Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия представляет собой федеративное государство, в состав которого входит 85 субъектов. Одним из них является Чувашская Республика. Невозможно представить себе комплексное развитие страны без развития ее регионов.
Развитие Чувашской Республики является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии Приволжского федерального округа. Именно поэтому государство создает программы комплексного развития Чувашской Республики на период до 2035 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная тема выпускной квалификационной работы является очень актуальной.
Целью написания работы является изучение и оценка региональной политики Чувашской Республики с последующим выявлением наиболее перспективных отраслей, проблемных факторов развития, а также предложения мероприятий по повышению уровня социально-экономического развития региона.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и цели региональной политики в рамках социально-экономического развития.
2. Отразить инструменты и показатели эффективности региональной политики.
3. Изучить состояние экономического развития региона.
4. Провести анализ состояние региональной политики в социальной сфере.
Объектом моего исследования является регион Российской Федерации – Чувашская Республика.
Предметом исследования являются региональная политика региона.
Методами исследования является анализ основных социально-экономических показателей региона в рамках реализуемой региональной политики, а также оценка эффективности предложенных путей совершенствования социально-экономического развития Чувашской Республики.
Теоретической базой выступают труды известных исследователей данной темы, а также научно-исследовательские работы по выбранной теме.
В качестве базы исследования выступают такие источники, как российские и региональные статистические сборники, отчеты Правительства Чеченской Республики.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы региональной политики
1.1. Понятие и цели региональной политики в рамках социально-экономического развития
Региональная политика – это система публичного управления, объединяющая законодательные, административные, социальные, экономические, экологические и другие мероприятия, направленные на достижение целей и задач государственного управления в целом и реализацию интересов регионов в частности.
Россия характеризуется значительной территорией: регионы, составляющие ее территорию, отличаются природно-климатическими, географическими, социальными, экономическими, экологическими и другими аспектами. Поэтому для государства не снижается актуальность обеспечения относительного равенства социально-экономической обстановки в регионах. Сложившиеся рыночные отношения и экономическое неравенство регионов и центра требуют учета специфики региональных территорий при реализации стратегических государственных задач.
Важнейшими целями региональной политики в стране следует признать:
- установление и реализацию социальных, правовых, экономических, финансовых, бюджетных и организационных гарантий федеративного устройства;
- обеспечение единства финансового, экономического и правового пространства на территории страны;
- обеспечение целостности страны;
- гарантирование на всей территории страны равного необходимого и достаточного уровня социального обеспечения и социальной защиты независимо от того обстоятельства, располагают ли регионы достаточными ресурсами для обеспечения таких социальных гарантий посредством искусственного вспомогательного выравнивания социально-экономического положения регионов;
- ориентация на развитие стратегически значимых для страны регионов; Обеспечение федеральной поддержки тем регионам, положение которых характеризуется низким социально-экономическим уровнем, а также регионам, характеризующимся особой географической, национальной, культурной, финансовой, экономической и другой средой;
- гарантирование становления и эффективного развития системы управления муниципального образования;
- обеспечение экологической безопасности и безопасного природопользования.
Развитие современной России нельзя представить себе без комплексного развития ее регионов, которое строится на социально – ориентированной рыночной экономике. Именно поэтому, говоря о развитии какого-либо субъекта, необходимо, прежде всего, рассматривать социально – экономическое развитие.
Перед государством беспрерывно стоит проблема решения различного рода социальных проблем населения, и именно их решение является одним из важнейших факторов стабильного социально-экономического развития регионов. Социальная сфера, безусловно, является наиболее важной сферой, на которую направлено государственное регулирование региональных территорий. Ведь именно социальная сфера является базой для устойчивого создания условий для воспроизводства населения, берущее за основу удовлетворение всех социальных потребностей.
Стоит сказать, какие именно сферы жизни общества входят в состав социальной сферы. К ним относится, в первую очередь, сфера услуг, а именно образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение населения, физическая культура, коммунальное обслуживание, транспорт и связь.
Нельзя не согласиться с тем фактом, что для каждой страны, в том числе для России, необходимо не отступаться от курса рыночной экономики, ориентированному на социальную сферу. Социальный аспект экономики всегда оказывал огромное влияние на развитие экономики страны, так как нельзя не учесть тот факт, что каждый экономический процесс неотрывно связан с социальной сферой. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения.
Социально-экономическое развитие региона – это также и прогрессивное изменение в структуре региона, что характеризуется, в первую очередь, изменением душевого значения валового регионального продукта. Рассмотренное понятие трактуется учеными, как реализуемая регионами социально-экономическая политика. Данная трактовка рассматривается также как важнейшее направление государства, имеющее в основе стратегию и обеспечивающее повышение конкурентоспособности экономики страны за счет развития регионов .
Современные трактовки социально-экономического развития регионов рассматриваются в качестве направления на, во-первых, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития каждого региона Российской Федерации, во-вторых, на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов, а также качестве жизни. Непосредственно социально-экономическое развитие может быть рассмотрено, как некий процесс трансформации, изменения наиболее глубинных аспектов экономики, в частности социальной системы, которые относятся к конкретным регионам.
