Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Безопасность дорожно-транспортного движения-одна из самых распространённых проблем сохранения жизни и здоровья граждан. Сегодня, ребёнок рано становится участником дорожного движения, поэтому появляется проблема обучения основам безопасного по-ведения на дорогах, улицах, тротуарах.
В ходе технического прогресса особенно высокими темпами развивает-ся транспорт, прежде всего автомобильный, являющийся связующим звеном между всеми отраслями единого хозяйственного механизма, в том числе и между другими основными видами транспорта: железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным. Интересы развития общества, производственные процессы требуют дальнейшего увеличения производительности транс-портных средств, интенсификации транспортного конвейера, что, в свою очередь, напрямую связано с вопросами повышения эффективности безопасности дорожного движения.
Проблема безопасности дорожного движения носит многогранный характер, напрямую связана с экономической и социальной сферами жизни общества. Со всей определенностью можно сказать, что от уровня разрешенности этой проблемы во многом зависит стабильность нашего общественного организма, его нормальное функционирование.
Предупреждение автотранспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, наказание виновных за их совершение, предполагают комплексное решение одновременно социально-экономических, организационных, идейно-воспитательных, технических и ряда других проблем с учетом многообразия и сложности тех или иных процессов и явлений, которые связаны с дорожным движением и могут оказать влияние на уровень его безопасности. Не менее важным является правильное применение норм административного и уголовного законодательства об ответственности за рассматриваемые правонарушения, материальных санкций в соответствии с действующим гражданским законодательством против владельца источника повышенной опасности.
По данным ГИБДД с января 2019 года по ноябрь 2019 года в России произошло 147738 аварий. Из них с участием пешеходов –42706 ДТП, 4280 человек погибло, 40256 человек оказались ранены. ДТП с пострадавшими детьми до 18 лет на территории Российской федерации зафиксировано –22776, детей погибло –729 человек ещё 25194 человека получили ранение [20].Исходя из сравнения статистик прошлых лет, в 2019 году количество аварий снизилось.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный человек понимает важность изучения правил безопасного поведения на дороге, но в большинстве случаев не используются соответствующие программы для обучения детей разных возрастных категорий.
Учитывая важность темы выпускной квалификационной работы и актуальность проблемы, нами была выдвинута следующая цель.
Цель исследования: разработать эффективные методики работы по обучению правилам безопасного поведения на дороге (на примере пешехода), для учеников разных возрастных категорий.
Задачами работы являются:
1.Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме безопасного поведения на дороге обучающихся.
2.Изучение тем, методов и методических приёмов в соответствии с психофизиологическими особенностями поведения детей на дороге.
Методы исследования: Теоретические, практические и аналитические.
База исследования: МБОУ №5 Московской области.
Глава 1.
1.1 Теоретические основы безопасного поведения на дорогах
В России ежедневно погибают и травмируются десятки людей, которые не находятся в транспортном средстве. Это пешеходы.
"Пешеход" -лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку,
детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства [24].
В современном мире, человек постоянно спешит по своим делам, забывая про безопасность. Переходя дорогу, забывает посмотреть по сторонам, отвлечься от гаджета, снять наушники. Такая мелочь, но именно она может привести к гибели человека. Проявляя халатность по несоблюдению правил дорожного движения пешеходами –порой страдает невинный водитель.
К сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими действиями на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем, связь самая простая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.
Многие пешеходы полагают возможным переходить проезжую часть дороги там, где им пожелается, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей. По статистике предыдущих лет с наступлением осеннего и зимнего сезона из-за уменьшения продолжительности светового дня, увеличивается количество наездов на пешеходов, в том числе совершаемых в условиях плохой видимости. Ежедневно можно увидеть на дорогах, как взрослые, нарушая правила безопасного перехода через дорогу, ведут за собой ребенка. А ведь для чада родители являются главным примером для подражания, и каждый малыш считает, что надо вести себя именно так, как ведут себя взрослые люди.
Предлагаем рассмотреть статистику ДТП из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами за последние пять лет.
Статистика показывает, что на территории Российской Федерации постепенно снижается количество дорожно-транспортных происшествий, виновником которых являются пешеходы. Рассмотрим, по каким причинами пешеходы нарушают правила дорожного движения.
