Фрагмент для ознакомления
2
Коррозия металлов является процессом образования гальванических пар. Под коррозией понимают электрохимическое или химическое разрушение металлического материала происходящее на поверхности. При коррозии металл наиболее часто окисляется с образованием ионов металла, которые дают различные продукты коррозии при дальнейших превращениях. Коррозию могут вызывать как химические, так и электрохимические процессы [11].
Химическая коррозия является взаимодействием поверхности металла с коррозионно-активной средой, которое не сопровождается возникновением электрохимических процессов на границе фаз. В этом случае протекают в одном акте взаимодействия окисление металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды.
Ионизация атомов металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды при электрохимической коррозии протекают не в одном акте и их скорости зависят от электродного потенциала металла (например, ржавление стали в морской воде).
Электрохимическая коррозия является разрушением металла под воздействием возникающих в коррозионной среде гальванических элементов называют электрохимической коррозией. При электрохимической коррозии, являющейся наиболее частой формой коррозии, всегда необходимо присутствие электролита (конденсата, дождевой воды и т. д.) как, например, при ржавлении во влажной атмосфере железа.
Электроды образованы либо различными элементами структуры материала, либо двумя различными соприкасающимися материалами. Электропроводность повышается, если в воде растворены ионы солей, и скорость процесса увеличивается.
При соприкосновении и погружении в раствор электролита двух металлов с различными окислительно-восстановительными потенциалами образуется гальванический элемент, называемый коррозионным элементом. Он представляет собой ни что иное, как замкнутую гальваническую ячейку. В ней происходит медленное растворение металлического материала с отрицательным окислительно-восстановительным потенциалом. Особо присущ этот вид коррозии металлам с высокими отрицательными потенциалами.
Атмосферная коррозия представляет собой разрушение металлов и сплавов при обычной температуре во влажном воздухе. Это самый распространенный вид коррозии. В атмосферных условиях эксплуатируется примерно 80% металлических конструкций. Атмосферная коррозия металлов носит, в основном, электрохимический характер и протекает в тонких слоях сконденсировавшейся на поверхности металла влаги [11, 15].
Основные факторы, определяющие скорость коррозии в атмосфере, представлены степенью увлажненности поверхности корродирующих металлов, наличием загрязнений и температурой. Эти факторы изменяются в широких пределах, например, в морской атмосфере очень много солей, особенно хлорида натрия, в атмосфере промышленных районов много оксидов серы, углерода, азота и др.
Различают следующие типы атмосферной коррозии по степени увлажненности поверхности металла: сухая, влажная и мокрая. Сухая атмосферная коррозия – это коррозия при полном отсутствии на поверхности металла пленки влаги. Механизм сухой коррозии металлов представляет собой чисто химический процесс взаимодействия с окисленной поверхностью агрессивных газов. На поверхности металла в сухом воздухе образуются оксидные пленки, снижающие дальнейшее окисление металла. Защитные свойства пленки могут снизиться, если в воздухе имеются другие газы, например, сернистые соединения, и в связи с этим возрастет скорость коррозии. Влажная атмосферная коррозия протекает при наличии на поверхности металла тончайшей невидимой пленки влаги, которая образуется при относительной влажности воздуха ниже 100% в результате конденсации.
Во влажной атмосфере механизм коррозии металлов преимущественно электрохимический. Существенное влияние на работу коррозионного микрогальванического элемента оказывает сопротивление пленки влаги на поверхности металла.
Мокрая атмосферная коррозия – коррозия металлов, протекающая при относительной влажности около 100% при наличии на их поверхности видимой пленки влаги. Такая атмосферная коррозия наблюдается при капельной конденсации на поверхности металла влаги, а также при непосредственном попадании влаги на металл (дожди, обливание конструкций водой и т. д.). При полном погружении металла в электролит мокрая атмосферная коррозия близка к электрохимической коррозии.
