Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Принципы применения информационных технологий в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью
2.1. Информационные технологии в обучении детей с умственной отсталостью
Использование специализированных компьютерных технологий при работе с младшими школьниками с умственной отсталостью позволяет задействовать компенсаторные механизмы и добиться оптимальной коррекции нарушенных функций.
Разнообразие дефектов, их клинических, психолого-педагогических проявлений предполагает использование разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их использование способствует эффективности коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики [Григорьева, Малышева, с. 97].
Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна; Существуют три основных области их использования в области обучения младших школьников с умственной отсталостью [Мирошникова, Полежаева, с. 56]:
1. Компенсационная сфера. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет компенсировать нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний младшими школьниками с умственной отсталостью.
2. Дидактическая сфера. Она способствуют оптимизации учебного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения младших школьников с умственной отсталостью.
3. Сфера коммуникации. Облегчают процесс общения, позволяют реализовать свои способности, способствуют расширению социальных связей.
В отличие от системы массового образования, компьютер является эффективным средством преодоления средних отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся в системе специального образования.
Так, компьютерные инструменты можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе жестовому, для моделирования учебных задач и ситуаций, для развития и коррекции мыслительных процессов [Суркова, с. 99].
При организации работы с компьютерной техникой чрезвычайно важно, чтобы она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребности-мотивационного плана деятельности младших школьников с умственной отсталостью, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету.
Важно отметить возможности компьютерных технологий как средства, позволяющего учителю осуществлять контроль над деятельностью младших школьников с умственной отсталостью (компьютер может обеспечить наиболее эффективный и полный анализ навыков и умений), так и средства формирования и совершенствование навыков различных видов самоконтроля учащихся [Пилецкая, Оноприенко, Родионова, с. 100].
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы жизни человека, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, формируя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время формируется новая система образования, ориентированная на выход в мировое информационно-образовательное пространство.
ИКТ и электронные средства обучения в специальном образовании включают использование не только компьютеров, но и всего разнообразия современных технических средств обучения, например, устройств обработки информации, периферийного компьютерного оборудования, средств связи, мультимедийных средств, а также специального оборудования для пользователей с психофизическими нарушениями [Абрамова, с. 302].
Приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и особенности развития детей, логику построения специального образования и основные принципы специальной дидактики.
Использование ИКТ и электронных средств обучения при реализации образовательных программ специального образования позволяет [Еропкин, Скакунова, с. 124]:
– совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания обучения;
– внедрять и развивать новые профильные предметные области, учебные дисциплины, направления коррекционных занятий, связанные с информационными технологиями;
– повысить эффективность тренировки за счет ее большей индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
– организовать новые формы взаимодействия в процессе обучения;
– изменить содержание и характер деятельности учителя и ученика;
– совершенствовать механизмы управления системой образования;
– снизить затраты на организацию и проведение обучающих мероприятий за счет передачи части повседневных функций с учителей на средства компьютерной поддержки учебного процесса;
– повысить мотивацию младших школьников с умственной отсталостью, расширить сферу их самостоятельной деятельности;
– обеспечить доступность в восприятии учебного материала и др.
Таким образом, ИКТ позволяют создавать новые модели обучения, дают возможность наполнить единое образовательное пространство новым содержанием. Однако при всей важности и необходимости использования ИКТ следует отметить, что учитель остается активным творческим принципом на уроке, компьютер лишь «поддерживает» использование оптимальных техник и методов обучения младших школьников с умственной отсталостью [Игнатова, Переделкин, с. 50].
2.2. Коррекционные возможности информационных технологий
Информационные образовательные технологии стремительно ворвались в современное общество. Вопрос о роли информационных технологий получил наибольшую актуальность в связи с внедрением в практику учебного процесса компьютеров – как объединенных в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Использование информационных технологий в учебном процессе в школе дает возможность активизировать познавательную и умственную деятельность младших школьников с умеренной умственной отсталостью [Иваненко, Богословский, Крюков, с. 80].
Весь образовательный процесс направлен на социализацию и адаптацию ребенка-инвалида в обществе. Один из способов решения возникающих перед учителем задач – внедрение информационных технологий. В обучении выделяют следующие приемы использования компьютерной техники [Аристархова, Сумская, Матвеев, с. 65].
– тестирование программного обеспечения и контроль уровня знаний;
– информационно-справочные системы;
– интеллектуальные обучающие системы – электронные учебники;
– изготовление печатных раздаточных материалов (дидактических карточек для индивидуальной работы);
– мультимедийная поддержка для объяснения нового материала (презентации, обучающие видео);
– интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
– использование Интернет-ресурсов на уроках и при подготовке к ним.
Существует множество и достаточно убедительных примеров, подтверждающих эффективность использования компьютеров на всех этапах педагогического процесса, связанного с обучением младших школьников с умственной отсталостью [Бурдинова, Марелова, Чурсина, с. 40]:
– на этапе ознакомления младших школьников с умственной отсталостью с учебной информацией;
– на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
– на этапе повторения и закрепления полученных знаний (навыков, умений);
– на этапе коррекции – как самого процесса обучения, так и его результатов за счет улучшения дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Информационные образовательные технологии способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя принципиально новым содержанием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы к главе 2
1. Абрамова, С.М. Специальная педагогика [Текст] / С.М. Абрамова. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Организация работы с информационными технологиями при обучении учащихся начальной школы с умственной отсталостью: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Исследование методов обучения младших школьников с умственной отсталостью: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и медицинские проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к обучению детей с умственной отсталостью [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Дети с умственной отсталостью и проблемы их обучения и воспитания в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Медицинское обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
6. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и значения информационных технологий в обучении младших школьников младших школьников с умственной отсталостью: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
7. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности развития интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2016. – С. 97–116
8. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения методов обучения детей с умственной отсталостью в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицины и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
9. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование знаний и умений у младших школьников с умственной отсталостью и их роли в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности медицинской, педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
10. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Умственная отсталость как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы медицины. – 2016. – № 12. – С. 50–62
11. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития принципов обучения младших школьников с умственной отсталостью на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
12. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Проблемы исследования информационных технологий в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и экономические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
13. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Социальные и педагогические аспекты изучения применения информационных технологий в специальной педагогике [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
14. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции развития интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
15. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Интеллектуальные нарушения у младших школьников и возможности из коррекции информационными технологиями [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
16. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Принципы эффективного обучения младших школьников с умственной отсталостью: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
17. Сапунова Д.Р. Информационные технологии в современной специальной педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
18. Суркова О.П. Специальное обучение в начальной школе [Текст] / О.П. Суркова. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
19. Тервинская Я.В. Интеллект и его нарушения [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
20. Уфимцева М.А. Методики обучения детей с умственной отсталостью [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
21. Яковлева И.М. Специальная педагогика [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.