Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения педагогических основ развития навыков конструктивной деятельности у дошкольников в настоящее время приобретает огромный интерес в дошкольной педагогике и психологии [2, С. 58]. Важность данного вопроса определяется тем, что в настоящее время, в связи с изменением системы возрастных ценностей и новообразований, характеризующих тот или иной период развития человека совершенствование его продуктивной деятельности приобретает особую значимость.
Не является исключением и период дошкольного детства с его основными психическими новообразованиями [4, С. 67]. Период дошкольного детства является сенситивным для развития личностного потенциала ребёнка [1, С. 14]. Именно на данном возрастном этапе всестороннего становления и развития ребёнка дошкольника возможно формирование тех или иных способностей, развитие определённых склонностей к разнонаправленным видам деятельности.
В связи с этим, особую значимость приобретает проблема формирования у детей дошкольного возраста навыков конструктивной деятельности, являющихся важным в процессе дальнейшего обучения в школе. Учёными (Л.С. Выгодский, Н.С. Магомедова, В. В. Давыдов, Л. В. Куликов, Л. В. Занков) был отмечен тот факт, что в настоящее время, в связи с изменением жизненного уклада человека к детям дошкольного возраста предъявляются новые требования, связанные с овладением ими разнонаправленными умениями и навыками [9, С. 34]. При этом, всё более возрастающие требования в своей основе характеризуют единый механизм психолого-педагогического становления и развития детей дошкольного возраста, основным элементом которого является их подготовка к последующему обучению в школьной ситуации.
Это объясняется тем, что большинство существующих образовательных программ ориентировано, прежде всего, на несколько основных моментов формирования навыков конструктивной деятельности детей:
1.На возможность передачи общественно необходимой суммы знаний;
2.на их количественный прирост;
3.на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что важную роль в формировании личностных качеств и развития детей дошкольного возраста играет именно подходы к формированию навыков конструктивной деятельности
Эффективным средством развития навыков конструктивной деятельности у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).
Lego-конструирование в качестве метода обучения дошкольников представляет собой индивидуальную или групповую работу с конструктором Lego, в которой происходит ознакомление ребёнка с различными математическими понятиями, а также развитие его логического мышления. Эффективность Lego-конструирования для развития навыков конструктивной деятельности у дошкольников связана с тем, что в процессе решения различных задач ребёнок конструирует различные объекты и для этого активирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При этом активно формируется пространственное мышление ребёнка. Также Lego-конструирование являются эффективным средством развития познавательного интереса к изучению математики, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте: у ребёнка формируется положительная мотивация к началу обучения в школе.
Проблема исследования. Включение в процесс дошкольного обучения Lego-конструирования предполагает его соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и склонностям. Однако не всегда педагоги учитывают данные факторы, в связи с чем данный метод развития математических представлений теряет свою эффективность.
Объект исследования: навыки конструктивной деятельности дошкольников.
Предмет исследования: изучить эффективность использования метода Lego-конструирования в процессе развития навыков конструктивной деятельности детей.
Цель работы: проанализировать эффективность Lego-конструирования для развития навыков конструктивной деятельности дошкольников.
В задачи исследования входило:
1. Провести обзор основных психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать виды деятельности в ДОО и Лего-конструирование как один из них.
3. Проанализировать сущность и классификацию обучающих приёмов в рамках Lego-конструирования.
4. Определить методические возможности применения Lego-конструирования с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования: использование Lego-конструирования для развития навыков конструктивной деятельности дошкольников станет эффективным только в том случае, если будут учтены их психолого-педагогические особенности, связанные с возрастными характеристиками.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по исследуемой проблеме, анализ педагогического опыта сотрудников ДОО.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей в дошкольном возрасте
К детям дошкольного возраста относятся дети в возрасте 3-7 лет, посещающие младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст имеет важное значение как в физическом, так и в психическом развитии: наряду с изменением деятельности различных систем организма начинают активно формироваться новые психологические механизмы деятельности, поведения и общения. Это период начала установления дружеских отношений со сверстниками прежде всего в процессе игровой деятельности.
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям дошкольников, связанных с развитием их взаимоотношений в процессе игровой деятельности.
Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали
особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста в процессе их участия в сюжетно-ролевых играх и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения [12, с.47; 18, с.81; 26, с.52].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок-дошкольник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность [18, c.82].
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 3-4 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 7-10 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут (рис.1.1).
Рисунок 1.1. Динамика максимального времени концентрации внимания у дошкольников [8]
Также при выполнении каких-либо трудовых действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2,с.48;7,с.33].
