Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Частная жизнь человека всегда вызывала интерес общественности, а также неоднократно становилась предметом различных исследований [2]. Феномен «частного / приватного», всё чаще выступает в качестве предмета анализа со стороны социального пространства. Многие исследователи проявляют интерес к исследованию сферы частного / приватного, полупубличного / полуприватного. К частной жизни относят семейные и супружеские отношения, домашнюю экономику, различные виды социальной коммуникации. В основе «частного» лежат, прежде всего, неформальные связи. Однако четкого определения понятия «частное», до сих пор не существует.
Существуют различные реконфигурации частного пространства. Во многом это зависит от особенностей мировоззрения, типа культуры, ценностных ориентиров человека и общества в целом, а также от институционального каркаса, представленного идеологией. Границы частного пространства являются мобильными, и чаще всего лежат на стыке интересов государства и личности, либо отдельных участников социальных групп [16].
Простейшие представления о понятии «частного» можно получить в случае формального обращения к содержанию разделов, изучающих правовое пространство. Необходимо обратить внимание на разделы, которые рассматривают частное и публичное право. Эти два понятия противопоставлены друг другу.
Так, под «частным» подразумевают нормы, формируемые внутри дома, а также отношения, формируемые во внутреннем пространстве. Попытки экстраполировать обозначенные понятия на интересующую нас сферу приводят к выведению понятия «частного» для конкретной сферы (сферы искусства).
Под частной жизнью мы подразумеваем в самом широком смысле часть жизнедеятельности человека, которая не зависит от государства и интересов общественности. Данная сфера выходит за пределы правового регулирования, и не подлежит контролю со стороны государства и общественности. При этом «частное» рассматривается как нечто индивидуальное, что закрыта для посторонних взглядов. В противовес «частному» выступает понятие «публичного», как чего-то общественно значимого, открытого для каждого члена общества.
Проблема исследования. При попытках вывести определение смыслового наполнения понятия «частная жизнь», зачастую возникают трудности. В основе этих трудностей лежит неоднозначность понимания и трактовки сферы распространения частного. Данное понятие рассматривается, прежде всего, через сферу права и подразумевает определение собственного мнения, свободу собраний, вероисповедания. В более узком смысле, под «частным», подразумевают право «располагать собой», право на сохранение тайны частной жизни, тайна корреспонденции. При этом неизбежно возникает право на защиту личности и её частной жизни, а также право на уважение к личному и сокровенному. Огромный интерес к «частому» как особой категории проявляет сфера искусства [2]. Частная жизнь привлекает к себе внимание ряда исследователей, творческих лиц. Частная жизнь всегда была объектом пристального внимания со стороны правовой системы, общественности, искусства. В частности, образ «частной жизни» находит свое отражение в работах многих художников, скульпторов, архитекторов.
Степень разработанности тематики. Изученность и разработанность тематики находится на низком уровне. Нами не было выявлено ни одного комплексного исследования, в котором был бы проведен детальный анализ особенностей передачи образа частной жизни в искусстве, а именно – в скульптуре. Именно это во многом и определяет актуальность и значимость темы.
Цель исследования – проанализировать особенности передачи образа «частной жизни» в скульптуре.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности скульптуры как вид искусства (привести основные характеристики, выделить типичные черты).
2. Раскрыть сущность понятия «образа» и особенности его отражения в скульптурных произведениях.
3. Передать особенности образа частной жизни в скульптуре.
4. Охарактеризовать выдающиеся произведения и скульпторы, отражающие частную жизнь в скульптуре
5. Провести анализ скульптурных произведений, отражающих частную жизнь на примере городской скульптуры г. Шебекино Белгородской области
Объект исследования – образы частной жизни в скульптуре.
Предмет исследования – особенности передачи образов частной жизни в скульптуре.
