Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время приоритетным направлением в сфере экономической безопасности является обеспечение условий экономического роста предприятия. Основной задачей всех хозяйственных субъектов в рыночной экономике является получение устойчивой прибыли в результате своей деятельности. Бизнес любого масштаба на определенном этапе своего развития требует дополнительных финансовых ресурсов, т.к. многие организации ищут возможности для роста. В настоящее время среди множества инструментов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов все большую популярность приобретает совершенствование системы финансового планирования и внедрение новых методов стратегического управления в повседневную практику.
В современных условиях в России планирование и контроль деятельности компании являются основными элементами системы финансового управления и обеспечения экономической безопасности. Бюджетирование – это основной инструмент гибкого управления компанией, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство.
Так как в настоящее время важнейшее значение имеет обеспечение экономической безопасности предприятия, то стратегическое управление должно быть направленно на повышение устойчивого и эффективного развития предприятия.
В процессе исследования нами были изучены работы как отечественных, так и зарубежных авторов. В их число входят: Козлова О.И., Колчина Н.О., Леоненко Е.А., Конев П.А., Ильвес А.Л., Кравченко Е.С., Скорик А.А., Ляшенко А.Ю., Макарова В.А., Воробьёва Н.Ф. Малькова С.Н., Мальцев П., Медведева А.А.
Цель – выявить особенности конкурентоспособности как ключевого фактора обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Задачи:
провести исследование теоретико-методических аспектов конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта;
определить понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта; факторы экономической безопасности, влияющие на конкурентоспособность;
описать формирование условий обеспечения конкурентоспособности как фактора экономической безопасности хозяйствующего субъекта;
изучить методы оценки конкурентоспособности в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта;
провести исследование условий конкурентоспособности ООО «Кан Авто» в системе экономической безопасности;
выработать проект мероприятий по повышению конкурентоспособности в системе экономической безопасности;
выявить факторы, оказывающие влияние на экономическую безопасность;
разработать проект по повышению конкурентоспособности в системе экономической безопасности;
провести оценку эффективности проекта.
Объект ООО «Кан Авто». Предмет конкурентоспособность как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Практическая значимость заключается в том, что в работе разработаны мероприятия, которые могут быть применены на практике на аналогичных предприятиях для повышения конкурентоспособности.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
1.Теоретико-метедические аспекты конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта
1.1 Понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Факторы экономической безопасности, влияющие на конкурентоспособность
Исследуем понятие и сущность конкурентоспособности. На сегодняшний день в литературе отмечается многообразие определений понятия конкурентоспособности, что подтверждает многогранность данного явления. В зависимости от обстоятельств проявляются различные аспекты конкурентоспособности. Чаще всего под конкурентоспособностью понимается способность предприятия производить конкурентоспособный товар [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден].
Также данное понятие тесно связано с понятием «конкуренция». Конкурентоспособность предприятия дает возможность выдержать конкуренцию, существующую на рынке.
Кроме того, конкурентоспособность – это комплекс характеристик услуги или товара – потребительских и стоимостных. Через эти характеристики выражается качество и предпочтительность продуктов и услуг именно этого предприятия для потребителя.
Имеющаяся у предприятия конкурентоспособность дает возможность предприятию достигать цели различных элементов предприятия и самого предприятия в целом.
Так, у персонала имеются следующие цели: удовлетворение экономических, физиологических, духовных, социально-психологических или других потребностей;
у предприятия цели - реализация товара или оказание услуги;
у всего государства – обеспечение суверенитета и комплексной безопасности, эффективного воспроизводства всех сфер деятельности, достойного уровня качества жизни населения.
Достижение этих целей обеспечивает конкурентоспособность.
Понятия конкуренция и конкурентоспособность не могут рассматриваться по отдельности. Это две составляющие единой системы. При этом конкурентоспособность рассматривается в качестве цели, а конкуренция – в качестве процесса и средства достижения цели – конкурентоспособности на рынке [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден].
Рассмотрим конкуренцию и конкурентоспособность в качестве категорий СПУ – сетевого планирования и управления. Можно выразить взаимосвязь данных понятий следующим образом: конкурентоспособность событие, конкуренция работа.
При этом этапом проявления стратегической конкурентоспособности предприятия является вход, в частности, разработка нормативов, отражающихся в стратегиях.
