Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное общество можно считать динамичным, насыщенным межэтническими противоречиями и конфликтами, в связи с чем, особую актуальность приобретает проблема терпимости личности, проблема толерантности.
На сегодняшний день большую популярность в детской, в особенности подростковой среде, приобретают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и эгоизм, неблагоприятное социальное окружение детей, неблагополучная семья затрудняют приобретение необходимых ценностей, установок. В связи с этим, активизируется процесс поиска наиболее результативных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, отличающихся от тебя людей.
Одной из задач современного образования представляется развитие культуры толерантности посредством утверждения ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. Воспитание культуры толерантности становится возможным исключительно при взаимной заинтересованности педагога и учеников. Однако для «толерантного» обучения и воспитания необходимо подвергнуть определенным изменениям систему образования.
Толерантность приобретает важное значение в индивидуально-личностном развитии, в социализации, обучении, в социальных отношениях и профессиональной деятельности в особенности, где толерантность представляет собой залог её эффективности. Особую актуальность на современном этапе жизнедеятельности общества получает задача развития толерантности в условиях внеаудиторных занятий по учебному предмету «Биология».
Объектом исследования выступает толерантность старших школьников.
Предметом исследования являются формирование толерантности старших школьников в условиях внеаудиторной работы по учебному предмету «Биология».
Цель курсовой работы - формирование толерантности старших школьников в условиях внеаудиторной работы по учебному предмету «Биология».
На основании поставленной цели и сформулированной гипотезы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «толерантность», качественные характеристики компонентов толерантности;
2. Определить особенности старшего подросткового возраста и проявления толерантности у детей данной возрастной группы;
3. Выявить роль внеаудиторной работы в формировании толерантности у старших школьников;
4. Разработать программу развития толерантности старших школьников в условиях внеаудиторной работы по учебному предмету «Биология»;
5. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, анкетирование, тестирование, беседа.
Методика исследования - экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авторы О. А. Кравцова, Г. У. Солдатова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова).
База исследования: МБОУ СОШ № …, г…. В исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет, в количестве 63-х человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, двух приложений.
1.Теоретические аспекты формирования толерантности старших школьников в условиях внеаудиторной работы по учебному предмету «Биология»
1.1. Сущность понятия «толерантность», ее структура, виды, основные критерии и показатели
Понятие «толерантность» в широком смысле интерпретируется терпимость, веротерпимость (лат.) [1, с. 86].
Толерантность понимается в качестве ценности и социальной нормы гражданского общества, которая проявляется в праве всех индивидов гражданского общества иметь различия между собой, обеспечения устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и иными социальными группами, уважении к многообразию разных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, которые различаются по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [48, с. 15].
По мнению Н.В. Бордовской, определение толерантности может звучать следующим образом: это способность системы не распознавать внешние факторы как враждебные по отношению к ее устойчивому состоянию, если они таковыми на самом деле являются. Прежде всего, необходимо разделить понятия «терпимость» и «терпеливость». Терпеливость - это способность системы какое-то время сохранять устойчивость, не реагируя на внешние действительно враждебные раздражители. Терпимость - это умение распознать в раздражителях реальную угрозу своему существованию и стабильному состоянию, формируя при этом адекватную реакцию. Иными словами, толерантное поведение предполагает способность делить все угрозы на мнимые и реальные и адекватно на них реагировать [7, с. 141].
Как отмечает С.К. Бондарева, психологический феномен толерантности вбирает в себя как научные аспекты и принципы, так и повседневные [6, с. 98]:
- моральная (условная) - в основе своей, содержит отсроченную агрессию. Терпимость «внешнего Я» только на поверхностном уровне: человек соглашается с происходящим, а внутри, буквально сдерживается, «кипит»;
- естественная (натуральная) – характерна для маленьких детей и выражается в их безусловном принятии родителей без оценивания, к сожалению, бывает с ущербом для себя, если родители отличаются жестокостью;
- нравственная (подлинная) – основанная на полном и осознанном принятии реальности. Это зрелая и позитивная толерантность «внутреннего Я». Духовное отношение ко всем проявлениям жизни и людям и постоянное самопознание. На нравственности основаны все мудрые притчи.
В.С. Собкин считает, что толерантность - это терпимость, снисходительность к кому - или чему-либо, к иным людям и вероисповеданиям. Это установка на уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных [8, с. 32].
При анализе приведённых определений понятия на протяжении целого века, можно отметить широкую разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о «толерантности» [3, с. 140].
