Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) является международной экономической организацией, которая подразумевает создание общей таможенной территории, выработку общей внешнеэкономической политики, определения уровня тарифов, цен и других составляющих общего рынка для стран членов общества.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц через таможенную границу Таможенного союза.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц через таможенную границу Таможенного союза.
Цель исследования заключается в анализе особенностей перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц через таможенную границу Таможенного союза.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1. Анализ условий перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц.
2. Характеристика тенденций таможенных преференций при перемещении товаров отдельными категориями иностранных лиц.
3. Характеристика основных проблем перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц.
4. Выявление путей решения проблем перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.
Глава 1. Порядок перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
1.1.Гармонизация законодательств государств ЕАЭС о перемещении товаров отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 ТК ТС
Исследование эволюции механизма таможенного регулирования ВЭД Евразийского экономического союза целесообразно осуществлять на основе периодизации его развития, в основу которой должен быть положен критерий «состояние развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве», поскольку именно императивы интеграционных процессов являются решающим критерием при выборе вектора реализации таможенной политики, применения инструментария таможенного регулирования ВЭД;
Каждый последующий этап трансформации механизма таможенного регулирования ВЭД основывается как на успехах, достигнутых на предыдущем этапе, так и на имеющихся просчетах и недостатках, что обусловливает необходимость выявления на каждом этапе позитивных и негативных факторов, а также имеющихся «институциональных ловушек», адекватности применяемых методов и инструментов таможенного регулирования ВЭД текущему состоянию внешне экономического комплекса и приоритетам внешнеэкономической политики;
Достижение в результате интеграционных процессов стадии таможенного союза предполагает необходимость формирования наднационального механизма таможенного регулирования, базирующегося на единой правовой (Таможенный кодекс, единый таможенный тариф при ввозе товаров, единая правовая основа таможенного регулирования) и институциональной (формирование наднациональных органов, обладающих компетенцией в сфере таможенного регулирования) основе при сохранении специфики и «институциональных ловушек», связанных с функционированием национальных систем таможенных органов государств-участников, национальной правовой базы, информационных систем и технологий. В этой связи принципиально значимым становится исследование вопроса взаимосвязи и взаимообусловленности национальных сегментов в рамках механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС.
По классификационному признаку «структурный формат интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств» динамику развития механизма таможенного регулирования ВЭД на современном этапе развития экономики можно разделить на пять периодов, при этом принципиально значимым представляется отсчет эволюции его развития с момента начала процесса либерализации сферы таможенного регулирования СССР, поскольку именно на данном этапе был заложен целый комплекс факторов, препятствовавших последующему эффективному развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Активные темпы формирования Таможенного союза ЕврАзЭС были в значительной степени обусловлены состоянием внешнеэкономического комплекса государств-членов Таможенного союза, а также общностью имеющихся проблем его развития. К числу основных проблемных вопросов относятся: дезинтеграция национальных хозяйственных комплексов, вызванная нарушением кооперационных связей, сформированных в советский период; низкая конкурентоспособность промышленности стран СНГ (сырьевая направленность экспортных торговых потоков, низкая эффективностью капиталоемких и индустриальных секторов); сильная внешнеэкономическая зависимость экономик членов Таможенного союза как по экспортной, так и по импортной составляющей внешней торговли. Указанные обстоятельства предопределили востребованность перехода от паллиативных улучшений национальных механизмов таможенного регулирования ВЭД к поиску новой парадигмы их функционирования и фундаментальных инноваций.
В результате создания Таможенного союза ЕврАзЭС кардинально изменись подходы к осуществлению таможенного регулирования ВЭД - от функционирования разрозненных национальных механизмов к формированию единого механизма таможенного регулирования ВЭД Таможенного союза.
Во-первых, принципиально новым стало формирование двух уровней правового блока - наднационального и национального регулирования - с преобладанием наднационального регулирования. Таможенное регулирование в Таможенном союзе стало осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и национальным законодательством о таможенном деле государств-членов Таможенного союза, Наиболее значимые элементы механизма таможенного регулирования ВЭД на данном этапе стали регламентироваться исключительно наднациональными правовыми актами - Таможенным кодексом Таможенного союза, являющимся международным договором, а также международными договорами государств-членов Таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а также решениями Комиссии Таможенного союза.