В дошкольном возрасте также активно развиваются все компоненты устной речи. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [8, с.30; 22, с. 28; 24, с.102].
В дошкольном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с друзьями собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его социальной адаптации. От уровня сформированности дружеских взаимоотношений во многом зависит готовность к школьному обучению, вхождение ребёнка в новый коллектив [11, с. 69; 15, с.35; 17, с.61].
Взаимоотношения с ровесниками дошкольников отличаются избирательностью. Преобладает общение со сверстниками своего пола. В группах детей появляются лидеры, возникают конкуренция и сотрудничество [13, c. 42].
Развитие чётких представлений об интеллектуальных, физических и личностных свойствах не только сверстников, но и самого себя, сравнение результатов своей деятельности с результатами деятельности других детей подводит ребёнка к формированию его «Я-образа». Это следствие установления связей между индивидуальным жизненным опытом ребёнка и информацией, полученной в ходе общения. Далее происходит формирование «Я-концепции», под которой понимают «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)» [14, с.40; 25, с. 95]. Задача родителей и сотрудников детского сада – создание условий для формирования адекватной самооценки, для понимания детьми адекватных собственных возможностей в различных сферах деятельности [10, с.55; 20, с.59].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбугина, А.П. LEGO-конструирование как психолого-педагогическое условие формирования творческих способностей старших дошкольников / А.П. Арбугина // МАТЕРИАЛЫ XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием Секции 6-8. Нерюнгри, 2018. – С. 3-5.
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб.пособие для студ. высших пед. учеб. Заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.—240 с.
3. Булатова Н.Г. Речевое искусство педагога как важнейший компонент его профессионального мастерства. В кн.: Материалы научной конференции / Н.Г. Булатова. – Тюмень: ТГу, 2002; (2): 170–177.)
4. Васильева, Н.Г., Неустроева, Е.Н. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников посредством lego-конструирования / Н.Г. Васильева, Е.М. Неустоева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич, 2018. – С. 51-54.
5. Дементьева, М.А. Профессиональная позиция учителя – залог успешности в педагогической деятельности / М.А. Дементьева [Электронный ресурс] // Киберленинка. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnaya-pozitsiya-uchitelya-zalog-uspeshnosti-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti. – Дата доступа : 01.01.2019.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб.пособ. / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Изд. « Феникс», 1997. – 480 с.
7. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М. : Знание, 1981. – 96 с.
8. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с.
9. Колесникова, В.И. Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога / В.И. Колесникова. – Мин. Воды. – Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА. – С. 46 – 52.
10. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М. :Линка-пресс, 2001. – 80 с.
11. Конспекты занятий по ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ [Электронный ресурс] / Инфоурок. – URL. : https://infourok.ru/konspekti-zanyatiy-po-legokonstruirovaniyu-2203730.html (дата обращения : 05.11.2019).
12. Лисина, М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / М.И. Лисина // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. – С. 148–168.
13. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М. :Владос, 2003. – 102 с.
14. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общей ред. А. П. Астахова. - Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.
15. Новикова, В.П. Лего-мозаика в играх и занятиях / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 71 с.
16. Паленова, Е. В. Влияние детских дошкольных учреждений на со-циализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Е. В. Паленова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 886–890.
17. Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования / Государственное учреждения образования «Минский областной институт развития образования». – Минск : Минский областной институт развития образования, 2017. – 26 с.
18. Сотникова, С.Р. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде / С.Р. Сотникова. – Улан-Удэ, 2006. – 28 с.
19. LEGO-конструирование: формирование конструктивных навыков в создании построек из деталей конструктора / Государственное учреждения образования «Минский областной институт развития образования». – Минск : Минский областной институт развития образования, 2016. – 35 с.
20. Опрышко, Н.Н. Современная образовательная технология - lego-конструирование и робототехника в процессе обучения в начальной школе / Н.Н. Опрышко // Проблемы и перспективы развития образования в России Сборник материалов L Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова, 2017. – С. 51-58.
21. Усынин, В.В., Волчегорская, Е.Ю., Фортыгина, С.Н. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами lego-конструирования / В.В. Усынин и другие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2017. № 7. – С. 102-106.
22. Щербенёва, Т.С. LEGO-конструирование в детском саду / Т.С. Щербенёва // Современная образовательная среда: теория и практика Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. – С. 136-139.
23. Чуваева, Л.В., Король, Н.А., Кононова, Н.А., Мельникова, Н.Г., Калашникова, О.Н. Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста / Л.В. Чуваева и другие // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы II Международной научной конференции Самара, 2016. – С. 358-364.