Толерантность целесообразно понимать в качестве доброжелательного настроя по отношению к чему-либо, но при этом, не нарушающего общечеловеческие моральные нормы и категории.
Проанализируем некоторые классификации данного понятия.
Классификация видов, подвидов и типов толерантности представлена С.К. Бондаревой [6, с. 154]:
- толерантность может быть личностной, коллективной (социальной, общественной);
- толерантность может быть транспорентной (прозрачной, ясной, в большинстве случаев, однозначной);
- толерантность может быть колебательной (неустойчивой, еле уловимой, несбалансированной);
- толерантность может быть оксюморонической: «Прощайте врагов своих», «Любовь и прощение к своим угнетателям, палачам»;
- выделяется толерантность риска и отчаяния: «Пусть кусает собака, да лучше незнакомая, чем известная», «Беду в чужом краю можно перетерпеть, а в своём краю вдвойне обидно терпеть несправедливость»;
- толерантность может быть кратковременной и долговременной;
- толерантность может быть прерывной (дискретной) и непрерывной, перманентной;
- толерантность может быть всеобщей и рационально-избирательной;
- выделяется этико-вербальная, этико-лингвистическая толерантность;
- выделяется этнологическая, этно-этическая толерантность (терпимость к порокам, недостаткам культуры поведения представителей конкретных этносов);
- толерантность может быть дипломатической, политической;
- толерантность может быть официально-правовой, юридической, конституционально-законодательной;
- выделяется этическая толерантность. Этикет и мораль. Нормы и необычные формы проявления этикета толерантности в разных ситуациях;
- выделяется фольклорно-этническая толерантность: «Лучше угадать и угодить в угодники, чем плакаться в чужеродниках», «Ласковый телёнок двух маток сосёт», «Не рой яму другому – сам в неё попадёшь», «Собака лает – ветер носит», «Лучше самому терпеть, чем других обижать»;
- толерантность может быть педагогической (этико-эстетической) (гуманизм, корректность, тактичность, воспитанность, строгость к себе и доброжелательность к другим);
- толерантность может быть конфессиональной (религиозной);
- выделяется философская толерантность по принципу: «всё пройдёт – пройдёт и это»;
- толерантность может быть конкретной и абстрактной.
Основные критерии и показатели толерантности представлены в таблице 1 [9].
Таблица 1 - Критерии и показатели толерантности
Критерии Показатели
Устойчивость личности Эмоциональная стабильность;
Доброжелательность, вежливость, терпение;
Социальная ответственность;
Самостоятельность;
Социальная релаксация
Эмпатия Чувствительность партнера;
Высокий уровень сопереживания;
Учтивость;
Экстравертность;
Способность к рефлексии
Дивергентность мышления Отсутствие стереотипов, предрассудков;
Гибкость мышления;
Критичность мышления
Мобильность поведения Отсутствие напряженности в поведении;
Отсутствие тревожности;
Контактируемость, общительность (коммуникабельность);
Умение найти выход из сложной ситуации;
Автономность поведения;
Прогностицизм;
Динамизм
Социальная активность Социальная самоидентификация;
Социальная адаптированность;
Креативность;
Социальный оптимизм;
Инициативность
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что толерантность является одним из наиболее важных качеств настоящего гражданина, которое означает по своей сути терпимость к индивидам со своими индивидуальными чертами и особенностями. Толерантность является залогом пресечения разного рода дискриминации, это главная ценность гражданского развитого общества. Существует большое количество видов толерантности по критериям сферы проявления, социальной направленности, уровням проявления. При этом особую важность данное понятие приобретает среди индивидов в период взросления, в частности, в подростковом возрасте.
Российские ученые подчеркивают ценностную природу толерантности и ее ассоциация с нравственным развитием человека. С этих позиций «толерантность» оценивает Н.Е. Щуркова, характеризуя ее как общечеловеческую природу, «существующую от века и с потребностью сохраняющуюся до конца времен». Между них он выделяет простые значения и надстраивающиеся над ними, к количеству коих относятся в первую очередь терпимость, т. е. «толерантность» [21, с. 36].
Кроме этого существует бихевиоральный подход к определению толерантности, при котором, «толерантность» рассматривается, прежде всего, как особое поведение человека.
Также рассматривают проблему «толерантности» с точки зрения когнитивного подхода, когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность – непременно осознанная, осмысленная и ответственная.
Когнитивный компонент толерантности понимается через признание сложности, многомерности и многообразия мира и несводимости этого многообразия к единообразию [6, с. 12].
