Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования целью образования является развитие личности учащегося, который будет уметь самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, быть готовым к саморазвитию и самоанализу.
В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования определено, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники школы должны иметьпредставления о предмете «Математика» как о методе познания действительности. Также в процессе обучения математических дисциплин в курсе основной школы учащиеся должны овладеть такими умениями как развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; как организация учебного сотрудничества и совместной деятельность с учителем и сверстниками; умения работать в группах и индивидуально.
Одним из средств, которое позволяет развивать умения выстраивать сотрудничество, осуществлять совместную и индивидуальную работу является применение на уроках математики игровых технологий, что и обуславливает актуальность данной темы.
Разработкой игровых технологий, их методологических основ, выяснением их социальной природы, значения игровых технологий для развития учащихся в отечественной педагогике занимались В.П. Беспалько, Л. С. Выготский, В.С. Зайцев, В.Г. Коваленко, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и другие.
Объект исследования: образовательный процесс в основной школе
Предмет исследования: игровые технологии и их применение в процессе обучения математике в пятых классах.
Цель курсовой работы заключается в разработке комплекса игр на различных этапах урока по математике учащихся 5-х классов.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2.Обосновать педагогические условия применения игровых технологий в образовательном процессе..
3. Проиллюстрировать практическое применение игровых технологий на уроках математики в пятом классе.
Теоретико-методологическую основу исследования игровых технологий в аспекте выяснения социальной и психологической природы игры составили работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, Д. Б. Эльконина и др. Разработке теоретических основ игровой деятельности в образовательном процессе посвящены работы Н. А. Аникеевой, Н. Н. Богомоловой, В. Д. Пономарева, С. А. Шмакова и др.
Практическая значимость данной работы заключается в создании комплекса игр, которые применяются на разных этапах урока по математике в пятом классе. Представленный комплекс игр может найти применение в работе учителя математики в пятых классах.
Структура курсовой работы. Работа состоит из двух глав, ведения заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕСССЕ
1.1. Анализ различных подходов к определению понятия «игровые технологии
Анализ психолого-педагогической литературы констатирует тот факт, что в последнее время внимание ученых обращено к рассмотрению сущности понятия «педагогическая технология», раскрытию основных характеристик данного понятия и определению типов технологий. Исследованием данной проблемы занимались такие ведущие отечественные педагоги-ученые как В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, М.П. Горчакова – Сибирская, М.В. Кларин, М.М. Левина, В.М. Монахов, О.П. Околелов, С.Я. Савельев, В.В. Сериков, И.Б. Сенновской, Н.Ф. Талызина, П.И. Третьяков и другие. От того, как трактуется данное понятие, зависит последующий анализ и понимание сущности термина «игровая технология», которая является одним из видов педагогических технологий. Поэтому рассмотрим сначала категорию «педагогическая технология». Слово «технология» произошло от греческого слова: «techne» – умение, мастерство, искусство и «logos» – закон, наука,. Дословноможно сказать, что «технология» – это наука о мастерстве, умении специалиста [6].
Общепринятое понятие «технология» относится к некоторому производственному процессу и трактуется как «совокупность методов изготовления, обработки, изменения состояния свойств, форм сырья, полуфабриката или материала, реализуемых в процессе производства продукции» [17, с. 141]. Технология в производственном аспекте включает приемы, методы, режимы работы, последовательность процедур и операций, она связана с используемыми средствами, инструментами, оборудованием, материалами. В современной науке термин «технология» используется в следующих сочетаниях: «образовательная технология, технология управления, технология процесса лечения и т.д. [6]. Из такого толкования термина вытекают следующие выводы: понятие «технология» вошло в педагогические науки из технических наук; технология – это способ преобразования чего-либо; термин «технология» предусматривает выполнение последовательности действий. В соответствии с изложенным, педагогическая технология представляет собой целостную систему методов, форм, приемов, используемых при организации учебного, воспитательного процессов в образовательной организации, которые объединены едиными образовательными целями и задачами, создающими определенную совокупность условий воспитания, обучения и развития обучаемых [6]. В словаре педагогических понятий Е.А. Коняевой и Л.Н. Павловой выделены критерии, которые определяют наиболее существенные характеристики и показатели педагогической технологии, по которым оценивают педагогическую деятельность. К ним относятся результативность (реализация поставленной цели), транслируемость (передача педагогического опыта в виде знаний) и воспроизводимость (использование в измененных условиях педагогической технологии) [12].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 1996. – 568 с.
2. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. : Наука, 2015. - 212 с
3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006 –304 с.
4. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.– 2014.– №2.– С. 143–152
5. Выготский, Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.
6. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст]: Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
7. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
8. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева// Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика. 1987. – №1. – С. 29-32.
9. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация[Текст] / Н. Ипполитова // General and Professional Education. – 2012. – №1.– С. 8-14.
10. История и философия науки и техники[Текст] : методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения / сост. Г.И. Малых, В.Е. Осипов.– Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2008.
11. Кашлев, С С. Интерактивные методы обучения [Текст] / С.С. Кашлев. – М. : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
12. Коняева. Е.А. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание [Текст] / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб.гос. пед. ун-та, 2012 – 131 с.
13. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения [Текст] / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.:Феникс,2005 – 262 с.
14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев.– М.: Academia, 2010.– 348 с.
15. Литвинова, И. Н. Математический квест как современная форма игровой технологии [Текст] / И.Н. Литвинова // Санкт-Петербургский образовательный вестник.– 2018.– №6 .– С. 68-72.
16. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс [Текст]: учебник для общеобраз. организаций / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова [и др.].– М.: Просвещение, 2019.– 223 с.
17. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
18. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я. Найн // Педагогика. 1995. №5. С. 44-49.
19. Немов, Р. С. Психология [Текст]: словарь-справочник : в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч. 2. - 352 с
20. Ожегов, С .И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. – 640 с.
21. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
22. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 275.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2006. – С. 320.
24. Селевко. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.– 288 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2012.– 32 с.
26. Философия: Энциклопедический словарь [Текст] / под редакцией А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
27. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконин. - М.: «Педагогика», 1989. – 560 с.
28. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е. В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с.