Выражением потенциальной конкурентоспособности являются показатели материализованного объекта на выходе организации.
Затем, после отправки товара на рынок, выражением конкурентоспособности становятся показатели, которые могут отличаться от плановых. Если повышается эффективность методов рыночной экономики, то улучшаются и показатели реализованной конкурентоспособности [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден].
Управление конкурентоспособностью в нормальных условиях способствует повышению точности методов управления, которые должны быть внедрены во всех сферах деятельности.
На сегодняшний день исследуется конкурентоспособность как предприятия, так и объединений различного масштаба и государств, как производителей товаров и услуг. В процессе нахождения на рынке товар или услуга проверяются на степень удовлетворения потребительских потребностей и предпочтений.
Основная масса потребителей пользуется товарами и услугами, максимально удовлетворяющими их потребности, что обеспечивает массовый спрос.
1.2 Формирование условий обеспечения конкурентоспособности как фактора экономической безопасности хозяйствующего субъекта
Задачей исследований является определение необходимых факторов конкурентоспособности:
Рисунок 1 Факторы конкурентоспособности
Конкурентоспособность носит индивидуальный характер.
После выпуска товар имеет собственный потенциал конкурентоспособности, который, однако, сразу начинает расходоваться. Данный процесс не может остановиться, но его можно замедлить. Именно поэтому нами было отмечено, что новый товар должен быть выпущен на рынок только после исчерпания конкурентоспособности предыдущего товара.
Конкурентоспособность новых товаров должна работать на опережение и носить долговременный характер.
Поскольку предприятию необходимо достигнуть определенного уровня конкурентоспособности, то необходимо проводить ее количественную оценку. Если необходимо определить положение товара среди аналогичных ему товаров, то следует произвести сравнительный их анализ по ключевым критериям [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден].
В случае необходимости оценки положения товара на рынке и возможности его сбыта, производится сбор и применение информации следующего характера:
товары, готовящиеся к выходу на рынок;
динамика спроса на данные товары;
изменения в законодательном регулировании в сфере.
Рисунок 2 Информация, которую необходимо собрать
Вне зависимости от целей проведения исследования, основа оценки конкурентоспособности – анализ рыночных условий.
После того, как был выбран товар и целевая аудитория, составляют номенклатуру параметров конкурентоспособности, подлежащих оценке. В данном процессе используются категории, которыми пользуются потребители.
В результате составляются группы параметров, на основании которых производят сравнительный анализ на степень соответствия им.
Если оцениваются технические параметры, то оценивают:
назначение (классификационные, технической эффективности, и конструктивные) – обозначают область применения продукции, а также функции, которые она выполняет, по ним судят о содержании полезности продукта, достигаемого с помощью его использования в конкретных условиях;
эргономические – показывают продукцию с точки зрения соответствия удобства ее использования человеком;
эстетические – характеризуют информационную выразительность, совершенство производственного использования продукции, рациональность формы и стабильность товарного вида;
нормативные.
Кроме того, предприятие производит оценку своих сильных и слабых сторон, а также оценку окружающей среды.
Среда обитания организации – это ее внешняя и внутренняя среда. Рассмотрим их подробнее.
Согласно Т.А. Фроловой внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
По мнению Перегородовой О.В., Кибиткина А.И., «среда обитания ... есть сложная структура взаимосвязанных между собой составных элементов и систем, которые имеют специфические свойства, характер и силу воздействия на компоненты природной, социально-экономической среды».
Ряд авторов трактуют среду обитания организации как среду, в которой функционирует предприятие, как условно состоящую из внутренней среды предприятия и сил ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто влияющих на функционирование предприятия (микросфера) и внешней среды, которая объединяет более отдаленные силы (факторы и переменные), оказывающие косвенное и прямое воздействие на деятельность предприятия (макросреда).
Приведем описание стратегий конкуренции, необходимость разработки которых определяется первостепенным значением создания современных бытовых услуг на наукоемкой основе. Поскольку, как было определено, конкурентоспособность – это многогранное явление, то оно подразумевает использование многих инструментов для своего повышения.
Конкуренция и конкурентоспособность рассматриваются только во взаимосвязи.
Поскольку конкурентоспособность является сложным понятием, объединяющим аспекты деятельности субъекта, то оно предполагает использование максимально возможного количества методов конкуренции [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден].