Во-вторых, изменения затронули институциональный блок механизма таможенного регулирования. Сложилась принципиально новая организационная структура таможенного регулирования, кардинальным образом отличающаяся от существовавшей в государствах СНГ - функции таможенного регулирования впервые в постсоветской практике госуправления были возложены на наднациональные органы:
Высший Евразийский экономический совет (до 2012 г. - Межгосударственный совет ЕврАзЭС), ставший органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза и единого экономического пространства;
Евразийскую экономическую комиссию (до 2012 г. - Комиссию Таможенного союза), которой участники интеграционного объединения делегировали свои суверенные функции в отношении: ведения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, Единого таможенного тарифа, системы тарифных преференций и применения таможенно-тарифных льгот; ведения вопросов предоставления тарифных квот и порядка их распределения; применения единых мер нетарифного регулирования; формирования и ведения единого перечня товаров, к которым в своей торговле с третьими странами применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз; ведения таможенной статистики внешней торговли Таможенного союза;
Объединенную коллегию таможенных служб государств-членов Таможенного союза, осуществляющую координацию практических действий таможенных служб в условиях перехода на единый порядок таможенного регулирования ВЭД, проводит мониторинг практики применения таможенных правил и процедур.
В-третьих, существенной трансформации на данном этапе подвергся инструментально-методический блок механизма таможенного регулирования, что было обусловлено как необходимостью обеспечения баланса экономических интересов всех участников Таможенного союза. Важнейшими нововведениями в данном аспекте стали:
установление и применение унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила таможенного декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные процедуры;
внедрение новых форм таможенного контроля (таможенная проверка, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета и отчетности);
введение института уполномоченного экономического оператора (УЭО), являющегося аналогом применяемого в Евросоюзе авторизированного экономического оператора, позволяющего осуществлять взаимодействие таможенных органов с добросовестными участниками ВЭД на принципиально иной схеме;
унификация тарифных и нетарифных инструментов таможенного регулирования - применение Единого таможенного тарифа Таможенного союза, Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, системы тарифных преференций, правил определения таможенной стоимости, страны происхождения товара, единой системы мер нетарифного запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Утвержденными Правительством Российской Федерации программными документами - государственной программой «Развитие внешнеэкономической деятельности», «дорожной картой» Агентства стратегических инициатив «Совершенствование таможенного администрирования», Стратегией развития таможенных органов Российской Федерации до 2020 года определены важнейшие направления совершенствования российского сегмента механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС на долгосрочную перспективу:
упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
сокращение сроков прохождения административных процедур за счет применения современных информационных технологий;
смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров;
развитие таможенно-логистической инфраструктуры в соответствии с транспортно-логистической политикой.
Пятый, современный, этап развития механизма таможенного регулирования ВЭД, связан с углублением интеграционных процессов на базе Евразийского экономического союза и вступлением в силу с 1 января 2015 г. договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Принципиальными особенностями данного этапа стали:
совершенствование институциональной структуры союза - Высший евразийский экономический совет, ранее действовавший на уровне главгосударств и глав правительств, разделен на уровень президентов (Высший евразийский экономический совет) и уровень глав правительств (Евразийский межправительственный совет). Кроме того, с 1 января 2015 г. ЕАЭС, в отличие от Таможенного союза, приобрел правосубъектность, получив право осуществления международного сотрудничества с государствами, международными организациями и международными организационными объединениями;
появление нового механизма оценки регулирующего воздействия, применяемого в обязательном порядке при принятии Евразийской экономической комиссией решений, оказывающих влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, в том числе в вопросах таможенного регулирования ВЭД;
создание Суда Евразийского экономического союза в целях обеспечения единообразного применения государствами, членами ЕАЭС, Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, а также международных договоров с третьими странами;
расширение состава участников ЕАЭС за счет вступления в него Республики Кыргызстан и Республики Армения, не имеющей общей границы с другими государствами-членами ЕАЭС.
