Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня преобразования в мире обозначено наличие множества противоречий, которые говорят о расколе между прошлым и настоящим. Одним из противоречий являются глобальные трансформации привычного информационного пространства. Несмотря на то, что в последние годы выросло общее количество средств массовой информации, число форм и методов трансформации материала, стали появляться новые технологические возможности передачи самих сообщений, сама деятельность журналиста находится в хаотичном состоянии. Связано это, прежде всего, с тем, что нет четких границ, благодаря которым были бы обозначены пределы распространения и пределы профессиональной реализации для таких сфер, как PR и реклама.
В обычной жизни, как правило, вышерассмотренные области смешиваются между собой, что приводит к искажению объективного познания и отражения действительности, трансформации «картины мира», уходят профессиональные критерии восприятия процессов массовой коммуникации. В невыгодном положении располагается и журналистика, которая сегодня в России не может решить задачу объективного отражения реальности. Этому мешает ярко выраженная политическая направленность всех СМИ, их зависимость от политической власти и интересов крупных финансовых групп.
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно .
Сейчас многие журналисты ощущают существенное ограничение свободы слова, а часто собственники средств массовой информации вводят предварительную цензуру, что расходится с положениями законов РФ в сфере масс-медиа.
Существенные ограничения, которые коснулись журналистики, расширили область риска в самой профессии. Поэтому часто информация, предоставляемая журналистами, не предоставляется объективной. Это часто ставит под сомнение саму область журналистики.
Ограничения, которые налагаются на политические и общественные СМИ, ставят вопрос относительно того, может ли в современной ситуации реализовываться само понятие журналистики. Вполне возможно, что журналистская область вписывается в термин «массовые коммуникации» именно сейчас.
Так или иначе, несмотря на то, что ситуация не представляется «радужной», следует отметить, что журналисты всегда будут нужны, а средства массовой информации также будут всегда, а спрос именно на проверенную, профессионально представленную информацию всегда будет актуален.
Целью данной работы является рассмотрение кодексов СМИ (сходств и различий) на примере двух стран: России и Великобритании.
Задачи:
- рассмотреть вопрос изменения роли журналиста в современном мире;
- описать сущность кодекса СМИ в журналистике;
- изучить кодекс чести журналистов Великобритании;
- сравнить кодекс чести Би-би-си с Кодексом профессиональной этики российского журналиста.
Объект исследования – кодексы СМИ. Предмет исследования – специфика функционирования кодексов СМИ Великобритании и России.
Глава 1 Современная журналистика в мире: ситуация и тенденции развития
1.1 Ограничение свободы слова и необъективность информации как проблемы журналистики. Изменение роли журналиста в современном мире
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В доцифровую эру талантливые музыканты, писатели, художники и т.п. были вынуждены принимать участие в профессиональных конкурсах и проходить процедуры отбора экспертным жюри и лишь затем получали шанс показать широкой общественности свои способности. Сейчас главным инструментом продвижения являются социальные медиа, где канал на YouTube является самым мощным. А единственной формой оценки создаваемого контента становится количество и мнение собственных подписчиков. «Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» . Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук. Норберт Больц отмечает, что в эпоху, когда аудитории доступно огромное множество информационных и развлекательных продуктов, СМИ ведут борьбу «за дефицитнейший ресурс — внимание» . Побеждает тот, кто заставит зрителя или читателя замереть, погрузившись в изучение сообщения. Естественно, что массмедиа вынуждены постоянно обновлять спектр технологий, удерживающих аудиторию, заставляющих ее потратить ее свое свободное время здесь и сейчас. Изменяются роли и функции журналистов и читателей. Журналисты теперь – эксперты во всех областях. Журналист сейчас – это тот, кто может сам написать текст, записать аудиокомментарий, сделать видеоролик и фоторепортаж. Читатели теперь активно участвуют в функциях СМИ, сами создают сайты со своим контентом.
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно .
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся.
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы.
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы.