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы (анализ литературных источников и научных исследований по изучаемой теме), обобщение, систематизация, классификация и анализ полученных данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты дополнят различные разделы искусствоведения, культурологии, искусства. Материалы могут быть использованы для подготовки специалистов в области искусствоведения, скульптуры, изобразительного искусства. Материалы могут быть полезны при организации выставок, как музейным работникам, так и посетителям, так как позволят лучше раскрыть и понять образ частной жизни и особенности его передачи в скульптуре.
Скульптура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования понятия «образ частной жизни» в скульптуре
1.1. Скульптура как вид искусства: характеристика, основные черты
Традиционно наблюдается разделение мировой культуры на региональные типы. Это реализует принцип типологизации культур. В первую очередь, обращает на себя внимание разделение культуры на восточную и западную, каждая из которых имеет свои специфические черты. По факту, разделение культур на типы весьма условно, поскольку культуры не могут быть обособленными друг от друга и разделенными. Во всем мире происходит взаимопроникновение культур, ощущается влияние одного типа культуры на другой. Тем не менее, разделение культур на типы необходимо для облегчения изучения и понимания сущности изучаемых явлений, и широко применяется в культурологии [4, c. 186-195].
Традиционное разделение культуры на восточную и западную сложилось давно, еще в глубокой древности. Тем не менее, в настоящее время наблюдается всеобщая интеграция культурных явлений, в связи с чем увеличивается тенденция к обеспечению универсального подхода к культуре, искусству, национальной экономики. Все народные традиции подчиняются общепринятым международным нормам. Однако принцип определения типов культуры по региональному признаку до сих пор остается актуальным. Это обусловлено тем, что основные черты культурного развития определенной эпохи и определенного народа сохраняются, несмотря на тенденцию к универсализации и стиранию границ.
Тем не менее, в культурологии выработали свои общепринятые характеристики восточного и западного типа культуры. Это касается практически всего: политического устройства общества, особенностей экономического развития, особенностей отношения общества к власти, представлением о богах, создании мира. Также выделяются основные характерные черты в искусстве.
Тем не менее, необходимо понимать, что основные черты западного и Восточного типов культуры не являются строго привязанными. Их следует воспринимать как тенденцию и понимать, что взаимопроникновение культур неизбежно, особенно в эпоху глобализации. Любая восточная культура содержит в себе определенные черты западной культуры. Ровно также, как и западная культура на современном этапе её развития, уже содержит в себе определенные черты восточной культуры. В дальнейшем прогнозируется лишь сближение культур и их дальнейшее их взаимопроникновение.
Важно отметить, что в определении восточного и западного типов культуры, на первый план выходит такое понятие, как пространство. В восточном мире происходило разделение пространства на сакральное и мирское. В западном типе культуры и еще с древности господствуют другие представления. Они зависят от периода развития общества, от эпохи [5, c. 46-47].
Во времена античности сформировались основные доминанты западного типа культуры. Именно в этот период сформировались представления о мире, как едином космосе. При этом не происходило выделения сакрального в особую категорию, отличающуюся от мирского.
В первую очередь на это представление имеет своё отражение в древнегреческой мифологии. Мифология, в свою очередь, оказывает влияние на развитие различных сфер искусства, на культуру в целом. В античные времена предполагали, что олимпийские боги спускаются на землю. Они могли присутствовать среди людей не только духовно, но и на физическом уровне. Существовало предание о том, как боги вступали в брак с людьми. В результате на свет появляются герои – полубоги / полулюди.
Однако последующие периоды развития истории культуры внесли свои коррективы в имеющиеся представления об устройстве мира. Во времена средневековья уже не было представлений о том, что существует сакральный мир. Люди отдалились от богов, они не могли с ними общаться. Представление о сакральном мире постепенно исчезло из менталитета. Это связано не только с переходом от язычества к монотеизму. Характерной чертой является изменение философии и религии в целом. Изменилось само отношение к богу, который стал для человека недосягаемым. Связь между богами и людьми была потеряно. Всё это находит свое отражение в искусстве, культуре.
Важно отметить влияние христианства на представления людей. Бог представлялся человекоподобным, также как и боги античности. Об этом свидетельствует Библия, в которой говорится о том, что Иисус Христос,