Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успешное освоение письма в курсе английского языка играет важнейшую роль в дальнейшем изучении языка в составе элементов речевой деятельности, таких, как чтение, говорение, аудирование и письмо.
При этом в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) [1], в процессе обучения должны формироваться универсальные учебные действия, важную часть которых составляют познавательные учебные действия, которые развиваются при помощи ряда методов, таких, как методы формирования критического мышления, одним из которых является трехфазовая модель обучения школьников, получившая широкое применение в последние годы.
В связи с этим работа, цель которой исследование трехфазовой модели обучения школьников письму на английском языке, является актуальной.
Материалами работы послужили труды по универсальным учебным действиям, в том числе и познавательным таких исследователей, как Микерова Г.Ж. , Петронюк И. С., Штофф В.А., Шаталова О.А., Пятова Е. А., Мухамедьянова Р. Ф., Солощенко М. Ю. [2-8] и др., труды по формированию познавательных навыков при изучении английского языка таких исследователей, как Гальскова Н. Д., Бронская В. С., Бухбиндер В. А., Бронская А. С. , Клучтер Д. [9-13] и др., труды по анализу критического мышления и трехфазовой модели обучения таких исследователей, как Борисова С. А., Скиба А. С. [14-16] и др.
Объектом исследования в данной работе является трехфазовая модель обучения, а предметом – обучение письму на английском языке.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать роль познавательных универсальных учебных действия и критического мышления при изучении английского языка;
- сформулировать суть трехфазовой модели обучения применительно к изучению английского языка;
- дать характеристику обучению письму на английском языке как виду речевой деятельности;
- привести практический пример применения трехфазовой модели обучения школьника письму на английском языке.
Методами исследования послужили аналитический метод и экспериментальный.
Экспериментальная фаза данного исследования проводилась в школе №3 в 8б классе. Группа была разделена на контрольную и экспериментальные подгруппы по 10 чел.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в теории познавательных универсальных учебных действий.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные практические результаты могут быть использованы в практике применения трехфазовой модели обучения письму на английском языке.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Критическое мышление и трехфазовая модель в обучении английскому языку
1.1. Роль познавательных универсальных учебных действия и критического мышления при изучении английского языка
ФГОС второго поколения определяет как один из основополагающих ценностных ориентиров начального общего образования – это развитие у школьника «умения учиться» как первого шага к самообразованию и самовоспитанию [1]. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности, в которых на различных этапах обучения в школе проявляется от «умение учиться» в младших классах до критического мышления в старших за счет усвоения универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) реализована на базе системно-деятельностного подхода авторами: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. и др. [17].
Исследователи отмечают, что в широком значении под термином «универсальных учебных действий» понимают умение учиться, т. е. способности субъектов к самосовершенствованию и самоорганизации путем сознательного и довольно активного присвоения социального опыта.
В узком психологическом значении под этим термином понимают совокупность способов действий обучающихся (а также навыков учебной деятельности), которые обеспечивают самостоятельное усвоение знаний, развитие умений, организацию этого процесса [15, с.23].
Понятие УУД в узком смысле рассматривается как комплекс способов действий обучающихся, обеспечивающий самостоятельное приобретение знаний, развитие умений, организацию этого процесса [16].
Универсальный характер учебных действий проявляется в их надпредметном и метапредметном характере, кроме этого в обеспечении целостного личностного, общекультурного и познавательного развития личности обучающегося [16].
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного присвоения обучающимся нового для себя социального опыта. Универсальные действия в учебной деятельности создают возможность самосто¬ятельного успешного овладения новыми знаниями, умениями и компетентностями, опираясь на организацию усвоения, т. е. умение обучающихся учиться. В широком смысле термин «универ¬сальных учебных действий» означает «умение обучаться», т. е. способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию путем анализа своего прошлого опыта. В психологическом смысле УУД определяется как совокупность способов учебных действия обучающихся (а также связанных с этими учебными действиями навыков учебной классной или домашней работы), которые обеспечивают его способность к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями, включая организацию данного процесса [9].