Актуален вопрос того, какая информация может находиться в доступе общественности (библиотеки, масштабные архивы).
Если же говорить про профессиональный контент, то практически нет отличий в его аудитории. Но есть принципиальное отличие между типами такого контента и способами его доставки читателю. Происходит усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. Например, пользователю удобнее прочесть статью вместо газеты, увидеть один сюжет вместо целого выпуска новостей и пр. Следовательно, сама аудитория становится более сегментированной и дробной.
Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка.
Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Поскольку онлайн-СМИ влияют непосредственно на общество, он изменяется. Не только в сфере информации, но и в экономике, политике формируются сетевые структуры. Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ могут существовать только в постоянно меняющихся условиях. Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
Сложность состоит в том, что часто нет критериев, по которым конкретный сетевой ресурс информации может быть назван областью средств массовой информации. Время от времени в сети мы можем увидеть различные интерпретации и характеристики, что нужно и можно считать за онлайновые СМИ. Онлайн СМИ есть уже более десяти лет, но пока нет общепринятого мнения к и определению. Кто-то утверждает, что Интернет – это просто канал распространения информации, кто-то – что это новая среда для общения, где есть и средства массовой информации в том числе. Последние могут быть самостоятельными.
Нет также и методов исследования Интернет-изданий. Поэтому сложно произвести классификацию онлайн-СМИ.
Но, так или иначе, в информационном пространстве Интернет-СМИ существуют и это не нуждается в аргументах.
И с каждым годом роль Интернет-СМИ все более и более увеличивается. Интернет-СМИ – это целая индустрия, куда, например, перетекают финансовые вложения в рекламу от традиционных СМИ. Интернет-СМИ сливаются с телевизионными, радио СМИ.
Интернет – это способ общения. При помощи СМИ каждый сайт – это средство общения. У многих руководителей и менеджеров, если брать нашу страну, есть Интернет-блог. Каждый день в блогах публикуется более 1,5 млн сообщений.
Интересный факт. Мы можем не знать имена соседей по лестничной площадке, но узнать больше информации из форумов и от блоггеров.
Из недостатков или минусов того, что сейчас так развиты онлайн-СМИ, является то, что страдает качество материалов, которые они предоставляют. Часто федеральные журналисты, взяв информацию из онлайн-СМИ, не проверяют ее, и это может привести к курьезам.
Где больше доверия – к Интернет-СМИ или к официальным источникам? Сложный вопрос. Область Интернет-СМИ специфична, ее предпочитают издатели традиционных СМИ, ведь не просто так большинство газет и журналом имеют сайты с Интернет-версиями.
Между традиционными СМИ и Интернет-изданиями идет экономическая конкуренция: бумажные газеты получают около 70 % доходов от рекламы, но сейчас эти поступления замедляются, т. к. бурными темпами растет рекламная выручка Интернет-изданий. Проблема в естественных ограничениях, которые в Интернете не преодолеть. Например, продажи услуг в Сети эффективны, а продажи недвижимости невозможны.
По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет.
1.2 Кодекс СМИ в современной журналистике
Важна мысль, как нам кажется, о том, что профессиональных, грамотных журналистов в нашей стране, к сожалению, не так много.
Кто-то идет в профессию с целью «поменять мир», «сделать стране лучше», но, так или иначе, успех приходит только к профессионалам и к тем, кто становится экспертом в своей сфере. Поэтому важным является направленность на профессионализм и постоянное повышение квалификации.
Современному выпускнику журналистского факультета найти работу сейчас легко – сейчас огромное количество возможностей. Но высок риск превратиться в стандартного, обычного журналиста РИА и ВГТРК, который искренне верит в то, что он – солдат государственной системы и что интересы государства для него выше профессиональных и что CNN или BBC также работают в интересах своего государства. Но если проявить осознанность, расширять кругозор, свои знания, рефлексировать, то картину можно увидеть совершенно под другим углом.
В нашей стране долгое время тема этичности и профессионализма журналиста долго время вообще не поднималась. В СССР была строгая