Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Создание благоприятных условий хозяйствования для существования и развития фирмы является одной из главных задач ее менеджмента, но из-за влияния факторов внешней среды, а также различных внутренних разногласий, появляются причины, из-за которых развиваются кризисные ситуации. Крайне важно для управляющих предвидеть такую ситуацию, не допустить развитие кризиса, а если она все же произошла, то грамотно купировать ее, сохранив платежеспособность компании и возможность ее дальнейшего функционирования с минимальными потерями.
Тема антикризисного менеджмента является весьма актуальной в современных условиях хозяйствования. Тысячи фирм ежегодно прекращают свою деятельность из-за того, что не могут подстроиться под меняющиеся условия внешней среды, разработать грамотную стратегию развития, оценить всевозможные риски и ликвидировать их. Антикризисное управление должно являться неотъемлемой частью управленческой стратегии любой компании во избежание наступления кризиса. Особенно в условиях российской действительности, где предпринимательство, как деятельность самостоятельного хозяйствующего субъекта, появилось сравнительно недавно. Недостаточность опыта российских управленцев, само отличие системы менеджмента компанией в нашей стране от менеджмента в других странах также порождает несколько разные подходы к определению и понятию антикризисного менеджмента различными учеными. То есть, как и многие другие, данная сфера требует постоянного развития и совершенствования, разработки новых подходов и новых точек зрения.
Цель данной работы – изучить антикризисный менеджмент на предприятии.
Задачи работы:
1. Определить сущность антикризисного менеджмента на предприятии.
2. Проанализировать стратеги и разработать алгоритм осуществления стратегии антикризисного менеджмента.
3. Сравнить имеющиеся подходы к оценке эффективности антикризисного менеджмента.
4. Проанализировать методы антикризисного менеджмента.
5. Показать применение антикризисного менеджмента на практическом примере.
Объектом исследования являются различные аспекты антикризисного менеджмента, а предметом их применение на реальном предприятии.
Необходимо помнить, что любая фирма – это сложная, многогранная система, соединяющая в себе множество элементов, таких как производство, человеческие взаимоотношения, отношения с внешней средой, в том числе с рынком и т. д. Управлять такой системой – задача не из легких, и, само собой, что время от времени случаются некоторые непредвиденные ситуации, приводящие к определенным последствиям. Разрешение таких ситуаций при сохранении целостности фирмы, не отклонение от существующих целей и соблюдение установленных ценностей – вот главные задачи любого управляющего. Конечно, бывают случаи, когда фирма избирает для себя новые пути и виды деятельности, и распознавание, когда изменения приводят к улучшению, а когда их следует избегать, также является задачей менеджера.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы антикризисного менеджмента
1.1. Сущность, понятие и задачи антикризисного менеджмента
Эффективность бизнеса и захват новых сегментов рынка – вот на что делают ставки компании в «мирные» времена. Но в непредсказуемой ситуации пандемии, когда каждый день несет что-то новое, при этом чаще со знаком минус, все силы и ресурсы владельцев бизнеса направлены на одно – как пережить кризис и сохранить бизнес. Для этого необходимо иметь запас прочности и действенную антикризисную стратегию. Антикризисное управление, или антикризисный менеджмент – это понятие широкое. Это и процедуры по оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности компании, и поиск путей рассчитаться с долгами и спасти фирму от ликвидации и банкротства, и конкретные меры, которые помогут минимизировать финансовые потери во время кризиса, и даже устранение последствий от неумелых решений руководства, которое своими действиями привело компанию к краху .
В любом случае цель антикризисного менеджмента – спасти компанию и придать ей некую стабильность и устойчивость в крайне нестабильных и неблагоприятных внешних условиях. Частные компании пытаются справиться с трудностями своими силами – это внутренний антикризисный менеджмент. Иногда ситуация требует вмешательства извне, тогда для спасения компания приглашает специалистов из консалтинговых агентств. К антикризисному управлению крупных и стратегически важных предприятий подключается государство.
Антикризисный менеджмент – важный компонент стратегии финансово-экономической безопасности компании. К основным задачам и функциям антикризисного менеджмента относятся:
Распознавание кризисов и рисков.
Разработка стратегии их смягчения.
Определение приоритетных целей компании в условиях кризиса.
Координация деятельности всего персонала и всех подразделений для совместной работы по преодолению кризиса.
Поиск путей по выходу из кризиса и восстановления компании в посткризисное время.
