Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и ее реформирование, являются самыми обсуждаемыми темами в последние годы. Благосостояние и уровень развития государства определяется, в том числе, и по уровню жизни пенсионеров.
В условиях рыночной экономики пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социальной защиты населения, так как пенсия становится одним из основных, а зачастую и единственным источником средств для существования пенсионеров. Состояние пенсионной системы является отражением того, насколько государство исполняет свои основные функции. Поэтому для любого государства мира вопрос сбалансированности пенсионной системы и необходимости её реформирования и совершенствования – это одна из важнейших социальных задач.
В России сложились объективные и субъективные проблемы в данной области. Объективные - старение населения, субъективные - неэффективная пенсионная система. Попытки реформирования и создания пенсионной системы, при которой уровень пенсионного обеспечения был бы адекватен потребностям человека, осуществлялись с момента перехода нашего государства на путь демократического развития.
Но главные проблемы отечественной пенсионной системы, а это низкий уровень жизни пенсионеров и ее несбалансированность, остаются нерешенными, что и обусловило актуальность темы исследования.
Цель работы – на основе анализа деятельности Пенсионного фонда России определить его проблемы.
Задачи работы:
– исследовать Пенсионный фонд России, его структуру и полномочия органов;
– проанализировать бюджет Пенсионного фонда;
– определить направления совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом моего исследования является пенсионная система России, а предметом исследования – деятельность Пенсионного фонда России.
Информационной основой исследования послужили труды ведущих зарубежных и российских ученых в области пенсионного обеспечения, а также публикации в периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Так, в первой главе работы исследованы аналитические аспекты деятельности Пенсионного фонда; вторая глава посвящена предмету исследования: анализу бюджета Пенсионного фонда и направлениям совершенствования деятельности.
1. Аналитические аспекты деятельности Пенсионного фонда
1.1. Пенсионный фонд России: его структура и полномочия органов
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР, Фонд) значительно влияет на экономику России, согласно реализуемой цели - предоставить каждому гражданину страны достойный жизненный уровень, основанный на имеющимся у него страховом стаже и уровне отчислений в Фонд при наступлении права на пенсионное обеспечение, и не зависимо от места его проживания. ПФР представляет собой самостоятельную организацию, осуществляющую управление денежными средствами. Они аккумулируются на счетах фонда в соответствии с системой обязательного пенсионного страхования. Надо отметить, что все эти средства являются собственностью государства, а так как они носят целевой характер, они не относятся к бюджету какого-либо уровня.
Организационная структура ПФР имеет центральный аппарат - это Правление ПФР - являющийся основным распорядительным органом Фонда и включающий: Председателя, его заместителей, регулирующих работу по отдельно взятым направлениям; Ревизионную комиссию, обладающую правом внутреннего аудита; информационный центр, обеспечивающий функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.
Руководство Фондом осуществляет Правление ПФР. Действующее Правление ПФР включает 16 человек: Председателя фонда, семь его заместителей, управляющих отделениями ПФР по г. Москве и Московской области, по Псковской, Пензенской, Тамбовской областям, Краснодарскому краю; Республике Мордовия; Республике Башкортостан и председателя Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. [1]
Действующую структуру ПФР с реализуемыми полномочиями можно показать содержанием таблицы 1.
Таблица 1 – Действующая структура ПФР с реализуемыми полномочиями
Название органа ПФР
Выполняемые органом функции, согласно компетенции
Количество и место нахождения
Правление
Руководит ПФР, реализуя единую линию управления пенсионной системой РФ в силу законодательства. Формирует перспективные и текущие его вопросы, необходимые для разрешения. Разрабатывает нормативные акты по вопросам входящим в полномочия деятельности ПФР.
Единое для всего ПФР, расположено в г. Москве.
Исполнительная
дирекция
Исполнительный орган Фонда: управляет финансами, согласно законодательства РФ, решений Правления; руководит, контролирует деятельность отделений Фонда в регионах.
Одна, находится в г. Москве.
Отделения
Организуют, согласно законодательства, решений Правления и Дирекции, пенсионное и социальное обеспечение в каждом регионе РФ. Осуществляет руководство, контроль, финансирование находящихся в управлении территориальных органов.
Включает 84 отделения (на 2018г.)
Управления и клиентские службы
Оказывают услуги Фонда субъектам обязательного пенсионного страхования, т.е. физическим и юридическим лицам.
Действуют в каждом регионе, подчинены отделениям ПФР.
Ревизионная комиссия
Осуществляет ведомственный финансовый контроль в системе. Оценивает надежность контроля. Разрабатывает рекомендации по росту эффективности финансового контроля. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности. Подготавливает предложения о росте экономности и результативности использования средств бюджета ПФР.
Состоит при Правлении ПФР.
Межрегиональный
информационный
центр
Обрабатывает данные о правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защищает и охраняет их. Сопровождает автоматизацию информационной системы Фонда, ведет базы данных, реестры лиц, обладающих правом на государственную социальную помощь.
При
Исполнительной дирекции. Расположен в г. Москве.
Центры по выплате пенсий и обработке информации
Формируют выплату пенсий, пособий удаленно, контролируя доставку. Рассматривают, направляемую им, документацию управлений ПФР.
