Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена в первую очередь процессами, происходящими в современном обществе, когда язык становится лишь функцией коммуникации, причем с каждым годом, благодаря усиливающемуся потоку информации, все более краткой и сжатой в выразительных средствах. Частым явлением в современных языках становятся синтетические неологизмы- искусственно изобретаемые словоформы, которые не имеют , порой, никакого смысла, кроме рекламно-коммуникативного. Реальность современный язык отражает отрывочно, выхватывая наиболее удобные коммуникативные значения и превращая весь процесс мышления в бесконечную и зачастую бессмысленную коммуникацию односторонней направленности. В то же время основное назначение языка- это структурирование мышления с последующей реализацией идей и мыслей в реальности. Соответственно, как и о чем думает человек – вот процессы, которые способны как изменить окружающую реальность к лучшему, так и разрушить ее до основания. И прежде, чем анализировать сложившуюся ситуацию в современном соотношении реальности и языка, необходимо провести исследование о философских концепциях и построениях ушедшего столетия.
Научная разработанность темы исследования достаточно широка. Основную историографическую базу составляют труды таких авторов, как Е.А. Баллаева, Я.Н.Вейш, Г.П. Григорян, А.Ф. Грязнов и др .
Предмет исследования: неопозитивизм как философское направление.
Объект исследования: соотношение реальности и языковых средств и познания в неопозитивизме.
Цель исследования: рассмотреть основные постулаты философии неопозитивизма в контексте корреляции познания и языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возникновение и основные постулаты логического позитивизма;
2. Проанализировать модель «философских предложений» Л. Витгенштейна;
3. Выявить соотношения языка и реальности в неопозитивизме на примере тезисов «Логического построения мира» Р. Карнапа и принципа верификации М.Шлика.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Логический позитивизм как направление философской мысли ХХ века.
1.1.Возникновение и основные постулаты логического позитивизма
Течение неопозитивизма (третья волна позитивизма) возникло в 20-х гг. XX века на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Логический позитивизм, фактически, стал преемником позитивистской субъективно-идеалистической традиции, которую заложили Беркли и Юм.
Вместе с тем логические позитивисты отказались от характерных для прежнего позитивизма (вторая волна) психологического и биологического подходов в отношении познания, стремясь синтезировать субъективно-идеалистический эмпиризм с методом логического анализа.
Данная переориентация произошла в логическом позитивизме в связи с признанием в научной мысли важности знаково-символических средств, с тенденцией возрастающей математизации и формализации знаний при выявлении корреляции зависимости способа рассмотрения действительности от типа языковых средств.
Такие сложные и актуальные проблемы трактуются логическим позитивизмом в духе субъективизма и конвенционализма. Знаково-символические средства и языковые формы познания абсолютизируются, а выход философско-методологического анализа за эти пределы воспринимается как «метафизика».
Согласно логическому позитивизму, подлинно научная философия возможна только как логический анализ языка науки, направленный на устранение «метафизики» (традиционных философских подходов), с другой - на исследование логического строения научного знания с целью выявить «непосредственно данное» или эмпирически проверяемое содержание научных понятий и утверждений .
Конечная цель такого исследования усматривалась в реорганизации научного знания в систему «единой науки», которая была призвана описывать непосредственно подлинное. В структуре логического позитивизма доминирует сциентизм в качестве узкого эмпиризма, который рассматривается в духе узкого эмпиризма и, согласно логическому позитивизму, представляет собой единственно возможный тип научно-теоретической деятельности.
С 1930-х годов базисным языком наблюдений «вещный язык», который выражает чувственно воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Логический позитивизм подвергает критике принцип верификации каждого осмысленного научного утверждения, заменяя его на возможность частичного и косвенного подтверждения.
Логический позитивизм также предлагает отбросить и принцип сводимости научного знания к эмпирически данному, введенный О. Контом - основателей позитивизма первой волны.
В данном контексте следует напомнить, что изначально позитивизм как направление научной мысли претендовал на возможное соединение материализма и идеализма, или на преодоление их порознь как различных проявлений «метафизики». И в этом отношении русский мыслитель выступает также вполне в рамках позитивистской традиции: в новой науке, как казалось ему, достигается «синтез» материализма и идеализма, поскольку социология помещает в основу общества индивид, который одновременно представляет собой и тело, и дух.
В работах основоположника позитивизма Конта положительное синонимично фактическому . В отличие от метафизики и теологии, в которых объясняется внутренняя природа всего сущего и принцип формирования всех явлений, в позитивизме объектом науки как положительного мышления является эмпирически доступный опыт. Методологическим условием исследования такого объекта является подчинение воображения восприятию при безусловном приоритете последнего. Причем в ранних работах Конта идеи перехода от эмпирического наблюдения объекта к его теоретическому осмыслению были суммированы в метод «субъективного синтеза» .
Предмет позитивного научного опыта как процесса наблюдения фактов, по Конту, представляет собой закономерности связей, существующих между наблюдаемыми явлениями . Таким образом, спецификой позитивного мышления является отказ от философских гипотез в пользу изучения явления как естественного процесса, который обусловлен объективными и постоянными закономерностями . В результате меняется и сам характер мышления – от произвольности до закономерной упорядоченности. Позитивное знание, согласно О. Конту, выявляет естественный порядок всех явлений и процессов и представляет собой рациональные основания воздействия человека на внешний мир. В итоге получается, что задачи гуманитарных и естественных наук одинаковы, поскольку все они имеют один и тот же предмет и констатируют существование явлений. Далее О. Конт заключает, что все предпосылки для создания обобщающей позитивной науки в сфере естествознания уже сложились. Однако далее такого рода рассуждения в рамках первой волны позитивизма свелись фактически к чистой эмпирике.
