Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Недавно, сравнив топ-10 материалов пяти крупных зарубежных медиа (The New York Times, BBC, The Huffington Post, CNN, The Guardian), эксперты из Newswhip пришли к выводу, что у объёмных материалов (свыше 1 200 слов) показатели популярности не менее высоки, чем у кратких заметок объёмом до 500 слов [7]. получается, что на современном этапе аудитория СМИ отдаёт предпочтение не только маленьким заметкам, но и длинным, подробным материалам, как когда-то отдавала предпочтение классическим объемным жанрам: очерку, статье.
При этом успех лонгридов во многом определяет сам предмет отображения. Это истории, связанные не только с резонансными событиями, но и с необычными объектами действительности, удивительными судьбами. «Возвращение лонгрида лишний раз напоминает нам, людям, об осознании нашей сложной человеческой природы в цифровой век больших данных, дефицита времени и внимания», пишет Том Джуно (Esquire) [8].
Отечественная журналистика меняется вслед за мировой.
Формат лонгрида, вышедший когда-то из моды, таким образом, снова становится актуальным не только в мировой журналистике, но и в отечественной журналистике.
Цель данного исследования – исследовать специфику объяснительной журналистики на примере отражения новых трендов.
Таким образом, объектом данного исследования являются новые тренды, а предметом - объяснительная журналистика.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать жанр объяснительной журналистики;
- дать определение формату лонгрид и технологии его создания.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Особенности объяснительной журналистики
1.1. Жанры журналистики
Существует большое количество классификаций жанров традиционной журналистики.
К тем, которые несут в себе определенный экспериментальный характер, можно отнести классификацию по идеологии, когда журналистские тексты, например, советского периода, были подготовлены не столько для обывателя, сколько для политбюро и т.д [6].
Однако имеют место и более привычные классификации, в частности классификация, основанная на типах текста печатного издания, которых обычно выделяют пять групп [3] (рис.1).
Жанр — это категория, тесно связанная с понятием типа текста. При этом, тип текста и жанр должны быть строго отделены друг от друга.
В отличие от многочисленных исторически сгенерированных подклассов жанра (таких как роман, сонет, рецепт, домашняя страница), которые возникли случайно, классификации типов текста включают ограниченное количество различных элементов и нацелены на полный набор всех возможных типов, которые могут составлять любой текст.
Более того, в отличие от жанра, который, по определению, отражают целые тексты, отдельные текстовые типы в основном относятся к частям текстов в зависимости от того, демонстрирует ли отрывок рассматриваемый семантический профиль или нет.
Жанры журналистских текстов — типы произведений, отличающихся особенностями содержания, формы и процесса работы над материалом.
Различные исследователи журналистики предлагают свои системы жанров журналистских текстов.
Рисунок 1 Жанры традиционной журналистики
В журналистской науке нет единства ни по поводу перечня жанров и групп жанров, ни по поводу жанрообразующих признаков, поэтому классификация жанров на рис.1 – одна из возможных.
1.2. Жанр объяснительной журналистики
Как правило, определение типов текста основано на текстовых внутренних данных, тогда как определения (не литературных) жанров соответствуют различным текстовым внешним и текстовым внутренним критериям. С этой точки зрения объяснительная журналистика — жанр, в котором журналист не просто преподносит сухие факты или короткие комментарии о событии или инфоповоде, но и разъясняет их.
Основоположником этого жанра принято считать Джина Паттерсона из The St. Petersburg Times. Уже в 1985-м Пулитцеровская премия разрослась до отдельной категории — Explanatory Journalism. Эта номинация просуществовала до 1997 года. В 1998-м ее переименовали в «Пулитцеровскую премию за разъяснительный репортаж».
В современном мире информации и политики мы переживаем, если можно так выразиться, лучшие и худшие времена.
Мотивированный потребитель информации о политике и непосредственно политики — это идеальный гражданин, имеющий доступ к беспрецедентному количеству источников превосходной журналистики в самых разных форматах и на многочисленных платформах. К ним относятся печатные, радиовещательные и онлайн-версии, длинные и короткие, основанные на данных и графически визуализированные, прямые новости и журналистика общественного мнения, устаревшие новостные формы и новые цифровые варианты, мобильные устройства и социальные сети, всего в одном клике от прямого доступа к обширным хранилища официальных публичных документов и наборов данных. Цифровая революция 21-го века опустошила такие модели 20-го века, как репортажи и публикации новостей.
Большинство граждан являются непреднамеренными потребителями новостей о политике и правительстве, ограничиваясь в основном местными телевизионными новостями, в которых преобладают новости криминала, дорожное движение и погода, с простыми фрагментами новостей, связанных с общественными делами, наряду с электронными письмами от семьи и друзей, пересылающих материалы, которые кажутся правдоподобными, но часто наоборот. Их жизнь наполнена обязанностями и интересами, которые отвлекают их внимание от избирательных кампаний и политических баталий. То немногое, что они знают и узнают о политике, часто содержит дезинформацию и дает мало оснований для общественного суждения, помимо групповой идентичности, племенной лояльности и мимолетных впечатлений от, например, кандидатов или государственных лиц.
Объяснительная журналистика стремится предоставить существенный контекст для ежечасного потока новостей - не просто отдельную операцию по проверке фактов, но мобилизацию обширного массива релевантной информации, ставшей возможным благодаря новым технологиям, а представленной общественности в доступных и удобоваримых форматах. Она основана на фактах и содержит множество данных, но не уклоняется от аргументов, вытекающих из свидетельств, даже с риском обвинения в том, что он принимает сторону. Он стремится раскрыть тайны политики и политики в историческом и эмпирическом контексте и открыто и честно рассказать о ставках и драйверах нашей общественной жизни.
Если Интернет сейчас является потоком данных, недавний всплеск объяснительной журналистики стремится стать ковчегом, который поможет нам выжить в нем. Редактор Upshot Дэвид Леонхардт сказал, что