Фрагмент для ознакомления
2
Качество жизни является одним из самых важных показателей экономического и социального развития любой страны. Этот многофакторный показатель отражает среднедушевые доходы населения, состояние здравоохранения и уровень образования, доступ различных социальных и информационных услуг для каждого индивида.
Актуальность данной темы заключается в том, что многие регионы РФ и мира в целом находятся на уровне высокой бедности, плохих условий для жизни и нуждаются в государственной финансовой поддержке. Измерение неравенства доходов необходимо для разработки путей его последующего снижения.
Объектом данного исследования является понятия неравенства доходов.
Предметом исследования выступает исследование уровня жизни в России с помощью анализа основных показателей, характеризующих доходы населения, и разработка мер по его улучшению.
Главной целью работы является полное раскрытие понятия неравенства и уровень жизни общества, анализ социально – экономического развития РФ и мероприятий, предложенных правительством по улучшению этих показателей.
В связи с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать понятие экономического неравенства и ее отличия от уровня жизни
Проанализировать основные показатели, входящие в его состав
Выявить основные методы оценки уровня неравенства доходов
Проанализировать качество жизни и уровень неравенства в России
Оценить эффективность государственных мероприятий по улучшению качества жизни в стране.
Данная тема достаточно хорошо изучена, многие исследователи занимались разработкой концепции качества жизни (А. Маслоу, Л. Андерсен, А. Кузнецов), принципами системного подхода к оценке жизненных потребностей личности (П. Анюхин, А. Маслоу). Однако единой методики оценки качества жизни населения не было предложено, поскольку каждый регион мира имеет свои специфические условия для проведения данного анализа.
Для раскрытия данной темы были использованы различные российские рейтинги (Росстат, РИА- Рейтинг) и международные индексы, отражающие неравенство доходов населения.
1.Теоретические аспекты изучения неравенства доходов населения
1.1.Понятие и методы измерения неравенства доходов
Современный мир характеризуется наличием совершенно разных категорий населения. Каждая из них отличается личностными характеристиками, материальным уровнем жизни. Более чем 800 миллионов человек во всем мире живут за чертой бедности.
С экономическим неравенством сталкивались все люди: различие людей по доходам, заработным платам и благосостоянию очевидно. Помимо собственно распределения богатства в обществе на экономическое положение человека всё ещё влияют его пол, национальность, происхождение, наличие физических ограничений и т. д. Но сам разрыв между финансово состоятельными и неблагополучными людьми внутри одного общества имеет особое значение.
Экономическое неравенство можно разделить на три типа [11, c.113]:
1.Неравенство доходов показывает, насколько неравномерно распределены доходы внутри данной группы людей. Под доходами понимается не только заработная плата и премии, но вообще все деньги, получаемые от наёмной работы, социальных выплат, субсидий, инвестиций, сдачи внаём земли или недвижимости и даже наследства.
Данные по доходам обычно приводятся либо индивидуально, либо для домохозяйств. Последнее вполне естественно, потому что многие люди разделяют доход со своей семьёй или сообществом. У детей, например, не может быть зарплаты, но есть доход.
2.Неравенство в оплате труда описывает различие в заработках наёмных работников. Можно говорить о неравенстве зарплат работников на одной должности, внутри одной компании или в стране в целом.
3.Неравенство богатства относится к распределению всех видов экономических активов в данной группе. В России, например, большинство людей если и владеют чем-то помимо ежедневно потребляемых бытовых благ, то это квартира, машина или дача. И лишь микроскопическая прослойка россиян имеет в собственности доли предприятий, ценные бумаги, коммерческую недвижимость и т. д.
Неравенство богатства отличается от неравенства доходов тем, что богатство включает в себя стоимость самого актива, а доход — только прибыль от него. Например, владельцы футбольных клубов имеют дорогостоящий актив, но почти никогда не получают от него прибыль, т.к. все зарабатываемые клубом деньги тратятся на его содержание.
Экономическое неравенство можно измерить. В этом его преимущество перед другими аспектами социального неравенства. И поэтому оно прочно вошло в экономическую теорию и социологию. Здесь мы попробуем рассказать о самых базовых и наглядных способах измерения уровня неравенства и покажем, как можно сравнить страны между собой по этому показателю.