Результатом формирования Евразийского экономического союза, изменения нормативной базы таможенного регулирования ВЭД стало создание правовых основ модернизации механизма таможенного регулирования ВЭД, направленного на переход к полному безбумажному документообороту при совершении широкого спектра операций в сфере таможенной деятельности, существенное сокращение временных, трудовых и финансовых затрат на совершение этих операций, повышение уровня прозрачности и предсказуемости бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью; повышение качества предоставления государственных услуг при одновременном повышении уровня управления
рисками и минимизации случаев несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных
законодательством государств, членов ЕАЭС, создание условий для отмены принципа «резидентства», который в настоящее время определен как барьер, препятствующий развитию интеграции.
Вместе с тем, таможенные аспекты развития интеграционных процессов не нашли должного отражения в Договоре о ЕАЭС, что связано с незавершенностью работы по разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Отсутствие полной согласованности государств-членов ЕАЭС по вопросам применения ключевых инструментов таможенного регулирования ВЭД в условиях существенного ухудшения макроэкономической обстановки как в рамках ЕАЭС, так и в общемировом контексте создают существенные угрозы для дальнейшего углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. На протяжении рассмотренных этапов механизм таможенного регулирования Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза эволюционировал и приобрел некоторое внешнее сходство с аналогичными механизмами, существующими в большинстве развитых стран. Вместе с тем современный механизм таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС существенно отличается по объектам воздействия от механизмов, используемых в большинстве стран с открытой рыночной экономикой, что в значительной степени является следствием «маятниковых» колебаний внешнеэкономической политики государств-членов ЕАЭС от либерализации к протекционизму, несинхронности формирования мер государственного регулирования внешнеэкономической сферы, непоследовательности реализации мер таможенного регулирования, накопленного за годы реформ комплексом противоречий между состоянием внешнеэкономического комплекса и механизма таможенного регулирования ВЭД, недооценки негативных аспектов вступления в ВТО.
Несмотря на то, что законодательством ЕАЭС предусмотрены все основные инструменты регулирования ВЭД, применяемые в ведущих зарубежных государствах, для практического применения многих из них не был создан необходимый институциональный, информационно-технический, кадровый базис на национальном уровне. Таможенное регулирование ВЭД в государствах-членах ЕАЭС носит не опережающий, а догоняющий характер, является реакцией на дестабилизацию внешнеэкономической сферы, что не позволяет эффективно использовать данный механизм при реализации стратегических приоритетов развития внешнеэкономического комплекса.
Современное состояние механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС не соответствует его потенциальным возможностям, не способствует предотвращению контрпродуктивной асимметрии между структурой экспорта и импорта товаров, что в конечном итоге сказывается на возможностях повышения качества жизни и экономического роста, приводит к неспособности в условиях обострившегося международного давления обеспечить поддержку отечественной промышленности, приток прямых иностранных инвестиций, улучшение состояния таможенного баланса.
На современном этапе экономических преобразований особое значение приобретают целенаправленные усилия государств-членов ЕАЭС по нормативному, организационному, экономическому, информационному обеспечению модернизации механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы развития внешнеэкономических комплексов государств-членов ЕАЭС, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостного механизма таможенного регулирования ВЭД, которые позволят предотвратить потери и риски, связанные с адаптацией государств-членов к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ЕАЭС и участия во ВТО, включая возможное увеличение транзакционных издержек участников ВЭД, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, «перетекание» таможенных потоков в страны с меньшими таможенными издержками.
Новые масштабные задачи, стоящие перед государствами-членами ЕАЭС, требуют эффективного использования адаптационных возможностей механизма таможенного регулирования ВЭД, позволяющего на основе комплексного оперативного анализа вырабатывать планы превентивных мер таможенного регулирования, находить эффективные схемы включения российских участников внешнеэкономической деятельности в систему мирохозяйственных связей и, в конечном итоге, обеспечить реализацию национальных интересов во внешнеэкономической сфере.