Подземная коррозия металлических конструкций имеет обычно электрохимический механизм и протекает в почвенных или грунтовых условиях. Подземной коррозии подвержены, главным образом, подземные резервуары, металлические трубопроводы, силовые электрические кабели и др. Особенно сильное разрушение наблюдается в условиях совместного воздействия грунта и блуждающих токов.
Различают следующие виды почвенной коррозии [15]:
− Подземная коррозия – коррозия в почве, которую вызывают коррозионные элементы, возникающие на металле в местах соприкосновения его с коррозионной средой вследствие неоднородности металла сооружения, различия температур, неодинакового состава почвы, влажности и воздухопроводности почвы на различных участках сооружения.
− Подземная биокоррозия – это коррозия, которая вызывается жизнедеятельностью микроорганизмов, оказывающих воздействие на металл, обычно процесс завершается электрохимической коррозией.
− Электрокоррозия – коррозия под действием токов утечки с рельсов электрифицированных железных дорог и других промышленных установок металлических подземных сооружений. Она подразделяется на коррозию блуждающими токами и коррозию внешним током. В почве содержатся влага и различные химические реагенты, поэтому она обладает ионной проводимостью, механизм подземной коррозии – электрохимический в большинстве случаев, за исключением очень сухих грунтов. В подземных условиях наиболее характерным катодным процессом является кислородная деполяризация. Коррозия с водородной деполяризацией может проходить в кислых грунтах (болотистых) [15].
Коррозии в морской воде подвержены металлические части морских судов, металлические сооружения морских портов, механизмы и трубопроводы и т.д. Морская вода представляет собой хорошо аэрированный, нейтральный электролит с высокой электропроводностью, обусловленной наличием в ней солей с большим содержанием хлоридов, которые оказывают депассивирующее действие. Механизм морской коррозии металлов электрохимический, преимущественно с кислородной деполяризацией. На скорость морской коррозии оказывают влияние состав морской воды, ее температура и скорость движения, контакт разнородных металлов, дополнительный механический фактор (аэрирование, кавитация), биологический фактор (обрастание морскими растительными и животными организмами подводной части металлических сооружений). В морской воде общая концентрация солей достигает 4%, что влияет на ее электропроводность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. NACE ТМ-0177-2005. Стандартный метод испытаний. Лабораторные испытания металлов на сопротивление сульфидному растрескиванию под напряжением в HıS-содержащих средах. NACE International [Текст], 2019. 39 с.
2. Алексеев, Л.С. Контроль качества воды: Учебник [Текст] / Л.С. Алексеев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 154 с.
3. Андреев, И.Н. Электрохимические технологии защиты от коррозии крупных объектов техники [Текст]: Метод. указания к лабораторным работам \ Андреев И.Н., Межевич Ж.В., Гильманшин Г.Г.. – Казань: КГТУ, 2004. – 78 с.
4. Баев, К.Е. Сероводородная коррозия трубопроводов и современные способы антикоррозионной защиты [Текст] \ Баев К.Е., Лебедев Д.О., Воронин К.С. // Нефтегазовый терминал: сб. науч. тр. Междунар. науч.-техн. конф. им. профессора Н.А. Малюшина. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. С. 31-35.
5. Богданова, О.Ю. Микробиология [Текст]: учебное пособие / О.Ю. Богданова. - Мурманск: ООО РОСТСЕРВИС, 2005. - 250 с.
6. Богданова, О.Ю. Систематика и классификация микроорганизмов: метод. указания к практическим работам по дисциплине «Микробиология» [Текст] / О.Ю. Богданова. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2000. - 80 с.
7. Борисенкова Е.А. Разработка и применение методов исследования влияния состава и структуры материалов стальных труб на коррозионную стойкость в нефтяных средах: дис. ... канд. техн. наук. Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. 198 с.