Получив комплексное определение социально-экономического развития региона, стоит рассмотреть несколько базовых теорий, которые лежат в объяснении основных тенденций экономического развития регионов.
Одна из теорий – это теория пространственных преимуществ , или теория замещения. Согласно данной теории, теория замещения проявляется в любой экономической деятельности. Пространственные преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться в конкретно определенных регионах. Для примера можно привести алюминиевую промышленность, которая преимущественно тяготеет к регионам с дешевой электроэнергией, металлургические заводы тяготеют к той местности, где идет добыча кокса и железной руды, а те производства, которые имеют сильную зависимость от определенного сырья, имеют тенденцию располагаться как можно ближе к источникам этого сырья. Для производств, предполагающих большие транспортные издержки, а также ориентированных на местные рынки, характерно расположение вблизи рынков сбыта. Каждый город и регион имеют свои территориальные преимущества, которые непосредственно связаны или с источниками сырья, или с иными факторами производства (земля, рабочая сила, энергия), или с близостью к рынкам сбыта продукции. Рассмотренная теория в значительной степени дает объяснение сложившемуся в регионах размещению производственных сил.
Другими традиционными представлениями о социально-экономическом развитии региона являются представления, основанные не только на теории, но и на практике экономического развития. Данные представления основаны на закономерностях концентрации, агломерации и комбинации производства. В крупных городах и городских агломерациях, например, в связи с успешно действующими производствами формируется их окружение, создавая дополнительную экономию (дополнительный экономический эффект) благодаря успешному объединению использования общих ресурсов (энергетических, инфраструктурных и трудовых).
Анализируя качество регионального развития, можно также использовать теорию стадий роста Д. Белла . Согласное его теории, во всех странах и регионах, в частности, экономическое развитие имеет три основные стадии: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. В доиндустриальной стадии доминирующими отраслями являются добывающие отрасли, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность, а также сельское хозяйство. Индустриальной стадии характерно преобладание следующих отраслей – машиностроение, легкая, а также пищевая промышленность. Постиндустриальная стадия характеризуется такими основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие региона. Этими отраслями являются отрасли нематериального производства, такие как, наука, образование, здравоохранение, страхование, финансы и торговля.
Согласно теории, регионы можно также разделить на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные в зависимости от отраслевой принадлежности, доминирующей в регионе. Классифицировать регионы можно также по отраслям, на которых они специализируются на: транспортно-промышленные, агропромышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газонефтепромышленные и другие.
В регионах, в зависимости от стадии развития, на котором они находятся, происходят разные по своей сути процессы, поэтому к ним применимы разные стратегии управления процессом экономического развития.
В зависимости от того курса социально-экономического развития государства, которое оно держит, того этапа развития, на котором находится регион, стратегия региона может варьироваться. Неоднородность разных стратегий является основополагающим фактором. Безусловно, это связано с тем, что каждый регион в разной степени обеспечен ресурсами, человеческим капиталом и достигнутым уровнем развития всех сфер экономики, представленных в регионе.
Нельзя не согласиться с тем, что в Российской Федерации стоит ряд проблем стабильного развития экономики не только регионов, но и всей территории страны. Но именно региональное развитие имеет влияние на стратегию развития целостной территории. На протяжении многих лет в России узкоотраслевой аграрный подход являлся основным путем развития регионов. Интересно, что относилось это не только к аграрным регионам, но и к регионам, аграрный потенциал которых ограничен. Конечно, это спровоцировало одностороннее развитие некоторых регионов, что привело также к расположению на них производственных сил абсолютно нерационально, к отсталости социально-бытовой инфраструктуры и к иным явным проблемам.
Еще одним важным аспектом, можно даже сказать, самым главным, являются цели социально-экономического развития региона. Цели могут быть абсолютно разными. Основными же являются следующие: повышение уровня дохода населения, качественное улучшение уровня образования, питания, а также здравоохранения, снижение уровня бедности, улучшение качества инфраструктуры, а также окружающей среды, социальное равенство, гарантии личной свободы людей, обеспечение сохранности и обогащения культурной сферы. Не все, но многие из целей схожи между собой, но при определенных условиях, они имеют существенные различия. Примером может послужить ситуация, когда средства бюджета ограничены. Поднимается вопрос, в какую сферу приоритетнее направить средства – либо на повышение качества здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Это является конфликтной ситуацией одних целей с другими. Однако нельзя не отрицать тот факт, что с улучшением качества и чистоты окружающей среды население региона будет более здоровым, что будет способствовать скорейшему достижению альтернативно поставленной цели (здоровье населения). Именно поэтому в конкретно рассмотренном случае конфликт поставленных целей был рационально решен.
Такой выбор наиболее приоритетной цели развития региона приемлем не во всех случаях. В некоторых ситуациях конфликт целей развития может потребовать специального этапа рассмотрения и особого метода решения.