Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что тема работы таможенных служб в рамках ЕАЭС до сих пор остается важной проблемой организации внешнеэкономической деятельности. Нужно признать, что до сих пор на таможенных пунктах стран ЕАЭС возникает вопрос, связанный с правильной кодировкой ввозимых или вывозимых товаров.
К сожалению, законодатели так и не смогли разработать простой и эффективный перечень кодировок товаров. Нужно заметить, что это проблема не только в странах ЕАЭС, но и в ЕС также таможенное законодательство непростое.
Вообще нужно сказать, что работа таможенного брокера отвечающего за заполнение таможенной или товарной накладной очень сложная. Как показывает практика, специалист несет полную ответственность, в случае если он укажет неверный код товара в декларации. При этом не один регламент е учитывает того факта, что существующая система кодирования и пояснения к ней позволяют одну и ту же группу товаров колировать несколькими кодами.
Более того практика показывает, что часто даже сотрудники ФТС оказываются в затруднительном положении пытаясь понять каким кодом пометить тот или иной необычный товар. Особенно эта проблема стала актуальна при завозе в Россию человекообразных роботов необходимых для обучения методам прохождения компьютерных тестирований.
Цель исследования – выявить особенности классификации цветных металлов (раздел XV ЕТН ВЭД ЕАЭС).
Объект исследования – классификация цветных металлов.
Предмет исследования – особенности классификации цветных металлов (раздел XV ЕТН ВЭД ЕАЭС).
Задачи исследования:
1. Дать определение цветным металлам.
2. Дать определение ТН ВЭД.
3. Выявить особенности классификации цветных металлов в России.
4. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД
1. Понятие о товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕЭАС (ТН ВЭД ЕАЭС) [1, с. 12].
При заполнении таможенных деклараций при помещении товаров под избранную декларантом таможенную процедуру (например, таможенную процедуру транзита, выпуска для внутреннего потребления и т.д.), декларант обязан указать код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Она является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики (ст. 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее – ТК ЕАЭС).
2. Осуществление классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС [2, с. 16].
Согласно ст. 20 ТК ЕАЭС классификацию товаров осуществляет декларант и иные лица. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом.
Под иными лицами в соответствии с законодательством понимаются как таможенные органы, так и таможенный представитель, которому декларант может поручить осуществление классификации товаров. При этом субъектом, принимающим решения о классификации товаров в России и осуществляющим проверку достоверности сведений, указанных в декларации на товары, в том числе о классификационном коде товара, является исключительно таможенный орган России.
В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, для классификации товаров обязательными не являются. Поэтому указанный в товаросопроводительных документах (например, инвойсе) код товара не будет являться основанием для его принятия таможенным органом.
Классификация товаров осуществляется исходя из сведений о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации с учетом [3, с. 20]:
1. Основных правил интерпретации ТН ВЭД;
2. Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД;
3. Рекомендаций и разъяснений по классификации товаров, которые даны Всемирной таможенной организацией;
4. Решений (разъяснений) Евразийской экономической комиссии.
3. Понятие о предварительном классификационном решении [3, с. 21].
Декларант вправе обратиться в таможенный орган (Минскую центральную таможню) с заявлением о получении предварительного классификационного решения. На основании заявления декларанта таможенный орган принимает предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Это решение имеют юридическую силу для таможенных органов стран-участниц ЕАЭС, в которой оно принято.
Решение о классификации товара принимается по каждому наименованию товара, включающему в себя определенную марку, модель, артикул и модификацию. Таможенный орган принимает предварительное решение о классификации товара не позднее 90 дней со дня регистрации таможенным органом заявления декларанта.
Срок действия предварительного решения о классификации товара – 3 года со дня его принятия.
4. Таможенный орган вправе проводить проверку достоверности указанного декларантом кода [4, с. 15].
Таможенный контроль сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе сведений о классификационном коде товаров, может быть осуществлен таможенным органом в течение срока осуществления таможенным органом таможенного контроля, то есть не позднее 3-х лет со дня выпуска товаров, если иное не установлено законодательством России (пп. 1,7 ст. 14 и п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС).