Профилактика негативных ситуаций в будущем.
1.2. Направления антикризисного менеджмента
Выполнять планы, составленные до кризиса, при его наступлении едва ли возможно. Антикризисный менеджмент предполагает корректировку основной стратегии компании и выработку новой, альтернативной стратегии – антикризисной. Очевидно, что работать придется больше и интенсивней. Вывод компании из кризиса необходимо начинать с определения того, что стало его причиной, отправной точкой: неконтролируемый рост производственных затрат, ухудшение качества продукции, рост дебиторской задолженности, неблагоприятная экономическая обстановка и другие внешние условия и т.д.
В зависимости от выявленной причины компания разрабатывает антикризисные мероприятия. Есть несколько направлений работы в системе антикризисного менеджмента:
Финансовое управление.
Восстановление ликвидности и платежеспособности.
Реорганизация производства и структуры компании.
Работа с персоналом.
Решение внутренних проблем.
Четко обозначив проблемные зоны, необходимо провести работу по поиску вариантов выхода из кризиса.
1. Оптимизация расходов компании и снижение затрат Первое, что грозит компании во время кризиса – это финансовые трудности: невозможность рассчитаться с поставщиками за материалы, с арендатором за помещение, с персоналом по заработной плате. Поступлений мало, а дополнительных обязательных расходов больше, чем вы можете себе позволить: чего стоят одни маски и антисептики для сотрудников во время пандемии коронавируса, приборы для скрининга температуры и обеззараживающие лампы для дезинфекции, которые по новым требованиям необходимо установить в офисах. Дополнительные расходы грозят и после отмены ограничений. Так, ресторанам и кафе, которые вернутся к обслуживанию посетителей в залах, предстоят траты на изменение планировки и зонирования: по новым санитарным нормам плотная посадка запрещена, между столами должны быть интервалы или разделительные перегородки. По новым рекомендациям ВОЗ на одно посадочное место теперь полагается 2,5 м2 (раньше – 1,4 м2).
Еще предстоят расходы на одноразовую посуду или стерилизацию многоразовой, замену бумажных меню планшетами, автоматические двери, к которым не нужно прикасаться руками. Снижение затрат – основной метод антикризисного менеджмента. Необходимо настроиться на работу в условиях жесткой экономии. Подумайте, какие затраты можно урезать, что можно покупать дешевле или пока не покупать вовсе. Задача – максимально сократить все расходы, особенно те, которые не относятся к основной деятельности фирмы:
Материальные расходы: покупка более дешевого сырья и комплектующих, применение ресурсосберегающих технологий.
Затраты на административно-хозяйственные нужды.
Временное прекращение финансирования научно-исследовательских разработок и долгосрочных проектов. Один из путей снижения расходов – работа с персоналом:
Сокращение заработных плат.
Сокращение неэффективных сотрудников.
Пересмотр штатного расписания (совмещение должностей, введение неполной рабочей недели или неполного рабочего дня).
Отказ от услуг внештатников, совместителей, тех, кто выполняет незначительные операции .
Примером подобного антикризисного менеджмента может служить компания Ford, которая в 2006 году понесла убытки в рекордном для себя размере 12,7 млрд долларов и была вынуждена закрыть заводы и сократить персонал. Для снижения издержек предусматривалось сокращение 10 тысяч служащих и 30 тысяч простых рабочих. Меры суровые, но именно они помогли компании преодолеть кризис.
2. Оптимизация денежных потоков. В кризисные времена важно четко все контролировать и планировать:
Ежедневно сверять баланс наличия и движения денежных средств. Формируйте реестр платежей.
Продать неиспользуемое оборудование.
Снизить налоговые расходы на имущество за счет консервации неиспользуемых основных средств.
3. Реструктуризация кредиторской задолженности:
Рассрочка.
Списание долга.
Обмен задолженности на ценные бумаги.
Переуступка дебиторской задолженности кредиторам компании.
4. Увеличение поступления денежных средств. Сократив издержки, важно максимально увеличить объем поступлений. Именно прирост денежных средств делает возможным проведение других мероприятий антикризисного менеджмента в организации. Этого можно добиться разными способами, в частности увеличением объема реализации. Для этого проводят агрессивные продажи, устраивают акции, распродажи, рассылку коммерческого предложения.
