Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе перехода к рыночным отношениям особенно остро возникает необходимость совершенствования системы управления производством в целях максимизации прибыли и повышения эффективности работы предприятия в целом. Как следствие, возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом для осуществления учета, планирования, контроля и управления хозяйственной деятельностью организации. Одной из основных составляющих управленческого учета является формирование оптимальной ценовой политики на реализуемые товары .
Для большинства предприятий из разных стран мира 21-й век представляет собой сложное время, в которое грамотно построенная политика ценообразования выходит на первый план и становится основой их стратегического развития на различных этапах жизненного цикла. Выработка эффективной ценовой политики предполагает: сбор информации о рынке, анализ полученных данных, поиск и представление новых товаров, а также организацию оптимальной системы сбыта. На основании последовательного выполнения вышеописанных действий предприятие разрабатывает, поддерживает и корректирует свою политику ценообразования.
Ценовая политика важнейшая часть общей хозяйственной политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий. Формирование ценовой политики предполагает соблюдение следующих принципов:
согласование данной политики с конъюнктурой товарного рынка и особенностями выбранной рыночной стратегии;
сопряженность ценовой политики с общей политикой управления прибылью и основными целями текущей деятельности;
активность ценовой политики, что обеспечивает прочные позиции предприятия на отдельных сегментах рынка;
комплексность подхода к установлению уровня цен на товары в сочетании с высоким сервисным обслуживанием покупателей;
высокий динамизм ценовой политики, который обеспечивается быстротой реагирования на изменения условий внутренней и внешней среды.
Процесс формирования ценовой политики находит завершение в ценовой стратегии, одной из основных составляющих общей стратегии развития предприятия, предполагающей позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные стратегии ценообразования. По уровню цен:
стратегию высоких цен (продажа продукции по высоким ценам на начальном этапе освоения рынка, затем постепенное понижение цен по мере насыщения рынка);
стратегию низких цен (стимулирование спроса с целью вытеснить с рынка конкурентов);
нейтральное ценообразование (цель получение неизменного объема прибыли в течении длительного периода времени) .
Подход каждой отдельной фирмы к процессу ценообразования уникален, тем не менее общий алгоритм методики расчета цен прост и включает следующие этапы:
1. Постановка задач ценообразования.
2. Определение спроса.
3. Оценка затрат.
4. Анализ цен и затрат конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования.
6. Установление окончательной цены.
Цена – результат взаимодействия на рынке спроса и предложения. Грамотно построенный управленческий учет позволяет предприятию на основе полученной информации принимать различного рода стратегические решения по эффективному управлению бизнесом.
Несомненно, первостепенную роль здесь играет формирование цен и ценовой политики предприятия. В настоящее время большинство предприятий вынуждены функционировать в условиях нестабильности курса иностранных валют и жесточайшей конкуренции, что в свою очередь порождает серьезную ограниченность возможностей сбыта собственной продукции.
Как следствие, возникают ситуации, когда предприятие не в состоянии продавать товары на предварительно запланированном уровне цен в силу исчерпания емкости рынка сбыта. Выделяют два ключевых подхода к ценообразованию: ценностный и затратный .
Ценообразование на основе затратного подхода включает в цену товаров не только себестоимость, но и определенный процент торговой наценки. Используется несколько способов калькулирования цен при помощи данного подхода: метод рентабельности продаж, метод рентабельности активов, метод ценообразования на основе переменных затрат и метод валовой прибыли.
В рамках проведения политики ценообразования с использованием затратного подхода предприятие обязательно должно обладать сведениями о допустимых границах понижения цен в зависимости от воздействия различных факторов окружающей среды. В связи с чем в западном управленческом учете различают понятия:
долгосрочный нижний предел цены;
краткосрочный нижний предел цены.
Долгосрочный нижний предел отражает цену, которую следует установить для минимального покрытия всех расходов на изготовление и реализацию единицы товара, и может быть рассчитан на основе его общей себестоимости. Краткосрочный же нижний предел рассчитывается из цен, покрывающих лишь прямые затраты. Ценообразование на основе данных калькуляции дает возможность учитывать себестоимость выпущенных товаров при помощи установления розничных цен, что позволяет наилучшим образом контролировать полученную или планируемую прибыль. Таким образом, затратный подход получил широкое распространение и сохраняет свою популярность и в настоящее время .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур [Текст]: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 215 c.
2. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) [Текст]: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 c.
3. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. – М.: КноРус, 2018. – 432 c.
4. Александров, О.А. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 c.
5. Альшанцева, О. Ценовая политика в свете новых налоговых правил [Текст] / О. Альшанцева // Актуальная бухгалтерия. – 2019. – № 2. – C. 15-23.
6. Артеменко, В.Г. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. – М.: КноРус, 2019. – 288 c.
7. Балакирева, Н.М. Калькулирование издержек услуг с помощью метода таргет-костинга [Текст] / Н.М. Балакирева // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2019. – № 1. – С. 19-25.
8. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 366 c.
9. Беликов, Ю. Прибыль в жертву ликвидности [Текст] / Ю. Беликов, М. Доронкин // БДМ. Банки и деловой мир. – 2017. – № 5. - С. 47-52.
10. Бехтерева, Е.В. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов [Текст] / Е.В. Бехтерева. – М.: Омега-Л, 2018. – 288 с.
11. Борисов, Л.П. Типичные ошибки, допускаемые предприятиями при формировании издержек услуг (работ) [Текст] / Л.П. Борисов // Консультант бухгалтера. – 2019. – № 8. – С. 15-19.
12. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 157 c.
13. Жиляков, Д.И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания) [Текст]: учебное пособие / Д.И. Жиляков. – М.: КноРус, 2018. – 368 c.
14. Зороастрова, И.В. Экономический анализ фирмы и рынка [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Зороастрова, Н.М. Розанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 279 c.
15. Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник / И.Н. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 348 c.
16. Казакова, Н.А. Экономический анализ [Текст]: учебник / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 343 c.
17. Каурова, О.В. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии [Текст]: учебное пособие / О.В. Каурова. – М.: КноРус, 2018. – 216 c.
18. Климова, Н.В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры) [Текст]: учебное пособие / Н.В. Климова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 287 c.
19. Когденко, В.Г. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 392 c.
20. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. – М.: Дашков и К, 2018. – 248 c.
21. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник для вузов / Д.В. Лысенко. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 320 c.
22. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник для вузов / Д.В. Лысенко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 c.
23. Любушин, Н.П. Экономический анализ [Текст]: учебник для студентов вузов / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 575 c.
24. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: КноРус, 2019. – 536 c.
25. Маркин, Ю.П. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Маркин. – М.: Омега-Л, 2018. – 450 c.