В позитивизме третьей воны, то есть в логическом позитивизме, чистый эмпиризм заменяется его принципом возможности эмпирической интерпретации теоретических систем.
Программный анализ языка науки, который известен как «лингвистический поворот», нашел свое выражение в работах членов Венского кружка, основанного в 1922 году на основе философского семинара руководителя кафедры философии индуктивных наук Венского университета Морица Шлика (1882-1936 гг.) . Для членов Венского кружка основополагающим стал принцип аргументации, а в качестве противоположности истине преподносился постулат принципиальной опровержимости – то есть фальсификации. Таким образом, для логического позитивизма процесс познания начинался именно с фиксации фактов, что в рамках дискурса логического позитивизма означает систему выстраивания протокола предложений.
Принципиальная позиция М.Шлика заключалась в том, что в условиях хаоса систем и анархии воззрений в философии данная наука вообще никогда не доходила до постановки подлинных проблем. Выход из такой ситуации в рамках логического позитивизма заключался в то, чтобы наука превратилась в систему познавательных предложений, то есть истинных утверждений опыта. Философия должна обнаруживать значение предложений, а не предлагать их множественные интерпретации в зависимости от разнообразия применяемых методов. Новый подход к познанию в логическом позитивизме предполагал окончательный отказ от представлений об индуктивном характере философских рассуждений, которые обладают только гипотетической истинностью. Следовательно, такие понятия, как вероятность и недостоверность, в принципе неприменимы к действиям по осмыслению. Задача философии заключается в установлении смысла своих предложений как явных и окончательных.
Основные тезисы неопозитивизма звучат следующим образом:
1. Всякое знание о мире представляет собой знание об объектах чувственного восприятия в форме чувственных впечатлений ( «атомарные факты»). Без чувственного восприятия реальности нет вообще, точнее той реальности, которая могла бы быть оценена с точки зрения научной достоверности. Существование в реальности есть результат чувственного опыта, который может быть измерен. Любое подлинное знание или каждый из «атомарных фактов» в реальности должны быт результатом чувственного опыта. Атомарные факты становятся атомарным высказываниями, то есть имеют языковой каркас, образующий семантическое поле (модель Р.Карнапа). Существование в таком языковом пространстве становится функцией квантифицированной переменной. Метафизически высказывания являются при таком подходе совершенно не научными.
2. Все, данное в чувственном восприятии, может быть познаваемо с абсолютной точностью. Так как структурно предложение (текст) совпадает со структурой факта, точно полученного, то и его языковая корреляция также есть истинная (протокольное предложение). В этом постулате можно проследить влияние эмпиризма Бэкона и Конта, которые подчеркивали научную ценность опытного факта и считали его основой истинного знания.
3. Все функции научного знания в логическом позитивизме сведен к описанию изучаемых явлений внешнего мира в системе выработанного языка. Объяснить явления природы таким образом не представляется возможным, так как для этого требуется категория причинно-следственных связей. То есть наука дает ответ на вопрос КАК происходит явления, а не ПОЧЕМУ оно происходит.
Вывод:
Таким образом, логически позитивизм фактически заложил основы аналитической философии, поскольку в рамках данного направления были предложены принципы прояснения фундаментальных базисных понятий. Критерий истинности подразделялся на два вида: истинность по значению и истинность, достигнутая эмпирическим путем. Научными фактами могут при этом считаться только те высказывания, которые имеют отношение к высказываниям о наблюдаемых феноменах. Логика и математика, поскольку они не сводимы к чувственно-данному, являются, таким образом, только схемами рассуждений, а законы природы следует представлять правилами языка науки. Именно поэтому главной задачей логического позитивизма стал анализ языка и речи, который представляет собой логико-эпистемологический подход к исследованию науки, так как под объектом философии науки понимается логическая структура научных теорий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Источники
1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - Л.- М., 1999.- 234 с.
2. Рассел Б. Воспоминания о друге. - М.: Наука.- 1995.- 189 с.
3. Schlick M., Positivismus und Realismus, "Erkenntnis", 1932, Bd 3; Carnap R., Logische Syntax der Sprache, W., 1934. пер. на англ. яз., L. -498 с.
4. Карнап Р. Значение и необходимость. - М.: Наука, 1959.- 488 с.
Литература
5. Баллаева Е.А. Витгенштейнова концепция мира как “микрокосмоса”.- М:«Познание»-. М., 2001.-456с.
6. Вейш Я. Учение Л.Витгенштейна и религиозная философия. М.: Наука.- 2010. -387с.
7. Григорян Г.П. Философия сознания Л.Витгенштейна: Проблемы интерпретации. М.:НовыйМир, 2008. – 286 с.
8. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 172 с.
9. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия и проблема "концептуальной необходимости".- СПб.:Гиперион, 2006.- 222с.
10. Лузина Т.И. Наука как предмет познания в философии первого позитивизма. / Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. №3.Т.2. 2014. С.48-56. [ Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz4MUxxVH8S
11. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. 1999. № 1.- С.102-110.