Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Издательское дело существует уже несколько столетий. И на протяжении своей долгой истории историческая форма книги меняется достаточно редко. Самой ранней исторической формой существования книги был свиток, позднее появляется кодекс, который сперва был рукописным, а затем стал печатным.
В современном мире издательское дело находится на рубеже перехода от печатной формы издания к электронной. И файл становится современной формой существования книги в электронном пространстве. И именно файл вобрал в себя всевозможные разновидности информационного продукта, который может существовать в электронном виде. И сейчас книга, еще в более широком смысле, чем ранее, понимается как средство межличностной коммуникации, как некое средство взаимодействия создателей произведения с потребителем, актуализированное интернет-технологиями.
Стоит отметить еще тот факт, что информатизация общество и жизни в целом, а в частности и образование, приводит к тому, что переосмысляется традиционная парадигма передачи знаний. Развитие информационно-коммуникативных технологий открывает доступ к неограниченным объемам информации, а это, в свою очередь, требует некоторых изменений, которые необходимо внести в подходы к обучению. И это позволяет оптимизировать процесс обучения, с большей эффективностью использовать учебное время, активизировать учебно-познавательную и научно-познавательную деятельность обучающихся, повысить их интерес и мотивацию в обучении предмета (в данном случае иностранного языка). И это приводит к тому, что обучающиеся становятся более подготовленными к постоянному самостоятельному обучению и развитию на протяжении всей жизни.
Если обратиться непосредственно к подготовке учебных изданий, то в редакционно-издательской деятельности это является особой областью. По мнению большинства ученых учебные издания выполняют следующие функции: коммуникативную, информационную, познавательную, развивающую, воспитывающую, организационную и систематизирующую. Но данные функции учебной литературы, в частности для обучения иностранным языкам, в полной мере можно отнести не только к бумажным издания, но и в большей степени к электронным пособиям.
Стоит отметить и то, что к структуре электронного учебника предъявляются особые требования, которые могут позволить ему предоставлять более широкие возможности для эффективного обучения, в том числе и такие, которые были недоступными бумажным изданиям.
И для того, чтобы учащиеся могли наиболее эффективно осваивать материал по электронным изданиям, эти издания должны включать в себя три блока: информационный, тренировочный и контролирующий. В информационном блоке, как правило, объясняются темы по лексике, и показывается ее функционирование в речи. Опытные составители электронных учебников по иностранному языку утверждают, что учебный материал должен быть в нем изложен в сжатой форме и подаваться порционно, так как в другом случае воспринимать материал учащимся будет сложно (это связано с особенностями восприятия информации с экрана монитора). Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволяют обучаемому выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В информационный блок в большинстве случаев помещают электронный словарь, который содержит подробную информацию о ключевых словах темы; презентацию словосочетаний для продуктивного освоения, демонстрационный текст, иллюстрирующий употребление слов.
Тренировочный и контролирующий блоки электронных учебных изданий по иностранному языку обычно содержат систему упражнений, которые нацелены на отработку лексического материала, его контроль, а также на самостоятельное исправление ошибок. Тренировочный блок занимает центральное место в электронном учебнике, так как для обучения иностранному языку требуется целый ряд упражнений и практических заданий для закрепления полученных знаний и отработки приобретенных навыков.
Для большей эффективности желательно, чтобы этот блок функционировал в режиме диалога учащегося с компьютером. В таком режиме учащиеся могут закрепить знания, которые они получили при работе с информационным блоком. При этом система подсказок позволяет обратиться к любому разделу учебного материала. При составлении заданий данного блока следует использовать различные системы конструирования ответа.
И таким образом, редакторская подготовка деривативных электронных изданий для изучения иностранных языков тема достаточно обширная, которая будет рассмотрена в данной работе.
Цель — разработать схему процесса подготовки деривативного электронного издания, основываясь на известных проблемах и способах их решения.
Задачи: выявить проблемы, возникающие при подготовке деривативного электронного издания; найти и обобщить способы решения этих проблем в практике издательств и других организаций; сформулировать этапы редакционно-издательской подготовки деривативных электронных учебных изданий для изучения иностранных языков.
Объект исследования — редакционно-издательская подготовка деривативных электронных учебных изданий для изучения иностранных языков
Предмет исследования — проблемы и способы организации деятельности при подготовке деривативных электронных изданий для изучения иностранных языков.
