Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики, когда жесткая конкурентная борьба вынуждает организации постоянно находить внутренние резервы для развития и совершенствования, роль экономического анализа становится ведущей. Экономический анализ деятельности предприятия не только способствует развитию внутреннего потенциала организации, но и помогает выявить проблемные участки работы, избежать негативных явлений в развитии. В частности, анализ успешности функционирования предприятия позволяет вовремя отметить (в случае наличия таковых) снижение деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности, то есть те нежелательные моменты хозяйственной деятельности, которые могут привести к банкротству компании. Грамотный анализ хозяйственной деятельности служит основой для разработки мероприятий по повышению эффективности функционирования любой коммерческой фирмы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Основные сведения об организации
Общество с ограниченной ответственностью «Бест Бренд» (далее ООО «ББ») зарегистрировано 05.04.2013 года.
Учредители: Камодинская Ольга Викторовна -50% уставного капитала; Камодинский Константин Игоревич - 50%.
Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью.
Юридический адрес: 410071, Саратовская область, город Саратов, улица Большая Садовая, дом 141, офис 416.
Генеральный директор – Камодинский Константин Игоревич.
Уставной капитал: 10000 рублей.
Основной вид деятельности «Производство прочей верхней одежды». Кроме этого, зарегистрированы 3 дополнительных вида деятельности:
торговля оптовая текстильными изделиями;
торговля оптовая галантерейными изделиями;
торговля оптовая одеждой и обувью.
Организации присвоены:
ИНН 6455057883
ОГРН 1136455000912
ОКПО 24379990.
Экономическая характеристика предприятия
Швейная фабрика «Бест Бренд» специализируется на производстве женской одежды.
В экспериментальном цехе осуществляется подготовка моделей одежды к запуску в производство, а именно, проводится конструкторская и технологическая проработка новых моделей, разрабатываются наилучшие режимы изготовления изделий, создаются лекала, трафареты и светокопии, подготавливается техническая документация на новые модели. Этот цех связан со всеми остальными основными производственными цехами.
Работники подготовительного цеха принимают ткань со склада, проверяют ее качество, размеры и количество, производят зарисовки (перенесение контуров лекал на ткань или бумагу). В этом же цехе работают раскройщики ткани. После проверки качества раскроенных деталей, эти детали направляются в швейный цех, где осуществляют пошив изделий (обработка деталей и узлов и их стачивание в целое изделие).
В отделочном цехе выполняют влажно-тепловую обработку изделий для придания им товарного вида.
Следует отметить, что ООО «ББ» оснащено современным высокотехнологичным швейным оборудованием: автоматизированными раскройными комплексами, высокопроизводительными швейными полуавтоматами и комплексами влажно-тепловой обработки.
Численность персонала рассматриваемой организации составляет 51 человек.
Данные таблицы 1 показывают, что в 2019 году по сравнению с предыдущим годом выручка уменьшилась на 16418 тысяч рублей или на 16,65%, себестоимость, наоборот, выросла на 5468 тысяч рублей ли на 15,91%. В результате валовая прибыль снизилась на 21886 тыс. рублей или на 34,00%.
Коммерческие и управленческие расходы в рассматриваемом периоде уменьшились на 16256 тыс. рублей или на 35,86%, что несколько замедлило снижение прибыли от продаж, которая в 2019 году по сравнению с предыдущим годом сократилась на 5630 тыс. рублей или на 48,50%.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «БЕСТ БРЕНД»
2.1. Анализ структуры баланса
Данные таблицы 5 показывают, что в течение 2019 года имущество исследуемой организации уменьшилось на 2096 тыс. рублей или на 2,04%, в том числе внеоборотные активы уменьшились на 934 тыс. рублей или на 20,72%, оборотные средства – на 1162 тыс. рублей или на 1,18%.
