Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе детей. Успешное решение данной задачи возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребенка необходим комфортный климат между педагогами и учащимися, образовательным организациям и семьей. Семья это часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации нового поколения. Какую бы грань развития не взять, очевидным становится, что решающая роль его эффективности играет семья. В современных условиях задачей образовательного учреждения является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги помогают родителям увидеть своего ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения. В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Глава1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания духовно-нравственной культуры школьников.
1.1.Семья и школа – значимые институты в развитии и воспитании ребенка в современных социально-образовательных условиях.
В семье у ребенка зарождается самоосознание и собственное мнение, складывается тип «я», усваиваются 1-ые общественные общепризнанные мерки и критерии. Целью педагогического взаимодействия семьи и среднего учебного заведения считается создание критериев для комфортабельной, удовлетворенной, удачной жизни ребёнка, для становления его индивидуальности в системе «школа – семья». Вследствие этого в организации воспитательной работы средних учебных заведений особенное значение уделяется работе с семьёй, например как воспитательные задачи невозможно решить без семьи. Лишь только общими стараниями возможно добиться определённых итогов в развитии и воспитании ребёнка. Верно писал В.А. Сухомлинский, собственно что без семьи, без поддержке мамы и папы, нам не помочь ребенку в решении возникших у него проблем. Взаимодействие семьи и школы имеет кроме положительных сторон, также и трудности с которыми сталкиваются родители и педагоги. Необходимо принимать во внимание, собственно что серьёзной трудностью воздействия учителя на родителей считается и то, собственно что оно в значимой мере исполняется сквозь взгляды и настроения детей. Дети, как правило, в младших и средних классах, сообщают в семье о собственных удачах и бедах в школе, выделяют оценку действиям одноклассников, учителей. В данных случаях исходящая от ребят информация не всякий раз беспристрастная (ведь перед нами ребенок). Это не осознанно навязывает собственную точку зрения родителям. Все это не дает возможность установлению взаимопонимания семьи и учебного заведения. Данные условия принуждают начинать работу с закрепления собственных контактов с семьями учеников. Исследование семьи учащегося разрешает поближе познакомиться с ним, взять в толк манера жизни семьи, её уклад, обычаи, духовные ценности, воспитательные способности. А также позволяет определить микроклимат в семье, выявить характер взаимоотношений между родителями и детьми. [1,с 56]
При этом используется комплекс классических способов психолого-педагогической диагностики: надзор, разговор, испытание, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества. Работа воспитателей с семьей стала одним из приоритетных направлений работы средних учебных заведений, например как добиться итога возможно лишь только совместными стараниями воспитателей, родителей и самих детей. Все, собственно что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это родители обязаны рассматривать. В нашей стране все устроено так, чтобы дети получали знания в учебных заведениях, а система комплексного взаимодействия семьи и школы развита очень плохо. Родительские собрания, проводимые раз в четверти не дают никакой эффективности. Ключевая задача работы воспитателей – это профилактика отклоняющегося поведения подростков. Всякий раз проще что-нибудь предотвратить, чем подправлять допущенные промахи и корректировать результаты воздействия неблагоприятных моментов на формирующееся лицо. Ребенку, вступающему в период собственной жизни, школьный, в обязательном порядке необходима благоприятная обстановка. Он располагается в начале пути, имя которому – большущий житейский опыт. А дабы достойно пройти данный путь, необходима уверенность в себе, собственных силах, в собственном таланте и неповторимости, где ключевой фигурой обязан быть один из родителей. В рамках ФГОС придумали программу становления «Школа Успеха», воспитательная программа «Школа нравственного воспитания», Программа работы по сохранению и закрепления самочувствия обучающихся «Путь к здоровью», Программка психолого-педагогической работы «Дорога успеха», главная образовательная программка исходного и главного совместного образования. С поддержкой специалиста или же вызова мамы в среднее учебное заведение, возможно отыскать методы уничтожения возникающих проблем. Желание отыскать сторонника в лице родителей выслеживается с первых шагов ученика в школе. В случае если есть духовное родство меж учителем и родителем. Требования к ребенку предъявляются в процессе его обучения и развития в школе. Особое место в системе работы с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению мамы и папы ребенка. Используются всевозможные формы педагогического просвещения – лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные уроки, личные направленные на определенную тематику консультации, креативные группы по заинтересованностям, родительские собрания. Первым шагом в союзе усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка считается социологическое изучение. Социологическое изучение основывается на исследовании, которое выражается в форме анкетирования. Оно проводится для того, чтобы поближе познакомиться с семьей ребенка. Выявляют семьи имеющие неблагополучную обстановку, с целью оказания им в дальнейшем соответствующей помощи. А также их проводят для оказания помощи родителям в поиске контакта с трудным ребенком. Создаются родительские комитеты. Семья имеет возможность играть в качестве как позитивного, например так и негативного фактора воспитания. Позитивное влияние выражено в том, собственно что никто не относится к ребенку как к личности, никто не беспокоится о нем, не помогает ему в решении возникших у него проблем. Ни одно учебное заведение не может нанести такого огромного вреда на ребенка как семья. Ведь именно с семьи начинается развитие, воспитание и социализация ребенка. Деятельность школы и родителей может быть успешной только в том случаи, если они будут работать совместно и будут союзниками в решении педагогических задач.[2,с 33] Если эта работа будет проводиться правильно, то это позволит выявить проблемы ребенка, его индивидуальные особенности, его способности. Работа должна быть направлена на становление развитой личности ребенка.
1.2.Формы взаимодействия школы с семьей.
Школа и семья как два важнейших социальных института, играют огромную роль в жизни ребенка. Именно с семьи и школы начинается вхождение ребенка в общество и его социализация. Формы взаимодействия между школой и детьми могут быть разными. В своей работе рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы. Основных форм три: индивидуальная, групповая форма и консультирование. Индивидуальные, включают в себя беседу с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями; коллективными и групповыми. Основной задачей индивидуальных и групповых консультаций является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.[3, с 55] В процессе консультирования выделяют следующие позиции:
-создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего триумф консультирования. Преподаватель обязан всем собственным обликом уверить родителя, собственно что он показывает неподдельное внимание к проблеме и желает посодействовать в ее разрешении;
-педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают мать или отца на откровенность. Консультируемый высказывает все, собственно что скопилось в душе;
-педагог обязан углубленно вдуматься в сущность трудности, осознать образовавшуюся историю и увидать в ней что-то позитивное, чего не обнаружил сам родитель. На данный аспект надо попытаться переориентировать родителя;
- педагог-консультант обязан взять в толк основание инцидента, трудности, с которой к нему обратился родитель;
- преподаватель, не называя предпосылки инцидента, постарается подвести его к осознанию данной причины;
- родитель понимает основание, а преподаватель обязан ненавязчиво дать подсказку пути решения проблемы.
-педагог обязан доказать корректность предположения или же изменить вариант заключения трудности и зафиксировать мотивацию на выполнение принятого заключения.[4, с 100]