Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конец 2018 г. и начало 2019 г. ознаменовались принятием и вступлением в силу Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»1, затрагивающего интересы подавляющего большинства граждан нашей страны.
Пенсионная система Российской Федерации как известно состоит из 3 обособленных, но тесно взаимосвязанных подсистем: подсистема обязательного пенсионного страхования, подсистемы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. В данной статье рассмотрим нововведения, затронувшие интересы граждан, которые являются застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»2. Одно из главных нововведений, произошедших с вступлением в силу данного закона, и вызвавшего наибольший общественный резонанс, это повышение пенсионного возраста. Согласно ст. 7 Федерального закона № 350-ФЗ были внесены следующие изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»3 в части 1 статьи 8: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие возраста 65 и 60 лет соответственно (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).
Объектом работы являются общественные отношения в сфере реализации права на назначение и выплату страховой пенсии по старости в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда РФ.
Предметом работы выступаю нормы права, регулирующие реализацию права на назначение и выплату страховой пенсии по старости в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда РФ.
Цель исследования – анализ реализации права на назначение и выплату страховой пенсии по старости в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда РФ.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать правовой статус и полномочия Управления Пенсионного фонда РФ;
– раскрыть понятие страховой пенсии по старости;
– рассмотреть порядок, условия и особенности назначения и выплаты страховой пенсии по старости;
– выявить проблемы реализации права на страховую пенсию гражданами Российской Федерации.
Методология исследования. Для рассмотрения вопросов, определенных целями и задачами настоящего исследования, потребовалось использование диалектического метода познания, универсальный характер которого позволил полно и всесторонне рассмотреть процессуальную сторону контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в ее развитии и взаимосвязи с другими элементами.
Кроме того, в методологический инструментарий исследования вошли: сравнительно-правовой, системный, исторический, формально-логический, формально-юридический, метод толкования правовых норм, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному, статистический метод, методы аналогии, моделирования и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Д.В. Агашев, Ю.С. Гусакова, И.В. Мерзликина, Н.О. Иванова, И.Н. Ямковая, Е. Истомина, Л.В. Мучкина, К.П. Романовская, В.Ю. Чернышова, Е.В. Чупрова, и другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Общая характеристика реализации права на назначение и выплату страховой пенсии по старости в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда РФ
1.1 Правовой статус и полномочия Управления Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, деятельность которого направлена на государственное управление финансами социального страхования, основанный на самостоятельном бюджете с особыми источниками доходов в виде страховых взносов и расходов4. Пенсионный фонд Российской Федерации был основан в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР и определяется как самостоятельно кредитно-финансовое учреждение.
Исходя из Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации функционирует как страховщик по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Здесь же указывается организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». В статье 5 указанного Закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Следует учесть, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, где территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пенсионный фонд России имеет собственный бюджет, который формируется аналогично бюджетам других уровней
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном Фонде осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
Подотчетность данной иерархии осуществляется от низших к высшим органам. Наивысшим органом является Правление ПФР с исполнительным органом. В регионах отделения действуют юридически самостоятельно в пределах возложенных на них индивидуальных задач. Основными из них являются:
– осуществление расчета пенсионного обеспечения;
– назначение выплат;
– централизация деятельности местных управлений.
Главными направлениями ПФР значатся:
– социальные выплаты;
– социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера;
– назначение и выплата пенсий;
– администрирование страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
– адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ в субъектах РФ;
– программа государственного софинансирования пенсий;
– учет пенсионных прав граждан;
– материнский (семейный) капитал;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС от 23.10.2002) (в ред. от 23.11.2020).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС от 21.12.2001) (в ред. от 09.11.2020).
4. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (принят ГД ФС 27.09.2018).
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС 30.11.2001) (в ред. от 01.04.2020).
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (принят ГД ФС 23.12.2013) (в ред. от 22.04.2020).
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (принят ГД ФС 23.12.2013) (ред. от 03.10.2018).
8. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверж. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 21.05.2020).
9. Решение Лефортовского районного суда по делу № 2-2440/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Агашев Д. В. Проблемы установления отдельных юридических фактов, определяющих право на страховую пенсию по возрасту / Д. В. Агашев // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2020. – № 35. – С. 141-154
11. Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 424 «О накопительной пенсии» (постатейный) / Ю. В. Белянинова, Р. Р. Долотина, Н. Е. Портнова, О. В. Шашкова // СПС КонсультантПлюс. – 2017.
12. Гусакова Ю. С. Правовая характеристика страховых пенсий / Ю. С. Гусакова, И. В. Мерзликина // Уральский научный вестник. – 2018. Т. 11. – № 1. – С. 097-099.
13. Зотова Ю. В. Проблемы назначения страховых пенсий по старости при неуплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и пути их решения / Ю. В. Зотова // Актуальные проблемы права, экономики и управления. Сборник материалов студенческой конференции. – Саратов, 2020. – С. 350-352.
14. Иванова Н. О. Правовое регулирование назначения страховых пенсий по старости / Н. О. Иванова, И. Н. Ямковая // Вестник Студенческого научного общества. – 2019. Т. 10. – № 3. – С. 173-175.
15. Истомина Е. Страховые пенсии: новый этап реформирования обязательного пенсионного страхования / Е. Истомина // Вопросы трудового права. – 2018. – № 6. – С. 56-62.
16. Мучкина Л. В. О некоторых проблемах реализации права на страховую пенсию гражданами Российской Федерации / Л. В. Мучкина // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 169-171.
17. Романовская К. П. Страховая пенсия по старости: проблемы и пути их решения / К. П. Романовская // Студенческий форум. – 2018. – № 26 (47). – С. 72-74.
18. Торушко Е. А. Развития пенсионной системы в России / Е. А. Торушко // Фокус знаний. – 2019. – № 1 (1). – С. 17-22.
19. Харитонова, Ю. Н. Деятельность пенсионного фонда России в социальном обеспечении населения / Ю. Н. Харитонова, Г. Ю. Макарова, Е. С. Дремова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – Т. 7. – № 2A. – С. 18-27.
20. Хлебников О. В. Автоматизация работы Пенсионного фонда России / О. В. Хлебников // Совершенствование государственного и муниципального управления в условиях формирования демократического правового государства Материалы VI Межвузовской студенческой научно-практической конференции. – 2017. – С. 254-258.
21. Чернышова В. Ю. Страховая пенсия по старости в условиях пенсионной реформы / В. Ю. Чернышова // Новеллы права, экономики и управления 2019: сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 117-122.
22. Чупрова Е. В. Основные направления совершенствования условий назначения страховой пенсии по старости в целях достижения социальной справедливости / Е. В. Чупрова // Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве: материалы международной научно-практической конференции / Ответственные редакторы: Т. А. Сошникова, Е. Е. Пирогова. – 2018. – С. 121-125.