечения.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
• Исследовать систему социального обеспечения в РФ;
• Проанализировать права граждан в системе социального обеспечения;
• Рассмотреть реализацию социального обеспечения;
• Определить тенденции развития роли ПФР в системе социального обеспечения.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Нормативно-правовой основой данной работы составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, статистические данные, обзоры юридической практики, справочная литература.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о социальном обеспечении в Российской Федерации.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Социальное государство и система социального обеспечения
1.1. Российская Федерация как социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, как утверждает Н.А. Боброва, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность». Так, например, в философии социальность представляется как одно из самых сложных и мистифицированных понятий, четкое определение которого отсутствует, в юриспруденции - как явление многомерное и т.д.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе 1990 г. «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». Так, в философии функция мыслится как обязанность, круг деятельности, а под социальной функцией подразумевается использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определенной цели или реализации определенных ценностей. В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом. Очевидно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
Л.А. Морозова расширяет понятие «функции государства», включая в него не только направления деятельности государства, но и сам механизм государственного воздействия на различные сферы общественной жизни общества, так как различного рода преобразования и правовое регулирование общественных отношений воздействуют одновременно на состояние общественных процессов.
Актуализируя содержание социальной функции государства применительно к современным условиям, О.В. Родионова определяет ее как деятельность, направленную на минимизацию различий в доступе к общественным благам с целью обеспечения самосохранения социума. Данная функция государства выражается через средства и способы реализации внедрения социальных групп в единое государственно-организованное общество. С данной трактовкой можно согласиться, поскольку именно через устранение (сглаживание) социальных различий создается основа общественной солидарности.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах инвалидов: заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
4. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
5. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.
9. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995, N 9, ст. 713.
10. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
11. Приказ Минтруда России от 02.08.2017 N 606нт «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление ФСС РФ от 06.08.1997 N 64 «Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования» // «Бюллетень Минтруда РФ», N 10, 1997.
Акты судебных органов
13. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 948-О // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 19-КГ17-13 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N 69-КГ18-11 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2018 г. N 33-26721/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
Литература
19. Ануфриева А.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Анна Вячеславовна Ануфриева. [Место защиты: Уральский государственный юридический университет]. Екатеринбург, 2016. 30 с.
20. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. С. 281.
21. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Российская академия правосудия, 2011. С. 226.
22. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18.
23. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 2.
24. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146.
25. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. N 1. С. 23.
26. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
27. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. С. 46.
28. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
29. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
30. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. С. 28.
31. Понкин И.В. Вызов социальному государству или вызов социального государства. Рецензия на книгу Аристова Е.В. «Социальное государство в США» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. N 1-2. С. 118.
32. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в РФ: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Роман Николаевич Жаворонков. [Место защиты: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)]. М., 2014. 495 с.
33. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. 2019. N 5. С. 27.
34. Семянникова Д.А. Санаторно-курортное лечение в рамках медицинской реабилитации детей-инвалидов: правовые аспекты // Медицинское право. 2019. N 1. С. 52.
35. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 3. С. 396 - 403.
36. Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 59.
37. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 34.
38. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.