Анализ данных таблицы 6 позволяет сделать вывод о том, что увеличение стоимости оборотных активов ООО «Бест Бренд» в 2019 году произошло, главным образом, за счет наименее ликвидной части данного имущества, а именно, за счет запасов. Общая стоимость запасов увеличилась за год на 1857 тысяч рублей или на 2,34%. Данная ситуация может свидетельствовать как о снижении спроса на продукцию фирмы, так и о сверхнормативных остатках материалов на складе. Оба варианта крайне нежелательны с позиций эффективного хозяйствования.
Ликвидные оборотные активы - дебиторская задолженность и денежные средства - снизились к концу года на 11,26% и 51,975 соответственно. Скорее всего, это отрицательный факт, но окончательный вывод можно будет сделать после дальнейшего анализа, в частности, после анализа пассивов организации.
В пассиве баланса отражаются источники образования средств предприятия. Анализ пассивов, сгруппированных по срочности погашения обязательств, проведем с использованием таблицы 7.
Данные таблицы 7 показывают, что в составе источников финансирования имущества в ООО «ББ» преобладают собственные средства, их доля составляет более 78%. Снижение данного вида пассивов на 687 тыс. рублей в течение года составило менее процента от их первоначальной стоимости. Значительный удельный вес собственных средств следует оценить положительно, так как это означает финансирование имущества организации, в основном, за счет данного источника. Однако, следует помнить, что разумное привлечение заемных средств повышает рентабельность собственного капитала предприятия, а это весьма важный момент для собственников.
Заемный капитал составляет на начало и конец 2019 года 21,99% и 21,05% соответственно.
Несмотря на то, что в течение года появилась долгосрочная задолженность в сумме 1270 тыс. рублей и на 3029 тыс. рублей увеличились краткосрочные заемные средства, общая величина заемного капитала уменьшилась на 1409 тыс. рублей или на 6,23% за счет значительного (на 5708 тыс. рублей или на 37,15%) снижения кредиторской задолженности. Данное обстоятельство следует оценить положительно, поскольку указывает на определенное регулирование задолженности перед поставщиками, персоналом, бюджетом.
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Бест Бренд»
В краткосрочном периоде финансовое состояние организации выясняется по показателям ликвидности и платежеспособности, которые показывают, насколько фирма в состоянии своевременно произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.
Прежде, чем проводить соответствующий анализ, оформим показатели имущества и источников его финансирования ООО«ББ» в таблице 9 и представим их графически (рисунок 8) для сравнения базисных и отчетных значений.
Следует обратить внимание на показатель, характеризующий ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия (т. е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Этот показатель определяет величину собственных оборотных средств (СОС) и является абсолютным показателем ликвидности. Данный показатель определяется по формуле:
"СОС=СК+ДП-ВА " (10)
В нашем случае сумма собственных оборотных средств в 2019 году превышает аналогичный параметр в 2018 году, что можно оценить как положительную тенденцию.
Диаграмма показывает, что в 2019 году по сравнению с предыдущим годом увеличение произошло по трем показателям: собственные оборотные средства, запасы и долгосрочные обязательства. Если рост суммы собственных оборотных средств однозначно оценивается положительно, то динамика двух других показателей требует дальнейшего анализа для оценки.
Для оценки платёжеспособности и ликвидности организации используется коэффициентный анализ, ключевыми показателями в котором являются нижеперечисленные коэффициенты.
Коэффициент абсолютной ликвидности КАЛ, характеризующий долю краткосрочных обязательств, которая может быть погашена наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями:
\\
"К" _"АЛ" "=" "ДС" /"КП" (11)
Коэффициент быстрой ликвидности КБЛ (промежуточного покрытия) определяющий часть краткосрочной задолженности, которая может быть оплачена за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов:
"К" _"БЛ" "=" "ДС+ДБ" /"КП" (12)
Коэффициент текущей ликвидности КТЛ (общий коэффициент покрытия), который характеризует, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:
"К" _"ТЛ" "=" "ТА" /"КП" (13)
Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами КСОС, определяющий часть оборотных активов, которая финансируется за счет собственных средств организации:
"К" _"СОС" "=" "СОС" /"ТА" (14)
Маневренность собственных оборотных средств КМСОС, показывающая часть собственных оборотных средств, существующую в денежное форме:
"К" _"МСОС" "=" "ДС" /"СОС" (15)
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов КСОСЗ определяет часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами:
"К" _"СОСЗ" "=" "СОС" /"ЗЗ" (16)
В ходе анализа рассчитанные на конец периода показатели сравниваются с их «нормальными» значениями и со значениями на начало периода для выяснения характера и динамики их изменения. Для правильного вывода необходимо учитывать отраслевую принадлежность организации, поскольку специфика отрасли влияет на величину коэффициентов.
