Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – анализ костюмов и интерьеров фильма «Опасные связи», снятым в 1998 году, режжисером Стивеном Фрирзом. Опасные связи – экранизация романа 1782г. Шодерло де Лакло «Опасные связи». В оригинальном романе речь идет об интриге, затеянной маркизой де Мертей, с целью отомстить бывшему возлюбленному графу де Жеркуру, который теперь собирается жениться на юной Сесиль. Маркиза просит своего друга, известного сердцееда виконта де Вальмона, соблазнить девушку и таким образом опорочить ее перед графом.
Роман Шодерло де Лакло «Опасные связи» - одно из самых популярных и скандальных произведений о нравах французской аристократии. В 1823 году «Опасные связи» во Франции приговором уголовного суда были осуждены на уничтожение «за оскорбление нравственности», а в 1825 году конфискованы у книготорговцев. Тем не менее, роман продолжал свое победное шествие по миру сначала в бесконечных переизданиях, а затем на киноэкранах и театральных подмостках. И это естественно, ведь история взаимоотношений мужчины и женщины, в которой на кон поставлены любовь, честь, и жизнь - современны всегда!
18 век — это стиль рококо. Слово рококо, происходит от французского слова, которое обозначает украшение в виде раковины. 18 век начинает пестрить изящными деталями в одежде, платья приобретают повышенную утонченность и чувственность. Стиль рококо не признает прямых линий, а лишь плавность и грацию. Рококо – стиль не только в одежде,нои в искусстве и архитектуре, Отличается легкостью, грациозностью, интимно-кокетливым характером.
Иными словами стиль рококо именуется, как галантность. Позже 18 век так и именовали, как век галантности, менуэта, кружева и пудры. Главные силуэты — это узкие плечи, тонкая талия, округлые бедра, небольшая прическа. Все костюмы, даже мужские выглядели в то время весьма женственно и изящно, что считалось самым последний писком моды и высоко ценилось обществом.
Целью данной курсовой работы является изучение интерьеров и костюмов, использованных создателями фильма «Опасные связи» для воссоздания исторической действительности. Задачи данной курсовой работы – изучение особенностей стиля рококо
,изучение общих принципов и особенностей интерьера, мужского и женского костюма Англии начала 18 века.
ГЛАВА 1. Анализ костюмов фильма «Опасные связи»
1.1 Женские костюмы
XVIII век принято называть Галантным веком, этот термин относится к дворянской, преимущественно придворной культуре, определявшей правила поведения в обществе, манеру одеваться и даже образ мыслей. Мода того времени в значительной мере следовала общим тенденциям, которые возникали, прежде всего, во Франции, поэтому можно говорить о таком понятии, как общеевропейская мода. В течение большей части XVIII века, вплоть до 1790-х годов, женщины высших слоев общества носили преимущественно широкие платья с пышными юбками на фижмах. Существовали два основных типа платья – закрытое и распашное, которые существовали в разных формах и вариациях.
Рис.1 Пример женской моды платьев 18 в.
Закрытое, цельнокроенное платье было более простым, надевалось непосредственно на нижнее белье и не требовало иных деталей, кроме аксессуаров. Распашное – более нарядное и торжественное, под него надевалась отдельная юбка, как правило, из плотной стеганой ткани, которая виднелась через разрез спереди, а в области лифа помещалась специальная v-образная декоративная вставка стомак (англ. stomach — «живот»). Стомак мог обильно украшаться вышивкой, золотыми и серебряными нитями, а иногда жемчугом и драгоценными камнями. Такой пример отделки платья можно увидеть в эпизоде фильма с главными героями на рис.2. Платье Мадам де Турвель обильно украшено пуговицами, рюшами и тиснением в районе «стомака»
Рис.2 Мадам де Турвель. Платье с элементом «стомак»
Юбка, которую надевали под распашное платье, могла быть того же цвета, что и все остальные элементы, или более светлого, или контрастного оттенка по отношению к платью. Такая юбка делалась нарядной, так как она либо была видна из-под платья, либо выступала как самостоятельный элемент одежды.
На протяжении XVIII века были модны различные фасоны платьев.
Robe à la française (французское платье) – основной фасон до 70-х годов XVIII века. Такие платья отличались двумя длинными вертикальными складками на спине, которые спадали от шеи до пола, эти складки принято называть «складками Ватто», по имени художника Антуана Ватто, часто изображавшего дам в таких платьях. В этот период популярны нежные расцветки и цветочные узоры, которые ближе к 1760-м годам сменяются полосами. Французское платье этого времени можно назвать олицетворением духа рококо, стиля, который в это время царит в живописи. На рис.3 так же можно увидеть пример «французкого платья». «Складки Ватто» действительно начинаются со спины и плавно перетекают в подол платья,а затем уходят в пол.
Рис.3 Мадам де Турвель. «Складки Ватто»
Женский костюм французского барокко был сложен и наряден. Женщины носили парадные платья с пышными юбками на каркасе. При этом низ платьев второй половины XVII века состоял из трех юбок.Самая нижняя юбка называлось «тайной». Средняя юбка платья называлась фрипон, что означало «шалунья». Такая юбка чаще всего шилась из более легких тканей, к примеру, тафты или муара. Нижняя часть средней юбки фрипон была видна из-под верхней юбки и поэтому украшалась рядами кружев, бахромы, кисточек, оборок, воланов. Верхняя юбка называлась модест, что означало «скромная». Ее шили из тяжелых и однотонных тканей. К примеру, атлас, парча, бархат. Верхняя юбка модест разрезалась и поднималась по бокам, демонстрируя среднею юбку фрипон и свою собственную подкладку. При этом к лифу платья она крепилась при помощи бус либо нарядных шнурков. На рис.4 можно увидеть пример кроя платьев с тремя юбками. Например, у героини слева юбка медного цвета – это юбка «фрипон» она выглядывает из основной юбки красного цвета «модест». Аналогичный крой платья можно наблюдать у героини Мадам де Турвель,только ее платье желтого цвета.
Рис.4 Мадам де Турвель. Платье с тремя юбками.
К слову, цвета как женского, так и мужского костюмов в стиле барокко чаще всего были темными и насыщенными. Особенно популярными были темно-красный и темно-синий цвета.
Рис.5 Маркизы Изабель де Мертей, платье с декольте, рукавами до локтя, отделанные кружевами
Лиф платья украшался рядами кружев или же бантов. Рукава были длиной до локтя и украшенные кружевной оборкой. Во Франции XVII века была мода на глубокие декольте. На рис.5 у Маркизы Изабель де Мертей можно наблюдать пример глубокого декольте, а так же рукава длиной до локтя, украшенные обильными рюшами и кружевами, цвет платья – насыщенный темно красный.
Моду на практически неприличные декольте, настолько они были глубоки, ввела одна из фавориток короля Людовика XIV мадам де Монтеспан. Моду в женском костюме чаще всего диктовали именно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варакина, Г.В. Основные этапы истории европейского искусства: учебное пособие / Г.В. Варакина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 183 с.
2. Виппер, Б.Р. Статьи об искусстве / Б.Р. Виппер. – М.: Просвещение, 1970. – 448 с.
3. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов: в 3 т. Т.3/К. Вёрман. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2003. – 944 с.
4. Чекалов, Д. А. История мировой культуры/ Д.А. Чекалов, В.А.Кондрашов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 352 с.
5.Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера. – Москва: Сварог и К, 1990. – 248 с.
6.Мерцалова, М.Н. Костюм разных времен и народов: в 4-х т. – Москва, 1993. Т.1. – 542 с.