Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Аналитическая часть 4
1.1. Общая характеристика деятельности библиотеки 4
1.2. Анализ бизнес-процессов библиотечной деятельности 6
2. Объектно-ориентированная модель библиотечной деятельности 14
2.1. Моделирование в UML 14
2.2 Информационная модель технологии библиотечного учета 18
Заключение 24
Список источников и литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в задачах автоматизации управления производственным процессом наиболее перспективным является автоматизация планово-управленческих функций на базе персональных компьютеров, установленных непосредственно на рабочих местах специалистов. Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест. Это позволяет использовать систему людям, не имеющим специальных знаний в области программирования, и одновременно позволит дополнять систему по мере надобности.
Цель данной работы – проектирование информационной системы для учета читателей и книг в библиотеке.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- анализ предметной области (функционирования библиотек);
- построение модели бизнес-процессов библиотечной работы;
- постановка задач автоматизации библиотечного учета;
- построение информационной модели в соответствии с поставленными задачами, определение сущностей, атрибутов, проектирование структуры данных;
- разработка UML-модели в соответствии с поставленными задачами.
Объект исследования – использование информационных технологий в библиотечном учёте.
Предмет исследования: информационная система «Библиотека».
1. Аналитическая часть
1.1. Общая характеристика деятельности библиотеки
В рамках данной работы проведено исследование информационной системы библиотеки. Рассмотрим типовые задачи автоматизированной системы библиотеки образовательного учреждения, проведем анализ бизнес-процессов.
В рамках данной работы проведено моделирование архитектуры бизнес-процессов для предметной области "Библиотека".
Схема организационной структуры библиотеки приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема организационной структуры библиотеки
Заведующий библиотекой библиотеки на местном уровне курируют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных учреждений, осуществляют руководство их деятельностью.
Специалисты библиотеки занимаются непосредственно работой по содержанию, учету, классификации библиотечных фондов, ведением базы данных читателей, учетом выдачи и возврата литературы, контролем за пополняемостью и амортизацией фондов.
Обслуживающий персонал библиотек занимается работой по обеспечению сохранности библиотечного фонда, контролем за состоянием хранилищ и обеспечением условий хранения литературы.
У каждой книги, выдаваемой в прокат, есть название, автор. В зависимости от ценности книги для каждой из них определена залоговая стоимость (сумма, вносимая клиентом при взятии книги напрокат) и стоимость проката (сумма, которую клиент платит при возврате книги, получая назад залог).
В библиотеку обращаются читатели. Все читатели регистрируются в картотеке, которая содержит стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Каждый читатель может обращаться в библиотеку несколько раз. Все обращения читателей фиксируются, в том числе факт выдачи книги под залог и факт возврата книги с получением назад залоговой суммы и оплатой проката книги читателем.
Таблица функций в работе сотрудников библиотеки приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Таблица функций
Подразделение Функции
Руководство - Координация деятельности библиотеки;
- Утверждение локальных документов;
- Взаимодействие с внешними организациями;
- Право подписи финансовых документов
Отдел по работе с фондами - Оборот литературы (оформление выдачи и приема);
- Инвентаризация библиотечного фонда;
- Подготовка материалов для списания книг;
- Взаимодействие с читателями (резервирование литературы по заявкам, помощь в подборе книг);
- выписка читательских билетов;
- оформление документов на выдачу литературы;
- оформление актов об утере книг;
- Подготовка заявок на пополнение библиотечного фонда
Экономический отдел - Ведение бухгалтерского и налогового учета;
- Подготовка отчётности в государственные органы;
- Взаимодействие с банками;
- Прием оплаты за оказание платных услуг;
- Проведение оплаты согласно заключенным договорам
Административный отдел - Обеспечение норм противопожарной безопасности;
- Содержание помещений библиотеки;
- Поддержка функционирования систем охранной и пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения
1.2. Анализ бизнес-процессов библиотечной деятельности
Задача данного проекта – автоматизация бизнес-процессов по учету библиотечного фонда. Основное содержание работы библиотекарей – работа с библиотечным фондом, учет выдачи литературы, контроль состояния фондов. Проведем декомпозицию бизнес-процессов, возникающих в технологии работы специалистов, курирующих данное направление работы. Проведем исследование технологии работы библиотеки, определим область применения информационной системы. Контекстная диаграмма «Как есть» приведена на рис.2. Как показано на рис.2, входящими информационными потоками являются запросы читателей и запросы информации по библиотечному фонду. Результатной информацией является выдача книг по запросу и построенная отчетность. Диаграмма декомпозиции основного процесса приведена на рис.3.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ефремова Л. И. Разработка реляционных баз данных в СУБД MS ACCESS: учебное пособие / Л. И. Ефремова. - Саранск: СГУ. 2019. - 118 с.
2. Бекаревич Ю. Б., Пушкина Н. В. Самоучитель MS Office Access 2016 / Юрий Бекаревич, Нина Пушкина. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2017. - 480 с.
3. Щипин Ю. К. Создание базы данных турбюро в среде СУБД MS Ассеss: учебное пособие/ Ю. К. Щипин. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - 96 с.
4. Чурбанова О. В., Чурбанов А. Л. Базы данных и знаний. Проектирование баз данных в Microsoft Access : учебно-методическое пособие/ Чурбанова О. В., Чурбанов А.K/ - Архангельск : САФУ, 2015. – 150c.
5. Костикова А. В. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 110 с.
6. Овчаренко О. И. Проектирование и работа с реляционными базами данных в MS ACCESS : учебное пособие / О. И. Овчаренко. - Таганрог: Изд-во НОУ ВПО "Таганрогский институт управления и экономики", 2019. - 73 с.
7. Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 223с.
8. Надейкина Л. А. Программирование. Обобщенное программирование: учебное пособие. - Москва: Московский государственный технический университет ГА, 2019. - 80 с.
9. Некрасов В. Н., Архипова О. И. Информационно-коммуникационные технологии управления и особенности разрешения их противоречий: монография. - Ростов-на-Дону: Профпресс, 2014. – 105 с.
10. Дмитриева Т. А. Базы данных: система управления базами данных Microsoft Office Access 2016 : учебное пособие / Т.А. Дмитриева. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2019. - 167 с.
11. Букунов С. В., Букунова О. В. Применение СУБД MS Access для создания бизнес-приложений : учебное пособие / С. В. Букунов, О. В. Букунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. – 103 c.
12. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
13. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
14. Тагайцева С. Г., Юрченко Т. В. Разработка прикладных решений: учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 125 с.
15. Терехова А. Е. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Москва: Изд. дом ФГБОУВО "ГУУ", 2016. - 96 с.
16. Широкова Е. В. Разработка простых отчетов. - Калуга: Манускрипт, 2017. - 83 с.
17. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
18. Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы. - Новосибирск: НИНХ, 2015. - 251 с.