Многие компании, которые временно закрылись и не могли реализовывать свои товары или услуги в привычном оффлайн-формате, придумали интересный онлайн-продукт. Они сделали ставку не на товар или услугу, а на контент – развлекательный, информационный, обучающий. Именно это стало главной особенностью антикризисного менеджмента во время пандемии. Так, по данным компании Flacon-Х, которые приводит газета «Ведомости», в Москве на начало 2019 года насчитывалось около 1 млн м2 креативных площадок. Сегодня самые крупные из них, например, Artplay (75 000 м2), пустеют и теряют своих арендаторов. Типичное решение – перейти в онлайн. Виртуальные выставки и прогулки по галереям хоть как-то позволят сохранить интерес клиентов, напомнить о себе.
По данным Федерации рестораторов и отельеров, в Москве из-за пандемии приостановили работу около 15 000 кафе и ресторанов. И лишь 10% из них вновь откроют свои двери. Сегодня многие кафе и рестораны были вынуждены переориентироваться на доставку еды. Но не все доверяют еде на вынос: непонятно, как, когда и в каких условиях ее приготовили. Снимите ролик о том, как готовятся ваши блюда: какие меры безопасности приняты, как вы соблюдаете санитарные нормы, что изменили в технологическом процессе.
Можно сыграть на том, что сегодня стала актуальной тема саморазвития и обучения. Запустите обучающие онлайн-курсы, которые будут поддерживать идею и миссию вашей компании или бренда. Они необязательно должны быть платными. Онлайн-школы, например Нетология, Skillbox, Geekbrains, на своих платформах открыли бесплатный доступ ко многим обучающим интенсивам. Сейчас, в условиях сниженной покупательской способности, важно в принципе сохранить трафик и клиентскую базу. Подобный бесплатный контент может стать способом монетизации и приносить компании прибыль. Площадкой для партнерского продвижения может стать YouTube.
5. Переориентация производства. Иногда компании приходится пересмотреть свой ассортимент и перестроиться на выпуск того, что наиболее востребовано в текущий момент. Но здесь важно соблюдать меру. Только ленивый в период пандемии коронавируса не начал шить многоразовые маски или производить жидкость для дезинфекции. Многие парфюмерные компании сегодня переориентировались на производство антисептиков. В итоге подобных предложений стало слишком много. Кризис – это возможность увидеть перспективы там, где другие их не замечают. Создать новый продукт или услугу на базе привычных. Так, разработчики мобильных приложений сейчас могут сделать ставку на создание интерфейсов для интернет-магазинов. Сейчас больше магазинов переходят в онлайн-ритейл и такое предложение будет востребованным. Стараться осваивать новые ниши – те, где у вас не будет конкурентов .
6. Перепрофилирование объекта и поиск новых клиентов Переориентация может произойти не только по части выпускаемого вами продукта, но и по части того, кто является вашими основными клиентами. Это касается в первую очередь владельцев офисных и торговых центров, бизнеса, связанного с коворкингами и творческими пространствами. Они могут быть перепрофилированы. По опросам специалистов, проведенных газетой «Ведомости», не исключено, что после возобновления работы некоторые помещения творческих пространств станут жилыми или их заполнят не совсем типичные для них арендаторы.
Так, в Artplay, основная специализация которого дизайн, архитектура, творческое образование, идет строительство новой площадки Artplay Portal, предназначенной для деловых мероприятий. Специалисты прогнозируют, что и торговые центры приобретут новых для себя арендаторов – филиалы банков, медицинских организаций, диагностических кабинетов, фитнес-центров, МФЦ. То есть объекты будут работать не только для розничной торговли и развлечений. Какие-то помещения, которые по техническим характеристикам отвечают требованиям логистики (высота потолков, инженерно-технические системы, нагрузки на перекрытия) могут быть переделаны под склады или дополнительные распределительные центры. Раньше они располагались за чертой города, но пандемия и самоизоляция привели к буму розничной онлайн-торговли и необходимости быть ближе к конечному потребителю, оперативно осуществлять доставку заказов.
7. Коллаборация и интеграция. Кризис, как правило, не бьет по какой-то одной отрасли – он затрагивает многих. Не вы одни сегодня переживаете трудности, так почему бы не объединиться, чтобы «выжить»? Например, коворкинги могут объединиться с кафе или онлайн-школами и предлагать своим клиентам бесплатный кофе или образовательные курсы. Организуйте совместную работу с организацией или фондом, которые занимаются социально-полезными акциями. Не нужно бояться временно выпускать что-то бесплатно, сделать что-то полезное для общества. Это укрепит вашу репутацию и будет полезным в долгосрочной перспективе.