Имеются не в каждом регионе России, а только в 25.
Постоянно действующий исполнительный орган Фонда - Исполнительная дирекция, обеспечивающая контроль за работой территориальных подразделений фонда.
В структуре ПФР имеется восемь окружных управлений, что соответствует числу федеральных округов страны, а их задача - координация территориальных отделений на местах. В каждом субъекте РФ управление координирует работу клиентских подразделений, находящихся, как правило, в каждом муниципальном образовании.
Надо отметить, что реформирование пенсионной системы России продолжается, и будет продолжаться. Так, с 2013 году реализовывается Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы страны, т.е. формирование и развитие её модели, включающей три уровня, а именно:
– 1 уровень - трудовая (государственная) пенсия, по нормам пенсионного страхования, из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета;
– 2 уровень - корпоративная пенсия, от работодателя с возможным участием работника, на основе трудового и (или) коллективного договоров, отраслевого соглашения;
– 3 уровень - частная пенсия, формируемая самим гражданином. Планируется, что эта модель должна придать наибольшую сбалансированность пенсионной системы государства в продолжительном периоде времени.
Кроме выплаты трудовых и социальных пенсий, ПФР выплачивает пособия гражданам признанными малоимущими, лица, обладающими правом на какие-либо льготы; проводят выдачу государственных сертификатов на материнский капитал; реализует программы государственного софинансирования; ведет вопросы инвестирования, выплат средств накопительной части пенсионных участникам социального страхования и др.
1.2. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда России
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования»
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020)
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях»
4. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
5. Адамов Э.В., Чернышова О.Н., Черкашнев Р.Ю. Пенсионная реформа 2018 года: причины и последствия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 1. С. 159-167. URL: https://swsu.ru/izvestiya/serieseconom/archiv/1_2019.pdf
6. Адушев М.Н. Влияние изменения пенсионного возраста на экономику и бюджет пенсионного фонда РФ // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 6. С. 359-368.
7. Артемов В.А., Босердт Н.Ю., Мясникова О.А. Основные направления модернизации пенсионной системы России в контексте устойчивого развития социальной сферы государства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 1. С. 134-140.
8. Астанин С.В., Жуковская Н.К., Волошина М.В. Проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и возможные способы ее решения // Инновационная наука. 2019. № 9. С. 27-32.
9. Балашев Н.Б., Конивец А.Д. Проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-2. С. 9-13.
10. Бардамова С.Г. Рейтинговая оценка муниципальных образований республики Бурятия в аспекте формирования регионального бюджета ПФР // Вестник науки и образования. 2018. № 17-1. С. 64-68.
11. Блохина И.М. Внебюджетные фонды в Российской Федерации // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 6. С. 548-553. URL: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/58June2018/VNEBYuDZhETNYE%20FONDY%20V%20ROSSIYSKOY%20FEDERACII.pdf
12. Воробьев Ю.Н., Воробьева Е.И. Пенсионное страхование в России // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. № 3. С. 45-57. URL: http://fbi.cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/10/uch-N-3-2018.pdf
13. Гирич, Е. А., Цечоев, В. К. Пенсионный фонд России : история создания, роль в системе пенсионного страхования / Е. А. Гирич, В. К. Цечоев // Образование и право. - 2019. - № 19. - С. 59- 61.
14. Звонов Н.В. Реформирование пенсионной системы // Синергия Наук. 2018. № 21. С. 172-178. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article1953
15. Ибрагимов С.С.-А. Проблемы Пенсионного фонда России в современных реалиях // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 2-6. С. 73-79.
16. Иванов С.Ф. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 2. С. 6-54.
17. Киященко Т.П. Методические аспекты финансовой устойчивости пенсионной системы России // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4-1. С. 124-132.
18. Колечков Д.В. Формирование бюджета Пенсионного фонда // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2018. № 1. С. 30-36.
19. Криулин В.А., Босердт Н.Ю., Халина В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ // Политика, экономика и инновации. 2018. № 1. С. 5.
20. Кузнецова, О.Н. Пенсионное обеспечение в России: проблемы и перспективы / О.Н. Кузнецова, А.В. Шлома, Н.Н. Ковалева, Л.В. Ермакова // Вестник БГУ. 2018. №3. С. 197 – 201
21. Любинин А.Б. Пенсионная реформа: из "тени" в "тень"… // Российский экономический журнал. 2018. № 5. С. 26-42.
22. Олейникова И.Н. Ключевые аспекты использования суверенных фондов в решении структурных проблем национальной экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 61-72.
23. Пасынков А.Ф. Финансовое обеспечение пенсионной системы России в категориях системы национальных счетов // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 4. С. 1356-1369.
24. Паценко О.Н., Тер-Балян Н.А. Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5. С. 751-755. URL: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/12May2019/SBALANSIROVANNOST%20BYuDZhETA%20PENSIONNOGO%20FONDA%20ROSSIYSKOY%20FEDERACII.pdf
25. Структура Пенсионного фонда РФ, схема 2020. - Текст : электронный. - URL: https://legalcollegium.ru/drugoe/struktura-pensionnogo-fonda-rf-shema-2019.html.