1. Общие проблемы подготовки деривативных электронных учебных изданий для изучения иностранных языков
1.1 Выбор издания для создания электронного издания и проблемы интеллектуальной собственности
Преобразование существующего печатного учебного издания в деривативное электронное издание — это сложный процесс, который требует от издательства мобилизации множества ресурсов. Тем не менее, все больше издательств задумываются над тем, чтобы представлять свои изданные книги в виде электронных изданий, и на это есть целый ряд причин. В первую очередь это вопрос читательской востребованности электронных изданий – все больше людей, особенно молодежи предпочитают получать информацию в электронном виде, уже формируется рынок подобных электронных изданий и развивается его инфраструктура. Одно из ведущих причин обращения издательств к теме выпуска деривативных электронных изданий может быть мотив экономической целесообразности. В настоящее время достаточно трудно спрогнозировать точную аудиторию для издания и правильно рассчитать тираж. В ситуации сильно дифференцированного книжного предложения и сужения читательской аудитории печатных изданий, выпуск электронных изданий, на основе уже подготовленных и хорошо себя зарекомендовавших печатных книг, может представляться относительно малозатратным и выгодным проектом.
Цифровая книга перед издательствами и библиотеками ставит вопросы о культуре электронного вида книг. Причем вопросы касаются не только культуры потребления электронных книг, но и культуры создания данного вида книг. Если говорить не о бытовых книгах, художественной литературе, а обраться в область литературы научной, то здесь прослеживается активное углубление дифференциации и специализации. В данной сфере наблюдалось снижение тиражей, что привело к переводу издания в область субсидированной деятельности.
По поводу того, какие из учебных пособий необходимо переводить в электронный вид и о том, как именно это происходит в одном из своих интервью ответил Вадим Усманов, председатель совета директоров компании iBooks, который также является и Президентом Издательского дома «Питер».
«Главной целью создания электронно-библиотечной системы ibooks.ru (www.ibooks.ru) является обеспечение вузовских библиотек новинками учебной и научной литературы в цифровом формате» .
Если говорить в общем и целом об электронны
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/ubook/2010/ubook20102540/ubook201025402543/ubook2010254025432544/
2. Башмачников А.И., Башмачников И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. - 616 с.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько. – Москва: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.
4. Быстрова Ю.А. Применение компьютерных технологий как средства формирования познавательного интереса у студентов высшей школы: автореф.: магистра педагогики: 540350. - Актау, 2005. - 25 с.
5. Гусевская Наталья Юрьевна Эволюция методов обучения иностранному языку // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6 (53). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodov-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 28.08.2017).
6. Данилина Елена Александровна Воспроизведение авторских текстов в учебной литературе: традиции и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №1 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vosproizvedenie-avtorskih-tekstov-v-uchebnoy-literature-traditsii-i-problemy (дата обращения: 22.08.2017)
7. Джанджугазова, Е.А. Информационные процессы и современный туристский бизнес // Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». – М., 2011. – С.101-109.
8. Джиго А.А. Основные стандарты по издательскому делу / А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Университетская книга, 2010. — 368 с.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Захарова. – 3-е изд., – Москва: «Академия», 2007. – 192 с.
10. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. / О.В. Зимина, А.И. Кириллов. - Москва: «МЭИ», 2003. – 167 с.
11. Кисельман Е., Хоружко А. Проблемы электронных изданий // Современное книгоиздание. Сборник материалов по проекту «Повышение квалификации специалистов издательского дела стран Восточной Европы и Центральной Азии, 2009–2011гг.» — Москва : ШКИМБ, 2010. — С.228–231
12. Клименков А. Технологии: Пять рифов обучающих программ.// «Компьютерра». - 2007. - № 15. - с.22-23
13. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад/ под общ. ред. В.В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. — 93 с.
14. Коблова Д.В., Косарева С.А. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012
15. Красильников, И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография / И.В. Красильников. - Москва: «РХТУ», 2007. – 114 с.
16. Круглый стол: «Электронная книга в вузовском издательстве: производство, дистрибуция прав» URL: https://id.hse.ru/announcements/173085816.html, видеозапись: https://youtu.be/HR0t4vmCMlg
17. Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности : книгоиздание : учеб. пособие / Б.А. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Университетская книга, 2012. — 359 с.
18. Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания / А.Э. Мильчин, Л.К. Чельцова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2014. — 1088 с.
19. Ниязова А.Е. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: СПб, 2004. - 227 c.
20. Определение сущности и принципов функционирования полилингвального образования: отчет о НИР (промеж) / Каз. акад. обр. им. И.Алтынсарина; Рук-ль К.Л.Кабдалова. - Алматы, 2006. - 57 с.
21. Приказ Минобрнауки России N 1559 от 08.12.2014 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047»
22. Столярова Е.В., Федотова М. Г. Теоретические и практические вопросы создания электронного учебника как модели обучения иностранному языку. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16036.htm
23. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: ИД КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. - 640 с.
24. Цапенко А.М. Нормы об авторском праве и школьный учебник // Сб. докладов научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность: теория и практика» Петербургских коллегиальных чтений. СПб, 2012. — с. 135–139
25. Червякова, Я.И., Чибисова, О.В. Электронный учебник как средство новых информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. №4.– С.52-53.