Конкуренция представляет собой процесс мониторинга и управления субъектом своими внешними и внутренними конкурентными преимуществами и слабостями, преимуществами и слабостями управляемого объекта, приоритетных конкурентов по достижению цели в данное время и в рамках законодательства. Конкуренция может существовать между: социально-экономическими системами (организациями, корпорациями, городами, регионами, странами); социально-биологическими системами (объект системы – человек в любой сфере деятельности); биологическими системами (животный мир). Объектом конкуренции может быть любой товар, услуга, организация, регион, институты власти, инфраструктура, инвестиционная и туристическая привлекательность и др. Методы конкуренции: а) всеобщие ценовая и неценовая; б) общие - политические, законотворческие, информационные, маркетинговые, технологические, экологические, социальные, психологические, управленческие и др.; в) специфические - детализированные общие методы конкуренции. По интенсивности (силе) выделяют сильную, умеренную, слабую конкуренцию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абгарян М.Н., Малкова Т.Б. Управление конкурентоспособностью коммерческого предприятия в условия глобальной турбулентности экономики // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2017. № 3 (43). С. 52-57.
2. Абдокова Л.З. Конкурентоспособность главный фактор успеха деятельности организации // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 3. С. 107-109.
3. Акылбекова Б.Р., Нурпеисов А.Т. Роль конкурентоспособности бизнеса в оценке международной конкурентоспособности стран // В сборнике: international innovation research сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. 2019. С. 95-99.
4. Александров В.М., Бурьянова Н.В. Конкурентоспособность РФ и рейтинги конкурентоспособности // В сборнике: Грани международного взаимодействия: экономика, политика, культура Материалы межвузовской научно-практической студенческой конференции. 2018. С. 7-12.
5. Алётина М.Е. Конкурентоспособность предприятия и анализ конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия // В сборнике: Современные проблемы туризма и сервиса Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. 2019. С. 10-18.
6. Алымкулова Н.Б. Конкурентоспособность и методы оценки конкурентоспособности // Alatoo Academic Studies. 2018. № 2. С. 78-84.
7. Андреева А.Е. Влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность гостиничных предприятий в России // В сборнике: Направления и механизмы развития науки нового времени: от теории до внедрения результатов Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 163-164.
8. Ашурзода Л.М. Основные показатели, отражающие конкурентоспособность молодёжи на рынке труда // В сборнике: Научно-технический прогресс и современное общество сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2017. С. 15-18.
9. Белоусова Е.В., Голубоцких Л.С. Конкурентоспособность экономических субъектов, территорий и регионов как основной фактор формирования кластеров // Аллея науки. 2017. № 6. С. 107-110.
10. Благова И.Ю. Конкурентоспособность экономики российской федерации в условиях глобализации: тенденции и перспективы ее развития // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 131-139.
11. Брызгалова В.С. Конкурентоспособность продукции на основе моделирования рисковых ситуаций // В сборнике: Молодежный научный форум сборник статей по материалам XLIX студенческой международной научно-практической конференции. 2019. С. 81-85.
12. Бурнаева М.В. Влияние импортозамещения на конкурентоспособность продукции предприятий АПК // В сборнике: Научно-технический прогресс и современное общество сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2017. С. 35-43.
13. Горюнов В.С. Оценка конкурентоспособности предприятий // В сборнике: Управление качеством продукции и конкурентоспособностью организаций реального сектора экономики в условиях цифровизации Материалы VI Международной научно-практической конференции . Ответственный редактор Л.Ф. Попова. 2019. С. 26-28.
14. Горячев И.К. Повышение качества - вектор конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях цифровой экономики // В сборнике: Управление качеством продукции и конкурентоспособностью организаций реального сектора экономики в условиях цифровизации Материалы VI Международной научно-практической конференции . Ответственный редактор Л.Ф. Попова. 2019. С. 28-33.
15. Гоцуляк О.С. Использование метода «многоугольник конкурентоспособности» для оценки конкурентоспособности профориентационного проекта в образовательном учреждении // Студенческий вестник. 2019. № 45-6 (95). С. 28-29.
16. Гутюм Т.Г. Разработка алгоритма расчёта конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке и его место в классификаторе методов оценки конкурентоспособности // Информация и инновации. 2019. Т. 14. № 1. С. 59-66.