Учебные действия отражают способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию посредством активного присвоения своего нового социального опыта; система учебных действий обучающихся, которые обеспечивают его толерантность, социальную компетентность, культурную идентичность, способность к самостоятельному овладению новыми умениями и знаниями, организуя этот процесс [3, с.24].
Универсальные учебные действия предоставляют обучающимся возможность самостоятельно выполнять учебную деятельность, ставить перед собой учебные цели, использовать и искать способы их достижения, оценивать и контролировать результаты и процесс учебной деятельности, а тем са¬мым обеспечивают благоприятное усвоение знаний, развитие и формирование навыков, умений и компетентностей в различной предметной области [3, с.25].
Универсальные учебные действия создают условия для обучающихся самостоятельно осуществлять учебную деятельность; обеспечивают условия для формирования и развития личности обучающегося ее самореализации на основе «умений учиться» и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; обеспечивают успешное усвоение навыков, знаний, умений, формирование и развитие картины мира обучающегося, компетентностей в различной предметной области научного познания.
Приоритетными целями школьного образования становятся развитие у обучающихся способностей самостоятельно ставить необходимые учебные цели, проектировать всевозможные пути их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения.
Обучающиеся сами должны стать «строителем и архитектором» образовательного учебного процесса, то есть должны мыслить критически.
Достижение такой цели становится возможным посредством формирования системы универсальных действий в обучении.
УУД, таким образом, это обобщенные действия, которые порождают мотивацию учения и позволяют учащимся ориентироваться в разных предметных областях знаний.
Основные виды универсальных учебных действий, сообразных основным задачам общего образования, составляют четыре блока (рис.1.).
К функциям универсальных действий в учебной деятельности относят:
• обеспечение эффективного усвоения навыков, знаний и умений и обеспечение успешного формирова¬ния компетентностей и картины мира в разных предметных областях познания;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897.pdf
2. Микерова Г.Ж. Система формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения. // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 16-24.
3. Петронюк И. С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18955485
4. Штофф В.А. Роль моделей в познании/В.А. Штофф. – М.:1966.–301 с.
5. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. /Шаталова О.А. – М:Русское слово. – 2012. – 196 с.
6. Пятова Е. А. Освоение информационного пространства учебника как условие формирования универсальных учебных действий (УУД) // Филологический класс. 2013. № 2 (32). С. 33–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osvoenieinformatsionnogo-prostranstva-uchebnika-kak-uslovie-formirovaniyauniversalnyh-uchebnyh-deystviy-uud
7. Мухамедьянова Р. Ф., Солощенко М. Ю. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Интеграция наук. 2017. № 6 (10) С. 169–171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962985.html
8. Общеучебные умения и навыки и их формирование URL https://psyera.ru/obshcheuchebnye-umeniya-i-navyki-i-ih-formirovanie_9653.htm
9. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам». Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «АРКТИ», 2003.
10. Бронская, В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. – С 59.
11. Бухбиндер, В. А. Развитие лексических навыков устной речи / В. А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках - Киев, 1980. - с.14 - 31.
12. Кричевская К. С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранным языкам / К. С. Кричевская // ИЯШ. - 2010. №4. С.23-30.
13. Борисова С. А. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42395087_24196755.pdf
14. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36-40.
15. Скиба А. С. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ. Актуальные проблемы современного иноязычного образования XVI. Записки молодого ученого / Отв. редактор С.С. Сотникова – Курск: Курск.гос. ун-т, 2020 г.
16. Асмолов А.Г. Системнодеятельностный под ход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 18.
17. Котляров В. А., Поликаркина С. В. Формирование универсальных учебных действий при изучении нового материала на уроках математики // Научный альманах. 2016. № 3–2 (17) С. 194–199. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25965248.html
18. ЕГЭ 2020 по английскому языку [Электронный ресурс] https://synergy.ru/edu/ege/ege_2020/
19. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 1998.