В случае несоответствия произведенной декларантом классификации товаров, таможенный орган вправе принять решение по классификации как до, так и после выпуска товаров. При этом в случае, если таможенным органом будет принято решение о классификации товара в соответствии с кодом, для которого установлена более высокая ставка таможенной пошлины, то в данном случае на основании данного решения таможенного органа с декларанта довзыскиваются суммы таможенной пошлины, НДС, а также суммы пени в связи с несвоевременной уплатой последних.
Также ч. 9 статьи 13.6 КоАП предусмотрена административная ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 10 базовых величин (БВ), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица. Размер ответственности по состоянию на октябрь 2018 года составляет от 2 до 20 БВ штрафа, а на ИП или юридическое лицо – 20% от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 БВ.
5. Понятие о процедуре таможенной проверки [6, с. 17].
Как правило, проверка сведений, указанных в таможенной декларации, осуществляется таможенным органом путем проведения камеральной таможенной проверки. Такая проверка осуществляется по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому субъекту путем проверки документов и сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа. При этом в ходе осуществления мер таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами у декларанта на основании соответствующего требования могут быть запрошены дополнительные документы и сведения.
В случае выявления указания декларантом в декларации недостоверных сведений о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган составляет акт проверки. В течение 15 рабочих дней со дня подписания акта проверки (получения акта), декларант вправе подать в таможенный орган возражения на акт проверки.
Обоснованность доводов, изложенных проверяемым лицом в возражениях, изучается проводившим камеральную таможенную проверку должностным лицом (лицами) таможенного органа, и в течение 15 рабочих дней со дня получения возражений по ним составляется письменное заключение, экземпляр которого направляется проверяемому лицу не позднее 5 календарных дней со дня его составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По решению начальника таможенного органа, проводившего камеральную таможенную проверку, срок рассмотрения возражений может быть продлен еще на 15 рабочих дней.
Решение по акту принимается начальником таможенного органа, проводившего камеральную таможенную проверку, или уполномоченным им заместителем по истечении 20 рабочих дней со дня направления проверяемому лицу акта, а в случае подачи возражений – 5 рабочих дней со дня направления проверяемому лицу заключения по этим возражениям.
6. Порядок обжалования решения таможенного органа [8, с. 22].
В случае несогласия декларанта с вынесенным таможенным органом решением о классификации товаров, последний вправе обжаловать его в Федеральной таможенной службе России (далее – ФТС) или суде. Жалоба в ГТК может быть подана в месячный срок, а в суд – в течение одного года.
Подача и рассмотрение жалобы в ФТС не препятствует последующему обращению субъекта в суд с заявлением о признании недействительным решения таможенного органа. Заявление о признании недействительным решения таможенного органа подается в суд по месту нахождения таможенного органа с уплатой государственной пошлины как за неимущественное требование.
7. Можно ли взыскать таможенные платежи или пеню с таможенного представителя [9, с. 24].
Декларант вправе взыскать с таможенного представителя убытки в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения последним своих обязательств (ст. 14, 364 Гражданского кодекса России, далее – ГК). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом суммы доначисленных таможенных пошлин, НДС не могут, рассматриваются в качестве гражданско-правовых убытков на том основании, что уплата указанных платежей относится к обязательству плательщика (налогоплательщика) в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса России (НК). Согласно данной норме, к обязательству плательщика относится уплата установленных законом налогов и сборов, к которым в силу ст.ст. 8 и 90 НК относится и НДС и таможенная пошлина.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Принципы работы таможенных органов. История отечественной и иностранной таможни. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Таможенные накладные. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Правила заполнения таможенных деклараций. Кодировка товаров. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Кодировка товаров на таможне. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Евразийская кодировка товаров. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Евразийская кодировка товаров. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Таможенный контроль. ЕАЭС против ЕС. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Евразийская таможенная служба. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по евразийской кодировке товаров. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика евразийской кодировки товаров. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика евразийской кодировки товаров. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Евразийская таможенная служба. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Особенности кодировки товаров в России и странах ЕС. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.