2.4. Анализ финансовой устойчивости организации
Финансовая устойчивость организации – это экономическое и финансовое состояние предприятия, обеспечивающее постоянную во времени платежеспособность и соотношение собственного и заемного капитала, гарантирующее данную платежеспособность.
С целью оценки финансовой устойчивости организации анализируются нижеследующие показатели.
Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) ККСК, который показывает долю собственных средств организации в общей сумме капитала:
"К" _"КСК" "=" "Собственный капитал" /(Валюта баланса) (19)
Коэффициент концентрации заемного капитала ККЗК, характеризует долю заемных средств в общей сумме капитала организации:
"К" _"КЗК" "=" "Заемный капитал" /"Валюта баланса" (20)
Сумме этих двух коэффициентов равна 1.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала КЗС определяет, сколько заемных средств, приходится на каждый рубль собственных средств:
"К" _"ЗС" "=" "Заемный капитал" /"Собственный капитал" (21)
Коэффициент маневренности собственных средств КМ показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности:
"К" _"М" "=" "Собственные оборотные средства" /"Собственный капитал" (22)
Коэффициент структуры долгосрочных вложений КСДВ характеризует долю внеоборотных активов, финансируемую за счет долгосрочных заемных источников:
"К" _"СДВ" "=" "Долгосрочные пассивы" /"Внеоборотные активы" (23)
Коэффициент устойчивого финансирования КУФ определяет часть активов, финансируемую за счет устойчивых источников:
"К" _"УФ" "=" "Собственный капитал +Долгосрочные пассивы" /"Валюта баланса" (24)
Представим рассчитанные коэффициенты в таблице 11.
Таблица 11
Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «ББ» В 2018-2019г.г.
Данные таблицы 11 показывают, что коэффициент автономии организации за рассматриваемый период увеличился с 0,78 до 0,79 и выше нормативного и среднеотраслевого значений. таким образом в структуре капитала значительно преобладают собственные средства. Соответственно соотношение заемного и собственного капитала небольшое (менее 0,3) и находится в нормативных пределах. Организация использует значительную часть собственного капитала на финансирование текущей деятельности, так как коэффициент маневренности собственных средств составляет более 0,9 и за рассматриваемый период увеличился на 0,03. Высокое значение данного коэффициента является отраслевой особенностью, поскольку среднеотраслевое значение данного параметра достигает 1. Коэффициент структуры долгосрочных вложений имеет низкое значение из-за небольшой суммы долгосрочных кредитов, которая появилась только в 2019 году.
АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
3.1. Анализ ключевых факторов, влияющих на финансово хозяйственную деятельность организации.
Используем в качестве результирующих показателей, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность ООО «Бест Бренд», собственные оборотные средства, чистую нераспределенную прибыль и коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам.
Факторный анализ собственных оборотных средств проведем по аддитивной модели, позволяющей выяснить влияние на величину СОС таких показателей как СК (собственный капитал), ДП (долгосрочные пассивы), ВА (внеоборотные активы):
"СОС=СК+ДП-ВА" (29)
Влияние факторов на результативный показатель
величина собственных оборотных средств балансовым методом
По результатам расчетов (таблица 13) можно сделать следующие выводы.