8. Поддержание боевого духа сотрудников. Работа с персоналом – это не только уменьшение его численности. Не менее важно дополнительно мотивировать сотрудников, не отказываться от них без крайней необходимости. В тяжелые времена как никогда важны преданные и лояльные компании люди, настоящие профессионалы, которые умеют мобилизоваться в критических ситуациях. Важен вклад каждого такого человека в решение общей проблемы. Именно кризисы и совместное преодоление трудностей сформируют корпоративную культуру в вашей компании, сделают вас по-настоящему сильной командой.
9. Ставка на позитив и оригинальность Многие сегодня используют в рекламе такие слова, как «скидки в период пандемии», «антикризисная цена», «для тех, кто на самоизоляции», предполагая, что именно это заманит, привлечет потребителей. Но есть один секрет: в период кризиса люди не хотят думать о кризисе. Они не хотят, чтобы им об этом напоминали на каждом шагу.
Сегодня потребитель хочет не скандального, яркого и креативного, он хочет стабильности. Он хочет хоть как-то собрать привычную картину мира, которая у всех на глазах развалилась на части. На волне массовой истерии создайте себе имидж стабильной и надежной компании, поддерживающей вневременные ценности. Основная характеристика антикризисного менеджмента – его гибкость и индивидуальность. У каждой компании свои методы выхода из кризиса. Привычные стратегии, которые неизменно показывали свою эффективность, сегодня работают не у всех. Приходится изобретать что-то новое, адаптироваться к изменившимся реалиям. Помимо перечисленных универсальных методов, компания может и должна изобрести свои приемы решения проблем антикризисного менеджмента. Кризис всегда выявляет скрытый потенциал компании .
2. Анализ антикризисного менеджмента на примере ООО «Дочки-Сыночки»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Дочки-Сыночки»
Дочки-сыночки — федеральная сеть детских супермаркетов, представленная на территории Российской Федерации. Основные категории реализуемых товаров предназначены для малышей и будущих мам. Одежда, коляски, игрушки, питание — все это и многое другое можно найти в магазинах компании.
Дочки-сыночки супермаркеты товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста. Сеть супермаркетов «Дочки-Сыночки» является одним из крупнейших розничных операторов торговли детскими товарами в России. На сегодняшний день, в состав сети входит более 200 магазинов в 84 городах РФ.
Современный розничный супермаркет «Дочки-Сыночки» насчитывает более 150 тыс. наименований товаров для детей с рождения и до 16 лет: питание, игрушки, одежда, обувь, товары для творчества, канцелярские товары, парафармация, товары для активного отдыха, мебель, велосипеды, автомобильные кресла, постельные принадлежности, подарочные наборы, а также товары для беременных и кормящих матерей.
Владельцем и основателем организации является Владимир Бондяшов. Свое развитие Дочки-сыночки начали в 2007 году как сеть, предлагающая своим покупателям только высококачественные товары для детей .
Ежедневно тысячи покупателей в Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Томске, Казани, Москве и других городах России посещают магазины, отмечая удобство и комфорт залов. Гибкий ценовой диапазон и перечень известных брендов позволяют удовлетворить запросы даже самых взыскательных потребителей.
С течением времени Дочки-сыночки совершенствуют сервис, внедряя новые технологии. Сегодня торговые площади оснащены интерактивными терминалами с возможностью предварительного подбора и сравнения товаров, а оптимизация визуальных указателей делает процесс поиска проще.
Далее рассмотрим организационную структура ООО «Дочки-Сыночки», которая представлена на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
Научная и учебная литература
4. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р.
Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2017. – 192 c.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2018.–
239 c.
6. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Феникс. 2019. – 129 с.
7. Бедяева, Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма: учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 180 c.
8. Беляцкий, Н.П.Управление персоналом / Н.П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2017. – 448 с.
9. Бугаков, В.М. Управление персоналом: учебное пособие / В.П.
Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 237 c.
10. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 192 c.
11. Бухалков, М.И. Управление персоналом: учебник / М.И.
Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 400 c.
12. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций:
пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. – М.: А-Приор, 2018. – 176 c.
13. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учебное пособие /
В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 96 c.
14. Веснин, В.Р.Управление персоналом. Теория и практика / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
15. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник самый эффективный ресурс организации: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.:
ИНФРА-М, 2018. – 282 c.
