Фрагмент для ознакомления
2
Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции РФ: применительно к высшему образованию это прежде всего ст. 43, а также ст. 71 - 73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст. 8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) и др.
В современных условиях образовательная система должна обладать стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, что требует соответствующего закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства.
29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования.
Закон определяет основные принципы государственной политики РФ в сфере образования. С точки зрения теории права принципы права - это руководящие идеи, пронизывающие весь текст нормативного правового акта и получающие реализацию в его нормах.
Реализация образовательных отношений предполагает не только потенциальное наличие различных групп прав граждан, но и возможность их использования на практике. Признавая образование в качестве особой сферы жизнедеятельности общества и государства, постоянного взаимодействия всех органов государственного и муниципального управления, направленного на совершенствование передачи и воспроизводства знаний, навыков, умений, а также накопления и сохранения культурного опыта поколений, Конституция РФ и Закон об образовании закрепляют право каждого человека на духовное и нравственное самоопределение, возможность индивидуального мышления, ориентации и выбора духовных ценностей.
Право граждан на образование не всегда было таким, как мы его представляем сегодня. Проведенные многочисленные демократические реформы в настоящее время сделали возможным максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан.
Важной предпосылкой к этому стал принятый незадолго до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», который предусмотрел ряд организационно-правовых мер, направленных на реализацию приоритетных для государства прав и свобод граждан в исследуемой области.
В частности, в п. 1 этого нормативного акта, сохранившего свое действие и по сей день, отражена необходимость разработки и обеспечения выполнения комплексной программы «Дети России», разработки и введения комплекса гарантированных государством нормативов на обучение и содержание одного учащегося, воспитанника, студента для различных типов образовательных учреждений, введения индексации этих нормативов в соответствии с ростом инфляции, установления приоритетного государственного обеспечения учреждений образования материально-техническими ресурсами, и в первую очередь учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
Таким образом, целью законодательства об образовании определено установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, а одной из его основных задач - обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование. Конституционные основы образовательного права содержатся в ст. 43 Конституции РФ, а ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сделал права граждан в сфере образования более устойчивыми и широкоформатными.
1.2. Право на образование как конституционная ценность
В актуальной литературе по конституционному праву можно обнаружить достаточный объем научных исследований, посвященных конституционно-правовому регулированию образовательной деятельности, проблемам повышения эффективности реализации права на образование. Трудно не согласиться с утверждением о том, что образование представляет собой «одну из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы». Ученые обоснованно подчеркивают, что сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только потому, что связана с реализацией гражданами конституционного права на образование, но и потому, что является отраслью экономики, определяющей будущее государства.
Конституция России в ст. 43 фиксирует право на образование (ч. 1), гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» (ч. 2), закрепляет возможность «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3).
Что касается конституционного права на среднее профессиональное образование, то его предлагают «определить как субъективное право человека (имеющего основное общее образование), представляющее собой закрепленную в Конституции РФ и гарантированную государством возможность получения и использования знаний, умений, навыков и компетенций в целях профессионального развития личности, осуществления профессиональной деятельности в соответствии с указанной в дипломе о среднем профессиональном образовании квалификацией по той или иной профессии, специальности квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
3. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, N 35, ст. 4135. Утратил силу.
4. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 12.12.1991, N 50, ст. 1740.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2336,
6. Указ Президента РСФСР от 11.07.1991 N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 01.08.1991, N 31, ст. 1025.
7. Закон Красноярского края от 5 ноября 2015 г. N 9-3816 «О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края».
8. Приказ Минобрнауки России от 20.07.2016 N 884 «О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
9. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 150. Утратил силу.
10. Андриченко Л.В. Правовая регламентация статуса коренных малочисленных народов Севера России // Российская Арктика - территория права: альманах / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014. С. 243 - 261.
11. Аронова С.А. Управление финансовым обеспечением как гарантия конституционного права на образование // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 9. С. 63.
12. Задорина М.А. Конституционное право на среднее профессиональное образование в Российской Федерации: определение понятия // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. N 2. С. 18 - 26.
13. Каштанова Е.А. О гарантии реализации права на образование // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 2. С. 24 - 28.
14. Козырин А.Н. Право на образование в конституциях и законодательстве зарубежных стран // Реформы и право. 2016. N 4. С. 31 - 39.
15. Косова О.Ю. Обеспечение доступности образования для несовершеннолетних // Законность. 2017. N 4. С. 6 – 10.
16. Мошкова Д.М. Особенности финансового контроля Счетной палаты РФ в сфере образования и науки // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 71 - 76 и др.
17. Мышенко С.А. Право на высшее образование в России и Германии (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2015. С. 8 - 9.
18. Новикова Н.В. Государственная политика России в сфере образования и ее влияние на функции трудового права // Российский юридический журнал. 2016. N 4. С. 28 – 33.
19. Сергеев А.Л. Конституционно-правовое регулирование реформы образования в России: проблемы и перспективы // Lex russica. 2017. N 2. С. 223 - 228.
20. Трошкина Т.Н., Козырин А.Н. Государственный контроль качества образования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 22 - 29.
21. Шульга О. Национальные языки останутся в школьной программе // Парламентская газета. 2018. 15 - 21 июня. С. 11.
22. Янкевич С.В. Правовые барьеры развития дополнительного образования в Российской Федерации // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2017. N 1. С. 86 - 106.
23. Янкевич С.В. Правовое регулирование финансовой поддержки талантливых обучающихся организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета // Финансовое право. 2017. N 3. С. 13 - 17.