За счет уменьшения в 2019 году по сравнению с предыдущим годом собственного капитала на 687 тыс. рублей собственные оборотные средства снизились на ту же величину. Получив долгосрочный кредит в сумме 1270 тыс. рублей организация увеличила собственные оборотные средства на такую же сумму. Наконец, снижение стоимости внеоборотных активов на 934 тыс. рублей увеличило собственные оборотные средства на такую же сумму. Общее увеличение собственных оборотных средств в 2019 году по сравнению с предыдущим годом составило 1517 тыс. рублей, при этом большее влияние на величину собственных оборотных средств оказало привлечение долгосрочного кредита.
3.2. Предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бест Бренд»
По результатам проведенного ранее анализа исследуемая организация имеет неустойчивое финансовое состояние. Данное состояние характеризуется нарушением платежеспособности, но возможно восстановление за счет пополнения собственных оборотных средств. Для увеличения суммы собственных оборотных средств необходим либо рост собственного капитала за счет прибыли, полученной от хозяйственной деятельности, либо снижение величины внеоборотных активов, либо привлечение долгосрочных кредитов. Поскольку в ООО «Бест Бренд» стоимость внеоборотных активов невелика, следует, в первую очередь, рассмотреть возможности повышения прибыли и привлечения долгосрочных кредитов.
Анализ чистой прибыли показал ключевое влияние на нее рентабельности капитала, значит требуется продумать мероприятия по повышению данного показателя.
С целью увеличения рентабельности рекомендуется следующее:
- снижение себестоимости;
- рост объема продаж за счет повышения качества изделий;
- ускорение оборачиваемости запасов.
Для повышения рентабельности собственного капитала рекомендуется разумное увеличение долгосрочных заемных средств, которые к тому же позволят повысить собственные оборотные средства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Выручка ООО «Бест Бренд» в 2019 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 16418 тысяч рублей или на 16,65%, себестоимость выросла на 5468 тысяч рублей ли на 15,91%. В результате валовая прибыль снизилась на 21886 тыс. рублей или на 34,00%.
Сокращение прибыли до налогообложения составило 5 144 тыс. рублей или 48,23%.
За рассматриваемый период (2018-2019г.г.) произошло снижение всех показателей рентабельности причем параметры, рассчитанные по притоку денежных средств, показали отрицательное значение. В частности, рентабельность продаж снизилась в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 4,5 процентных пункта или на 38,21%. Это единственный показатель, который превышает среднеотраслевое значение. Остальные показатели рентабельности ниже
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / под ред. Позднякова В.Я. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.
2. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Бариленко В.И.. - М.: Форум, 2018. - 416 c.
3. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 479 c.
4. Бузырев, В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / В.В. Бузырев; под ред. И.П. Нужина, Ю.Б. Скуридина. - М.: КноРус, 2019. - 448 c.
5. Васильева, Л.С. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2018. - 248 c.
6. Голубева, Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Т.М. Голубева. - М.: Академия, 2019. - 320 c.
7. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин. - М.: Форум, 2017. - 48 c.
8. Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотова. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
9. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: Форум, 2017. - 816 c.
10. Качкова, О.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.Е. Качкова, М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: КноРус, 2019. - 288 c.
11. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/4-е изд., перераб. и доп./Г. В. Савицкая. - Минск: ООО Новое знание, 2014. – 378 с.
12. Шеремет, АД. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — М: ИНФРА-М, 2017. — 374 с.
13. Альтапова, А.Ф. Обзор основных способов управления финансовыми результатами организации в соответствии с российскими и международными стандартами посредством балансовой политики/ А.Ф. Альтапова //Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016.- № 21.- С. 164-170.
14. Методические указания по выполнению курсового проекта (работы) по дисциплине «Экономический анализ». – М: РТУ МИРЭА, 2019.- 33с.
15. Хорольская, Т. Е. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации/Т.Е.Хорольская, Е. В. Калашникова, Е. И. Еленская // Вестник Академии знаний. - 2020. - №3 (38). -С.286-290
16. Финансовые показатели. Вид деятельности: Производство одежды [Электронный ресурс] /TESTFIRM. - 2017-2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: https://www.testfirm.ru/otrasli/14/(дата обращения:01.12.2020).