16. Герчиков, В.И.Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс организации / В.И. Герчиков. – М.: Инфра-М, 2017. – 282 с.
17. Гулиева, А.Ю. Инновационные методы управления персоналом в ресторанном бизнесе: опыт внедрения / А.Ю. Гулиева // Кадровик. – 2020. - №4. – С. 76-86.
18. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2019. – 287 c.
19. Дырин, С.П.Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики / С.П. Дырин. – СПб.: Петрополис, 2017. – 216 с.
20. Журавлев, П.В. Управление персоналом / П.В. Журавлев. - М.:
Финстатинформ, 2019. – 198 с.
21. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И.
Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 528 c.
22. Зайцева, Н.А. Управление лекций персоналом в гостиницах: учебное пособие / Н.А. Зайцева. – М.: Форум, 2017. – 416 c.
23. Зайцева, Т.В.Управление персоналом / Т.В. Зайцева, Т.А. Зуб. – М.: Форум, 2017. – 336 с.
24. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: учебник /
А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 695 c.
25. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия правления персоналом: учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. – М.: Проспект, 2017. – 64 c.
26. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда пособие персонала: учебно- практическое пособие / Л.В. Ивановская. – М.: Проспект, 2017. – 64 c.
27. Каштанова, Е. Положение о деловой карьере / Е. Каштанова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2018. - № 7. – С. 9-10.
28. Кибанов, А.Я. Как уменьшить стартовые издержки? Об
управлении трудовой адаптацией / А.Я. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – № 2. – С. 16-18.
29. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Практикум / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2017. – 365 с.
30. Кибанов, А.Я. Как уменьшить стартовые издержки? Об
управлении трудовой адаптацией / А.Я. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. – № 2. – С. 16-18.
31. Кобцева, Е. Адаптация нового кадров к организационной культуре / Е. Кобцева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2017. – № 5. – С. 19-21.
32. Котова, Т.В. Программа адаптации квалифицированного кадров:
опыт разработки / Т.В. Котова // Управление персоналом. – 2017. – № 10. – С. 23-25.
33. Коул, Дж. Управление персоналом в современных организациях / Дж. Коул.– М.: Вершина, 2018. – 421 с.
34. Крымов, А.А.Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HR-директором / А.А. Крымов. – СПб.: Питер, 2018. – 240 с.
35. Кулик, В.В. Как адаптировать новичка / В.В. Кулик //
Руководитель строительной организации. – 2020. – № 4. – С. 9-10.
36. Лагусева, Н. Технология планирования карьеры / Н. Лагусева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. – № 10. – С. 19-20.
37. Макринова, Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте: учебное пособие / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С.
Васильева. – СПб.: Троицкий мост, 2017. – 208 c.
38. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров /
В.М. Маслова. – М.: Юрайт, 2017. – 492 c.
39. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Аудит, контроллинг и оценках расходов на персонал: учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2017. – 80 c.
40. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2017. – 72 c.
41. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров / Е.Б. Моргунов. – М.: Юрайт, 2019. – 561 c.
42. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. – М.: Проспект, 2018. – 64 c.
43. Полякова, О.Н. Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова,
Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 570 c.
Электронные ресурсы
44. dochkisinochki.ru – Официальный сайт «Дочки-Сыночки» – интернет-магазин детских товаров.
45. Каданцева М.С. Кадровый потенциал предприятия:
экономическая сущность и структура // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/08/24334.
46. Кадровый потенциал: развитие, управление и оценка
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.hrdirector.ru/article/66609-qqq-17-m3- kadrovyy-potentsial-razvitieupravlenie-iotsenka.
47. Кадровый потенциал организации: как работать с персоналом, увеличивая эффективность труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.hr-director.ru/article/65688-qqq-15-m9-kadrovyypotentsialorganizatsii.
48. Как повысить кадровый потенциал компании: развитие персонала
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.hrdirector.ru/article/65702- qqq-15-m9-kak-povysit-kadrovyypotentsialpredpriyatiya.
49. Пурыжова Л. В., Арутюнян Г. А. Кадровый потенциал
организации: особенности формирования и управления // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 228-231. — URL https://moluch.ru/archive/128/35531.
50. Тимирьянова В. М., Жилина Е. В. Кадровый потенциал торговых предприятий как фактор конкурентоспособности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г.
Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 114-118. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8018.