Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении жизни гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством государством предоставляется социальное обеспечение в связи с состоянием здоровья, трудоспособностью, возрастом, в тяжелых семейных ситуациях и иных случаях [11, с. 18].
Государство, заботясь о благосостоянии населения, постоянно дополняет систему пособий новыми видами, направленными на улучшение демографической ситуации в стране, нивелирование социальных рисков и т.п., поскольку «добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения поощряются». В связи с этим в нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обеспечение, вносятся изменения и дополнения, что приводит к различному толкованию и коллизии закона в данной области права. Все это говорит о необходимости определения направлений развития законодательства в сфере социального обеспечения Российской Федерации, которые помогут определить перспективы совершенствования данного законодательства, что обеспечит гарантию конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 39 определяет, что социальные пособия устанавливаются законом. К их числу относятся:
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регулирующий отношения в области предоставления пособий малообеспеченным семьям и/или одиноким гражданам;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [8], который в целях обеспечения финансовой поддержки семьи определяет правовые основы обеспечения пособиями лиц, у которых есть дети;
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [9], регулирующий отношения, связанные с выплатой пособий по безработице;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [5], который является правовой базой, закрепляющей условия, размеры и порядок предоставления ежемесячных пособий по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
Указанный перечень нормативных актов подтверждает разбросанность юридических норм, регулирующих выплату пособий, по правовым актам, не связанным между собой, что затрудняет их применение на практике и вызывает несогласованность данных правовых предписаний, как было отмечено выше.
В настоящее время в законодательстве о социальном обеспечении взят курс на дифференциацию правового регулирования в зависимости от организационно-правовой формы (страховой или нестраховой), в которой осуществляется предоставление гражданам социальных выплат. Такое деление вызвано изменениями в экономике, законодательным закреплением различных форм собственности, развитием рыночных отношений.
В современном российском законодательстве предусмотрена выплата пособий как из бюджетных средств, так и из средств фонда обязательного страхования. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [6] в ст. 8 определяет виды пособий, предоставляемых на страховой основе, например пособия, связанные с материнством; с трудовой деятельностью и профессиональными заболеваниями; со смертью гражданина. В то же время в законодательстве нет единого подхода к использованию источников финансирования данных выплат: один вид выплат может производиться как из государственного Фонда социального страхования, так и за счет бюджетных средств.
Исходя из того, как достигаются цели социального обеспечения, можно судить об эффективности системы пособий.
В зависимости от целевого назначения, в праве социального обеспечения дается следующая классификация пособий: пособия, призванные обеспечить полностью или в части временно утраченный заработок; пособия, направленные на оказание помощи в связи с наступлением тех или иных жизненных ситуаций [14,с. 28]. Таким образом, размер некоторых видов пособий влияет на эффективность предоставляемых государством выплат.
В соответствии с законодательством размер пособий устанавливается либо в процентном соотношении к заработку лица, либо в твердой денежной сумме. В случае определения выплаты твердой денежной суммой она хаотично пересматривается в сторону повышения, независимо от роста цен (например, пособие на погребение), либо не изменяется (например, пособие беженцам). Установленное 1 января 2008 г. индексирование размера государственных выплат лицам, у которых на иждивении есть дети, в зависимости от роста инфляции, является положительным моментом совершенствования законов в этой сфере. Преставляется, что индексацию следовало бы применять и в отношении размеров иных пособий, устанавливаемых в твердом денежном выражении, что способствовало бы их адаптации в изменяющихся условиях современной экономики.
Конституция РФ в ст. 7 гарантирует гражданам получение пенсий, пособий и иных мер социальной защиты, которые направлены на улучшение качества жизни и развитие гражданина. Ориентиром в определении размеров пособий является прожиточный минимум.
Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [7] в прожиточный минимум входит минимальный набор как продовольственных, так и непродовольственных товаров, услуг, направленных на сохранение здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности, который рассчитывается на каждый квартал как в целом по Российской Федерации, так и в каждом регионе для следующих категорий: трудоспособных граждан, детей и пенсионеров. В случае отсутствия у гражданина иного дохода пособия не должны быть менее чем прожиточный минимум.
Анализируя законодательство в сфере социального обеспечения, Т.С. Гусева отмечает, что в настоящее время, с одной стороны, социальное обеспечение движется к идеалу, когда человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, может надеяться на государственную поддержку. С другой стороны, законодатель отдает предпочтение адресной социальной поддержке, определяя более узкий круг нуждающихся лиц, исходя из их материального положения. В связи с тем что большинство пособий в Российской Федерации поставлено в зависимость от финансового благополучия граждан, для законодательства о пособиях субъектов Российской Федерации адресное предоставление является более характерной чертой.
Поскольку социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, законодательство о пособиях в России является двухуровневым.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 04.08.2014 N2-ФЗК) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014.- № 31.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1 // Российская газета. – 1993 - № 49.
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 7) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4344.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 19.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 18.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.
7. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. № 43. Ст. 4904.
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
10. Приказ Минтруда России от 02.08.2017 № 606нт «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. - 2018. - № 4. - С. 18.
12. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно–практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., - 2017. – 286 с.
13. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.–практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований. - 2016. – 198 с.
14. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, - 2017. - С. 28.
15. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. - 2019. - № 5. С. - 27.