Бывает справедливое неравенство — например, при переходе от плановой экономики к рыночной предполагалось устранить то, когда хорошие и плохие работники получали одинаково, чтобы вознаграждались усилия и талант. Очевидно, что это приведет к ускорению экономического роста.
С другой стороны, есть неравенство возможностей. Оно обусловлено факторами, на которые нельзя повлиять: в какой семье и стране родился человек, какой гендер, раса и национальность. Несправедливо, что люди, которые живут в «неправильном» месте и в «неправильное» время, не добьются успеха, как бы хорошо они ни работали. Такое неравенство осуждают все [14, c.32].
Неравенство возможностей еще и неэффективно: вся экономика страдает, если талантливый человек не может реализовать потенциал. В современной конкурентной капиталистической экономике у многих есть возможность реализоваться, но неравенство все равно остается высоким.
Как измерить неравенство возможностей? Экономисты используют два ключевых метода. Первый — оценка межпоколенческой мобильности, корреляции между успехом детей и родителей. Если есть полное равенство возможностей, то все смогут добиться успеха с одинаковой вероятностью.
В некоторых странах у исследователей десятилетиями есть доступ ко всем налоговым декларациям, когда они могут посмотреть на доходы и богатство и родителей, и детей. Данные по США демонстрируют корреляцию между доходами и нетривиальную межпоколенческую мобильность. Например, у детей из самых бедных семей есть шансы попасть в топ 20% самых богатых, но они в три раза ниже, чем у детей из самых богатых семей (10 против 30% соответственно).
Один из ключевых факторов неравенства — доступ к образованию. Если человек попадает в колледж или университет (что не очень легко в США), то, скорее всего, карьера сложится хорошо — и человек будет зарабатывать достаточно много. В Америке существует высокая корреляция между доходами родителей и вероятностью попасть в колледж. Это несправедливо, поэтому в европейских странах много говорят о том, что хорошее высшее образование должно стать доступным или даже бесплатным для всех.
Второй способ измерить неравенство возможностей — количественно оценить роль внешних факторов, таких как гендер, раса, этнос, место рождения. Исследователи рассматривают распределение доходов в стране и вычисляют, какая часть объясняется факторами, на которые человек не может повлиять. Это то неравенство, которое можно с чистой совестью назвать несправедливым. Остаток — то, что зависит от везения и ваших усилий, — справедливое.
Ключевой парадокс перехода к рыночной экономике в том, что хотя средний уровень жизни в большинстве стран повысился, поддержка рыночных реформ существенно ниже, чем можно было ожидать. Одно из объяснений — то, что во многих странах сильно выросло несправедливое неравенство, дающее почву для обращения реформ вспять.
Если посмотреть на весь мир как единое целое, то глобальное неравенство доходов снижается, но растет внутри страны. При оценке изменений неравенства между странами важен способ: если не взвешивать каждую страну по населению и брать как штуку, то неравенство между ними не меняется; если же взвесить, то, конечно, роль Китая и Индии резко возрастает. Окажется, что неравенство падает, но при этом все еще остается огромным. При этом резкий рост доходов в развивающихся странах привел к тому, что глобальный коэффициент неравенства доходов снизился за 20–30 лет примерно с 0,7 до 0,6 [16, c.113].
Наиболее характерной чертой в несправедливом распределении доходов и богатства является бедность.
Ученые, практики и исследователи используют несколько ключевых подходов к пониманию понятия «бедность», его интерпретации и выделении ключевых признаков, по которым человека можно отнести к этой категории.
На сегодняшний день принято говорить о трех проявлениях бедности:
-Абсолютная бедность;
-Относительная бедность;
-Субъективная бедность.
Как правило, специалисты в экономической сфере в основном упоминают об абсолютной бедности, которая проявляется в недостатке денежных средств для удовлетворения потребностей человека, даже самых первостепенных и естественных (потребность в еде, потребность в одежде, медицинском обслуживании и образовании).
Как мы видим, такая форма бедности выражается в средней стоимости потребительской корзины на одного человека. Подход к определению бедности с этой точки зрения популярен во многих странах, в том числе в России и Соединенных Штатах Америки.