Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения темы «Активные методы обучения в начальной школе» обусловлена совокупность следующих факторов. Во-первых, современное общество ставит перед школьным образованием задачу подготовки всесторонне развитой личности, человека мыслящего, способного самостоятельно добывать необходимые ему знания и готового к применению полученных знаний на практике. Во-вторых, ФГОС НОО [26] была введена новая схема субъектных отношений: учитель-ученик. Кроме этого, в период прохождение обучения в начальной школе ученик приобретает качества личности, определяющие его познавательную активность. В-третьих, решение данной задачи реализуется путем применения таких методов обучения, форм, способны обеспечивать наиболее широкие возможности развития, саморазвития, а также самореализации личности младшего школьника. То есть новые требования к подрастающему поколению, необходимость применения эффективных для получения знаний и развития личности методов обучения, особые возможности в этом отношении у активных методов обучения, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Активные методы обучения в начальной школе» актуальным.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как: М.М. Анцибор, А.К. Быков, А.А. Вербицкий, А.М. Смолкин, В.А. Шамис и др., рассмотревшие понятие и сущность активных методов обучения; Н.В. Басова, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, Л.В. Кузнецова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др., объектом исследования которых стали новообразования в младшем школьном возрасте; И.Н. Агафонова, А.В. Алексеева, Н.А. Бреднева, Е.Л. Бокуть, С.Г. Воровщиков, С.А. Голунцова, А.А. Леонтьев, П.А. Маслов, С.И. Мелехина, Т. Новикова, И.В. Носова, Е.Г. Огольцова, О.Н. Хижнякова и др., сосредоточившие свое внимание на вопросах применения активных методов бучения в начальной школе.
Несмотря на зарекомендовавшую себя эффективность активных методов обучения, на практике нередко приоритет отдается традиционным методам, что и составляет проблему исследования.
Цель данной работы - выявление возможностей активных методов обучения для их применения в начальной школе.
Объект исследования – методы обучения в начальной школе.
Предмет исследования – активные методы в процессе обучения учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования: Развитие познавательных и коммуникативных умений учеников начальной школы будет более эффективным при условии применения активных методов обучения.
Задачи исследования:
- дать характеристику младшему школьнику как объекту учебной деятельности;
- рассмотреть понятие, сущность и виды активных методов обучения;
- изучить технологию применение активных методов обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО;
- обосновать необходимость применения активных методов обучения;
- разработать рекомендации по применению активных методов обучения в начальной школе.
Методы исследования – метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения, диагностические методики («Логические задачи» А.3. Зака, «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной), метод интерпретации полученных данных и группировки выявленной информации.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по применению активных методов обучения, которые могут быть полезны педагогам, работающим с младшими школьниками.
Базой исследования стал МАОУ «ОШ № 5 г. Асино», 2 «Б» класс, учитель – Бурнышева Наталья Олеговна. В исследовании приняли участи 24 ученика начальной школы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В введении обосновывается выбор темы исследования, доказывается его актуальность, определяются цель, основные задачи, объект, предмет и методы теоретического исследования, практическая значимость, представлена база исследования.
В первой главе курсовой работе представлены теоретические аспекты активных методов обучения, общее понятие об активных методах, а также их применение в условиях реализации ФГОС НОО.
Вторая глава имеет практическую направленность. В ней рассматривается практическое применение активных методов в МАОУ «ОШ №5 г.Асино» Томской области.
В заключении представлены основные выводы.
В списке использованной литературе приводятся работы отечественных и зарубежных авторов, которые использовались при написании данной курсовой работы.
Глава 1. Активные методы обучения в начальной школе: теоретический аспект
1.1 Младший школьник как объект учебной деятельности
Младшего школьника можно охарактеризовать в общих чертах как ребенка, вступившего в начало общественного бытия человека как определенного субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве младшего школьника можно характеризовать с позиции готовности к данной деятельности. Она непосредственно определяется уровнем физиологического и психического, в первую очередь интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает ему возможность учиться. В исследованиях ведущих отечественных педагогов и психологов, таких как Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Н.Г. Гуткиной, Н.И. Салминой были выделены ведущие показатели готовности ребенка к школе, к которым относятся: семиотической функции, непосредственная сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ребенка ориентироваться на систему правил и др. [11, c. 74].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонова, И.Н. Развитие умения детей младшего школьного возраста сотрудничать в паре / И.Н. Агафонова // Школа. – 2013. – № 3.– С.17-18.
2. Алексеева, А.В. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практик: учеб.-метод. пособие / А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть. – Москва: Сфера 2017. – 232 с.
3. Анашкина, И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методич. рекомендации / И.В. Анашкина. – Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2016. – 72 с.
4. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор. – Тула, 2018. – 286 с.
5. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов на Дону, 2016. – 344 с.
6. Бреднева, H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта / Н.А. Бреднева // Педагогические науки. – 2018. – № 4 (32). – С. 109-112.
7. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. – Москва: Знание, 2018. – 160 с.
8. .Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – Москва: Высш. шк., 1991. – 264 с.
9. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. – Москва: УЦ «Перспектива», 2017. – 208 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2015. – 322 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Гардарики, 2016. – 386 с.
12. Карамова, Л.А. Формирование коммуникативных учебных действий на уроках родного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-rodnogo-iazyka (дата обращения: 11. 12.2020).
13. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. – Москва, 2018. – 188 с.
14. Леонтьев, А.А. Психология коллективной деятельности в учении / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11. – С. 31 - 34.
15. Маслов, П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.А. Маслов. – Волгоград, 2008. – 24 с.
16. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана-Граф, 2017. – 212 с.
17. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности в процессе учебной проектной деятельности / С.И. Мелехина. – Киров, 2016. –144 c.
18. Мухина, А.А. Из опыта организации коллективных занятий в начальной школе / А.А. Мухина, С.А. Голунцова // Начальная школа. – 1998. – №2. – C. 22 - 24.
19. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2015. – № 7. – С. 151-157.
20. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах / И.В. Носова// Начальная школа плюс до и после. – 2004. – №6. – C. 25 - 27.
21. Общение и формирование личности школьника / под ред. А.А. Водалева, Р.Л. Кричевского. – Москва, 2016. – 212 с.
22. Огольцова, Е.Г. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Огольцова, О.М. Хмельницкая // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы регионал. научн. практич. Интернет-конференции. – Москва, 2009. – С. 129-133.
23. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017. – 96 с.
24. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. – Москва: Просвещение, 2017. – 212 c.
25. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – Москва, 2011. – 230 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2015 – 31 с.
27. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе / О.Н. Хижнякова. – Москва: Просвещение 2016. – 244 с.
28. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Вопр. психологии. – 1999. – № 6. – С. 3 – 6.
29. Шамис, В.А. Активные методы обучения / В.А. Шамис // Сибирский торгово-эконом. журн. – 2017. – № 14. – С.51 - 53.
30. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, 2017. – 288 с.