Также Н.А. Асташова предлагает выделить еще один условный «компонент толерантности» – вербальный. Если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то вербальный компонент ограничивается лишь «знаниевой составляющей». Это наиболее простое и поверхностное «измерение» толерантности, которое может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности и способности более-менее внятно рассказать об этом, но еще ничего не говорит о реальном его отношении к этому[3, с. 72].
Эмоциональный компонент толерантности отражает необходимость рассмотрения эмпатии как составляющей толерантных отношений[4, с. 18].
Таким образом, подводя итоги теоретического анализа толерантности в психолого-педагогическом аспекте можно согласиться с В.С. Собкиным, понимающим толерантность как терпимое отношение к другим людям, к их вероисповеданию, обычаям и традициям, а также личностным характеристикам и особенностям. Толерантность является залогом пресечения разного рода дискриминации, это главная ценность гражданского развитого общества. Существует большое количество видов толерантности по критериям сферы проявления, социальной направленности, уровням проявления.
1.2. Особенности старшего подросткового возраста и проявления толерантности у детей данной возрастной группы
Проявление эмоций у старших школьников нередко бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для учащихся достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Эти проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста. Кризисные явления нередко связывают с формированием целостной идентичности - процесса самоопределения (Э. Эриксон, Дж. Марсиа) [6, с. 12]. Формирование идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.
Общение подростков с взрослыми кардинально отличается от общения младших школьников. Средние школьники часто не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают их как источник организации и обеспечения их жизни, при этом организаторская функция взрослых трактуется учащимися чаще всего лишь как ограничительно - регулирующая. Уменьшается количество вопросов, обращенных к учителям. Задаваемые вопросы касаются, прежде всего, организации и содержания жизнедеятельности подростков в тех случаях, в которых они не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых. Сокращается число вопросов этического характера [2, с. 79].
В сравнении с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем заметно снижается.
Организация учебной деятельности подростков - важнейшая и сложнейшая задача. Учащийся вполне в состоянии понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Но в силу особенностей мышления, характерных для исследуемого возраста, школьника уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде.
В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения определенных задач, разрешение противоречий. На сегодняшний день данный подход должен реализовываться в контексте уровня достижений современной науки, задач социализации учащихся [2, с. 80].
Необходимо предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание ребенком собственной точки зрения.
Особенности внимания обуславливают особо избирательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка важнейшее значение приобретает информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Однако легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, зачастую становятся причиной непроизвольного переключения внимания[1, с. 86].
Мышление учащихся оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - ученики работают не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними [9].
В подростковом возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения, развивается самосознание и самоопределение, изменяется мотивация. На первый план выступают мотивы, связанные с мировоззрением, осуществляется нравственное развитие. У подростка появляется огромная потребность в признании его взрослости со стороны самих взрослых. Эта потребность вызывает сопротивление со стороны взрослых. Оказывается, что подростку нет места в системе взрослых отношений, и тогда подросток находит себе место в детском сообществе. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, но подлинной взрослости нет. Общение со сверстниками – самое главное в жизни подростка, он переоценивает для себя значимость этого общения.
Подросток эгоцентричен (эгоцентричность проявляется в том, что он не раскрывается в общении), некомпетентен в общении, что часто становится причиной конфликтов.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что для подросткового возраста характерно бурное физическое и психическое развитие организма. Важнейшее значение в данном возрасте приобретает теоретическое мышление, способствующее установлению причинно-следственных связей между явлениями.
Толерантность, которая развивается в школьные годы, представляет собой важнейшее условие снижения напряженности в социуме. Соответственно, на систему образования, а в особенности, на педагогов ложится значительная нагрузка по выстраиванию новых отношений в обществе. Школа, семья, средства массовой информации не во всех случаях способствуют становлению у подростков гуманистических ориентиров, готовности к взаимовыручке, взаимодействию, иными словами толерантным отношениям [1, с. 87].
Анализ психологических источников по рассматриваемой проблеме позволяет сделать вывод, что оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантных установок представляется подростковый период, когда отмечается развитие психических процессов, складывается личность ребенка. Рассматриваемый возраст представляется этапом развития подростка, в котором существуют благоприятные возможности для воспитательной деятельности по активному, целенаправленному развитию, изменению в необходимом направлении его физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения.
Немаловажная роль в воспитании толерантности у подростков отводится педагогу, который должен быть хорошо знаком с культурой межнациональной коммуникации, проповедовать гуманистические нормы межличностного взаимодействия, учитывать специфику и культурные традиции того региона, в котором происходит образовательный процесс.