Рисунок 1. Статистика дорожно-транспортных происшествий, в связи с нарушением правил дорожного движения пешеходами
Переход дороги в неположенном месте –одна из самых распространённых проблем на дороге. Современному человеку, из-за нехватки времени, порой лень дойти до специализированного перехода. Так он не только свою жизнь подвергает опасности, но и водителя транспортного средства. Очень часто свидетелями или даже невольными участниками такого правонарушения становятся дети. Они впитывают полученный от взрослых опыт «перебега» автомагистрали, в дальнейшем пытаясь повторить это самостоятельно. К сожалению, статистика показывает, что из-за нарушения ПДД пешеходами, за 2019 год произошло 15996 аварий, 2851 человек при этом погиб.
Вторая немаловажная проблема –это отсутствие на одежде светоотражающих элементов, так называемых фликеров. Не каждый человек задумывается о приобретении особой нашивки или же одежды, которая уже содержит светоотражающие элементы. Мысль о том, что именно тебя или твоих близких не заметит водитель на дороге, не позволяет задуматься о безопасности. Светоотражающих элемент может быть представлен в разных вариантах (рис.2)
Рисунок 2. Виды съемных светоотражающих элементов
Также светоотражающие элемент уже ы могут быть в одежде и обуви, которая покупается для ребенка. Родителям следует при покупке верхней одежды обращать на это внимание
Рисунок 3. Светоотражающие элементы в одежде и обуви
В тёмное время суток, человека, как в темной, так и в светлой одежде на дороге не видно.
Рисунок 4. Расстояние, с которого виден пешеход
Данный факт очень трудно донести до общества. В случае неожиданного появления пешехода на проезжей части без фликеров в тёмное время суток, у водителя практически нет шансов избежать аварии. Обратимся к статистике. За прошедший год в России произошло 48027 аварий в тёмное время суток, из них 41567 ДТП с наездом на пешехода. Число погибших 4280 человек.
Переход дороги на красный сигнал светофора ещё одна из причин травматизма пешеходов. В современном обществе человек постоянно спешит. У него нет времени ждать разрешающего сигнала светофора. Пешеход, переходя дорогу на запрещающий сигнал, забывает, что для автотранспорта горит зелёный свет. Не каждый водитель сможет избежать наезда на нарушителя. Не стоит забывать и обратную сторону. Автомобилисты, проезжая на красный сигнал светофора зачастую имеют огромную скорость движения. При столкновении, у человека мало шансов остаться невредимым. Статистика за 2019 год показывает, что на пешеходном переходе было сбито 3077 детей, из них 38 погибло.
Собственная неосторожность и нахождение, вблизи дороги, в состоянии алкогольного опьянения немаловажный фактор в травматизме и гибели пешеходов. Расслабленность, невнимательность, снижение уровня самосохранения приводят к печальным последствиям. Дети, играя вблизи дороги или же катаясь на велосипедах во дворах, не задумываются и не ожидают по-явления автомобиля. Выбегают из тех мест, которые для водителя являются слепой зоной. Такие же ошибки совершает и взрослый человек, не задумываясь о последствиях. По статистике в 2019 году по неосторожности погибло 112 человек, спровоцировав 4586 ДТП. В случае, когда пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения, произошло 1444 ДТП, 425 человек погибло.
Ребёнок, в силу недостаточности собственного опыта, не может спрогнозировать последствия своих поступков. Кроме простой детской невнимательности, недисциплинированности, причиной трагедии часто является то, что дети хуже взрослых ориентируются в звуках и медленнее реагируют на них. Именно эти факторы зачастую становятся причиной ДТП с участием детей-пешеходов.
1.2 Безопасное поведение на дорогах
Определим понятие «безопасность». Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Безопасность человека (дошкольника) — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей. Безопасность - это обеспечение сохранности жизни и здоровья человека от угроз внутренних и внешних факторов среды [Алексеева 2000: 65].
Следовательно, безопасность любого человека зависит в полной мере от его поступков, т.е. поведения. Обратимся к определению этого понятия.
Поведение – образ жизни и действий [Карантиров 2009:305]. Этот термин имеет широкое значение. В контексте нашего исследования более уместно обратиться к понятию «безопасное поведение».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС [Текст] / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб. : « ДЕТСТВО - ПРЕСС» , 2016. – 144 с.
