Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями к развитию личности младших школьников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано о том, что для умения учиться дети должны овладеть необходимыми компетенциями, чтобы заниматься познавательной деятельностью. Продвижение во многом зависит от умения понимать причины успеха и неудач, способности конструктивно мыслить в ситуациях затруднений, навыка рефлексии. Вполне понятно, что речь идет о критическом мышлении, развитие которого, как, например, отмечается в программах по окружающему миру, осуществляется на протяжении всего периода начального звена школы. Справиться с поставленной задачей помогает систематическая работа на каждом уроке. Следует обратить внимание на то, что распространению вышеописанных идей мы обязаны американским педагогам (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер), которые разработали технологию развития критического мышления. В системе российского образования она получила распространение с 1997 года. Первоначально технология распространялась только на чтение и письмо. Со временем обогатилась благодаря нашим соотечественникам: С.И. Векслеру, В.С. Коневой, А.И. Липкиной, Л.А. Мальц, Е.А. Мухиной, Л.В. Хохловой и др.
Развитие критического мышления младших школьников – сложная дидактическая задача. Учащимся начальных классов пока тяжело устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и анализировать информацию, отстаивать свою точку зрения, корректировать ее. Отсюда возникает противоречие между требованиями, зафиксированными в стандарте, и наличной ситуацией развития ребенка. Данное обстоятельство порождает проблему: как наиболее эффективно осуществить развитие критического мышления младших школьников? Нам представляется, что решение проблемы возможно благодаря использованию игровых технологий. Они вызывают интерес, тем самым стимулируя поисковую активность. Занимательность делает эмоционально окрашенной учебную деятельность. Сущность и принципы применения игровых технологий раскрыты в работах Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимовой, Я.М. Бельчикова, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, С.А. Габрусевича, Л.Л. Графовой, Д.Н. Кавтарадзе, А.М. Князева, В.Б. Кузова, С.Д. Неверовича, П.И. Пидкасистого, И.Н. Сыроежкина, Е.А. Хруцкого и др. Различные аспекты развития критического мышления учащихся затронуты в исследованиях А.С. Байрамова, С.И. Векслер, О.Ф. Керимова, Л.В. Хохловой, В.А. Шамиса и др.
Объект исследования – процесс развития критического мышления у младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития критического мышления у младших школьников средствами игровых технологий.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически подтвердить возможности использования игровых технологий в процессе развития критического мышления у младших школьников.
Задачи исследования:
1) обосновать, что развитие критического мышления младших школьников является необходимым условием их обучения;
2) осуществить обзор педагогического опыта, направленного на развитие критического мышления у младших школьников средствами игровых технологий на уроках окружающего мира;
3) разработать и представить конспекты уроков, направленные на развитие критического мышления у младших школьников средствами игровых технологий на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (обобщение передового педагогического опыта).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Развитие критического мышления младших школьников как необходимое условие обучения
С поступлением в начальное звено школы меняется социальная позиция ребенка: вчерашний дошколенок, который проводил много времени в игре, теперь должен структурировать свой день иначе. Отныне значительная часть дня будет отведена учебе, успешность которой во многом зависит от развития психических процессов, неотъемлемым элементом которых является мышление. В младшем школьном возрасте оно имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на организацию образовательного процесса. В частности, в практикуме по психологии детей младшего школьного возраста, составленном А.С. Обуховой, представлена психолого-педагогическая характеристика мышления учащихся начального звена. В данном источнике указано, что дети умеют «проводить анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков» [14, с. 82]. Младшим школьникам доступна такая мыслительная операция, как синтез, на что указывает умение составлять целое из частей и достраивание каких-либо объектов или явлений с восполнением отсутствующих компонентов.
Если первоклассникам дать задание что-нибудь сравнить, то они будут опираться на относительно небольшое количество критериев. Допустим, по величине, цвету, форме, материалу. У второклассников значительно большее количество критериев, не говоря уже о третьеклассниках. Чем старше становится младший школьник, тем более «способен к установлению причинно-следственных связей» [14, с. 83]. Третьеклассник умеет «выстроить логическую цепь рассуждений» [14, с. 83]. Замечая противоречия, умеет «выдвигать гипотезы и ставить проблемные вопросы» [14, с. 83]. Мыслительные возможности учащихся четвертого класса возрастают настолько, что дети без поддержки взрослых намечают четкий алгоритм: «В 4 классе младший школьник умеет составлять план решения задания. Дети в 4 классе способны понимать цель своей деятельности и те задачи, которые нужно решить для ее успешного выполнения» [14, с. 84].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 368 с.
2) Вишневская Е.Ю. Развитие критического мышления у подростков в процессе изучения иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 4 (61). – С. 159 - 162.
3) Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособ. для учит. общеобр. учр. / С.И. ЗаирБек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
4) Ким В.В. Развитие критического мышления и профилактика фанатизма // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. – №2 (52). – С. 77 - 81.
5) Козырева Р.С. Роль игровых технологий на уроках окружающего мира // Академия педагогических проектов Российской Федерации. – Режим доступа: https://педпроект.рф/козырева-роль-игровых-технологий. - Дата обращения: 30.11.2020.
6) Кулюпина Г.А. Технологии развития критического мышления подростков – пользователей библиотеки / Г.А. Кулюпина, Л.М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 2(6). – С. 232-236.
7) Люманов Н.Н. Технология развития критического мышления // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере: сб. матер. науч-практ. конф. – 2019. – №1. – С. 141-147.
8) Медведева Я.В. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy. – Дата обращения: 29.11.2020.
9) Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза: учеб. пособ. для вузов / Отв. ред. А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2017. – 162 c.
10) Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Серия книг «Уроки для педагогов». – М.: Каро, 2017. – 144 с.
11) Николаева А.А. Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность на уроках окружающего мира // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сб. матер. конф. – Елец, 2016. – С. 244-247.
12) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ИЭТ, 2013. – 268 с.
13) Приемы технологии РКМЧП как средство формирования ключевых компетенций на уроках: методич. пособ. / Сост. Т.В. Степанова. – Ярославль: ЯКУиПТ, 2015. – 30 с.
14) Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2014. – 583 с.
15) Рудакова С.А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе // Проблемы педагогики. – 2019. №5(44). – С. 19-21.
16) Семенова Н.А. Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – №1(178). – С. 33-36.
17) Шапарева Е.В. Возможности применения технологии ЧПКМ на уроках окружающего мира в начальной школе // Инновационные технологии в образовании и науке: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 167-170.