8. Борисенкова, Е.А. О механизме микробиологической коррозии сталей нефтепромыслового оборудования в условиях эксплуатации и в лаборатории [Текст] / Борисенкова Е.А., Сачкова Е.Н., Иоффе А.В. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. 2017. № 3 (39). С. 99-104.
9. Бутусов, Д.С. Коррозионное растрескивание под напряжением газопроводов [Текст] / Бутусов Д.С., Егоров С.И., Завьялов А.П., Ляпичев Д.М.. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2018. 80 с.
10. Гаврилюк, Ю.А. Опыт применения стеклопластиковых НКТ на месторождениях ОАО «Удмуртнефть» [Текст] / Гаврилюк Ю.А., Агафонов А.А., Назаров Д.А., Миллер В.К. // Научно- технический вестник «НК «Роснефть». 2019. № 1 (34). С. 44-47.
11. Гареев, А.Г. Основы коррозии металлов [Текст] / А.Г. Гареев. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2011. – 256 с
12. Кармачев Д.П. Анализ статистических данных об отказах промысловых трубопроводов [Текст] / Кармачев Д.П. // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сб. науч. тр. VI Междунар. конф. Томск: Изд-во ТПУ, 2019. С. 26-31.
13. Карпенко, Г. В. Коррозионное растрескивание сталей [Текст] / Карпенко Г. В., Василенко И.И.. Киев: Техника, 2018. 191 с.
14. Князева, Ж.В. Особенности эксплуатации насосно-компрессорных труб в условиях скважин коррозионного фонда [Текст] / Князева Ж.В., Юдин П.Е., Петров С.С., Максимук А.В., Прокудин А.В. // Коррозия «Территории «Нефтегаз». 2018. № 2 (40). С. 50-54.
15. Коррозия и защита металлов [Текст]: Краткий курс лекций/АП Авденко, АЕ Поляков.–Краматорск: ДГМА, 2003.–104 с
16. Маркин, А.Н. СО2-коррозия нефтепромыслового оборудования [Текст] / Маркин А.Н., Низамов В.Э.. М.: ВНИИОЭНГ, 2019. 187 с.
17. Нетрусов, А.И. Общая микробиология [Текст]: учебник для студ. Вузов / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
18. Никифоров, А.Ф. Физикохимия воды и водных растворов: Учебное пособие [Текст] / А.Ф.Никифоров, Е.В. Мигалатий, В.И. Аксенов, Ю.В. Аникин и др. – Екатеринбург: ГОУ УТТУ-УПИ, 2003. – 92 с.
19. Павлова, П.Л. Исследование коррозионных отложений в резьбовых соединениях насосно-компрессорных труб [Электронный ресурс] / Павлова П.Л. // Studylib. URL: https://ws.studylib.ru/ doc/767231/udk-622.27-issledovanie-korrozionnyh- otlozhenij-v-rez._bovy (дата обращения: 05.12.2020).
20. Россина, НГ Коррозия и защита металлов: в 2 частях: Часть 1. Методы исследований коррозионных процессов: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Россина НГ, Попов НА, Жилякова МА, Корелин АВ . 2019 - elar.urfu.ru
21. Семенов, С.А. Биоразрушения материалов и изделий техники [Текст] / Семенов С.А., Заиков К.З. Гумаргалиева, И.Г. Калинина, Г.Е. \\ «Вестник МИТХТ», 2007, т. 2, № 6. – с. 3-26
22. Федосова, Н.Л. Антикоррозионная защита металлов [Текст] / Федосова Н.Л. – Иваново, 2009. – 187 с.
23. Чупрова, Л.В. Исследование факторов, влияющих на коррозию электрооборудования, эксплуатируемого в условиях агрессивной окружающей среды [Текст] / Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Ершова О.В., Мишурина О.А. // Современные проблемы науки и образования. 20148 № 2. С. 141-149.
24. Чэнь Цюнь. Совершенствование пассивной системы защиты трубопроводов от коррозии: дис. ... канд. техн. наук. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2017. 149 с.