17. Демина П.Е., Толстова О.С. Конкурентоспособность организации: основные понятия, государственное регулирование, повышение конкурентоспособности // Студенческий. 2019. № 12-1 (56). С. 28-30.
18. Доброва К.Б. Обеспечение роста конкурентоспособности инновационной продукции как составная часть управления конкурентоспособностью предприятии // В сборнике: Экономические аспекты развития промышленности при переходе к цифровой экономике, 12/2018 Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 124-126.
19. Жданова Е.С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий // Часопис економiчних реформ. 2018. № 1 (29). С. 44-49.
20. Зернова Л.Е., Титаренко К.А. Терминологический анализ понятия «конкурентоспособность коммерческого банка» // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 78-80.
21. Зотов А.В. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия // Экономика, социология и право. 2017. № 2. С. 6-10.
22. Михайлова И.А. Инструменты и технологии обеспечения конкурентных преимуществ экономических агентов в глобальной экономике // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 1-2. С. 191-197.
23. Муллаянова Л.И. Управление конкурентоспособностью компании на основе SWOT – анализа // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 127-129.
24. Мусальников Д.А. Конкурентоспособность предприятия. Факторы, пути повышения конкурентоспособности // Вопросы науки и образования. 2019. № 1 (43). С. 4-8.
25. Мусальников Д.А. Определение конкурентоспособности предприятия. Пути повышения конкурентоспособности // В сборнике: актуальные проблемы формирования и развития национальных инновационных систем материалы международной научно-практической конференции. Институт управления и социально-экономического развития, Саратовский государственный технический университет. 2019. С. 85-88.
26. Мусина К.П., Жетписбаева А.Т. Роль конкурентоспособности бизнеса в оценке международной конкурентоспособности стран // В сборнике: актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 291-295.
27. Перегородова О.В., Кибиткин А.И. Алгоритм оценки среды обитания социо-эколого-экономических систем предприятий промышленного рыболовства // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 349.
28. Токорь Е.В., Черкашин В.Е. Сущность имущественной безопасности и ее место в структуре экономической безопасности предприятия // В сборнике: современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 117-119.
29. Уварова Л.А., Красносельцева И.Е. Разработка рекомендаций по повышению ликвидности компании ооо «яндекс» // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 3 (43). С. 174-180.
30. Управление рисками инвестирования информационной безопасности промышленного предприятия как часть системы экономической безопасности / Козунова С.С., Кравец А.Г., Бабенко А.А. // В сборнике: Актуальные вопросы информационной безопасности регионов в условиях перехода России к цифровой экономике. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Волгоградский государственный университет. 2018. С. 249-253.
31. Финансовая безопасность как важный фактор обеспечения экономической безопасности предприятия / Потапюк І.П., Кретова О.А., Перебейнос В.Ю., Маркіна І.А. // Економічний форум. 2018. № 4. С. 252-258.
32. Финансовая безопасность как главный элемент экономической безопасности коммерческих предприятий / Ахтамова Г.А., Дубров К.И., Якупов А.А. // В сборнике: актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий. сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 198-201.
33. Финансовая безопасность как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия / Доценко А.Н., Матусова Е.А., Иванько Д.А. // В сборнике: advanced science. сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. 2019. С. 88-90.
34. Хачатрян Ш.А. Кадровая безопасность как важная составляющая обеспечения экономической безопасности современного предприятия // В сборнике: Будущее науки-2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 428-432.
35. Чехова А.А. Кадровая безопасность в условиях обеспечения экономической безопасности предприятия // В сборнике: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 1027-1035.
36. Шаталова К.Д. Сервис яндекс-метрика как инструмент анализа данных в электронной коммерции // В сборнике: теория и практика экономики и предпринимательства. XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Симферополь, 2020. С. 232.
37. Щелканова М.А. Производственная безопасность предприятия как элемент экономической безопасности // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. 2018. С. 159-160.
38. Щелканова М.А. Промышленная безопасность предприятия как элемент экономической безопасности // Школа Науки. 2018. № 2 (2). С. 35-36.
39. Юсупов Р.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности предприятия // В сборнике: закономерности и тенденции инновационного развития общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 181-183.