2. Бабаева, Т.И. Детство : Примерная образовательная программа школьного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. – 321 с.
3. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего школьного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.И. Бабаева. –
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 192 с.
4. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] /К.Ю. Белая. – М. : «Мозаика-Синтез», 2011.
5. Болотов, В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. –2003. – № 1. – С. 25 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в школе [Текст] / А.К. Бондаренко. – М. :Просвещение, 1991. – 160 с.
7. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М.А. Васильева. – М. : Просвещение, 1986. – 122 с.
8. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице : Цикл занятий для детей старшего школьного возраста. Правила поведения на дороге и ПДД [Текст] / Л.А. Вдовиченко. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
9. Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа школьного образования От рождения до школы [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368с.
10. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29-34.
11. Данилова, Т.Н. Программа «Светофор» [Текст] / Т.Н. Данилова. – СПб. : «Детство-Пресс», 2013. – 208 с.
12. Истоки: Примерная образовательная программа школьного образования. – 5-е изд [Текст] / Т.И. Алиева [и др.]. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
13. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. – М. : Педагогика, 2015. – 130 с.
14. Малюшкина, А.Б. Занятия по правилам дорожного движения [Текст] / А.Б. Малюшкина, Е.А. Романова. – М. : Сфера, 2009. – 64 с.
15. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М. : Просвещение, 1989. – 446 с.
16. Парамонова, Л.А. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и школьного возраста [Текст] / Л.А. Парамонова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2014. – 208 с.
17. Программа работы дошкольных учреждений (по видам деятельности): Проект [Текст] / Разработано методич. комиссией по программам при дошкольном секторе Наркомпроса под руководством А.В. Суровцевой и Р.Л. Скомаровской. Наркомпрос РСФСР Гос. учебно-педагогич. изд- во, 1932. – 71 с.
18. Психологическое изучение развитие моторики ребенка-дошкольника. Вопросы психологии ребенка школьного возраста [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М., 1995. – 144 с.
19. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора» [Текст] / Т.Ф. Саулина. – М. :«Просвещение», 2015. – 45 с.
20. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева. – М. : «Просвещение» 1993. – 98 с.
21. Сорокина, А.И. Дидактические игры в школе [Текст] / А.И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1998. – 98 с.
22. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук [Текст] / О.Ю. Старцева. – Волгоград : Сфера, 2016. – 64 с.
23. Степаненкова, Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» [Текст] / Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. – М. : «Просвещение» 2015. – 29 с.
24. Степанова, А.И. «Правила дорожного движения» [Текст] / А.И.Степанова, - М. : «Просвещение», 2014. – 52 с.
25. Усачев, А. А. Школа безопасности [Текст] / учеб. пособие для учащихся I кл. нач. школы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". / А. А. Усачев, А. И. Березин . - М. : АСТ , 1996. - 176 с.
26. Ушинский, К.Д. Страх и смелость [Текст] / К.Д. Ушинский Избр. пед. соч.: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974. – 680 с
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт школьного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
28. Федяевская, В.М. За безопасность детей на улице [Текст] / В.М.Федяевская // Жур.Дошкольное воспитание. -1937. - №2. - С. 80- 92.
29. Фрейд 3. Психология бессознательного [Текст] / Сб. произведений /под ред. М. Г. Ярошевского - М. : Просвещение» 1990.- 120с
30. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице Учебное пособие [Текст] / Т.Г. Хромцова, - М. : Центр педагогического образования, 2016. – 67 с.
31. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения [Текст] / С.Н. Черепанова – М.: «Издательство Скрипторий 2015», 2013. – 62 с.
32. Шарапова, А.С, «Любознайка» - программа обучения детей школьного возраста в процессе познавательного общения со взрослыми. Тема «Улица и мой город» [Текст] /, Г.Н. Вавилова, С.Г Иващенко, Самара: 2012. -72 с.
33. Шорыгина, Т. А. Беседы об основах безопасности для детей 5 – 8 лет [Текст] / Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с
34. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М. : 2013. – 228 с.
35. Юрянин И.П. Светофор [Текст] / И.П. Юрянин - М.: Изд. «Детская литература», 2014. – 51 с.
36. Якупов, А. М. О новой парадигме профилактики детского дорожно- транспортного травматизма [Текст] / А. М. Якупов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2018. – № 5. –62-64 с.