Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования функций отрицательных частиц в медиатексте состоит в том, что современные СМИ находятся в данный момент в ситуации острой конкуренции. Даже самые крупные газеты, журналы и интернет-порталы периодически ощущают снижение своего рейтинга из-за того, что появляются молодые, талантливые журналисты и корреспонденты, которые повышают эффективность своих изданий за счет умения правильно придавать своим текстам экспрессию, пользуясь все новыми «фишками» и хитростями, которых опытные профессиональные мастера еще не знают.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения функций отрицательных частиц в медиатексте
1.1. Понятие и виды отрицательных частиц в русском языке
Частица является официальной частью речи, которая вводит в предложение различные оттенки смысла или служит для формирования специфических словообразований.
Частицы никогда не изменяются, т.е. не имеют различных форм, и не являются членами предложения.
По смыслу и роли в предложении частицы делятся на три категории :
– формообразующие;
– отрицательные;
– модальные.
В данной курсовой работе необходимо провести теоретический анализ конкретно отрицательных частиц как средств выражения для разного рода текстов.
К отрицательным частицам в русском языке относят такие частицы как «не» и «ни».
С помощью частицы предложению или отдельным словам может придаваться не только отрицательное, но и положительное значение, которое достигается двойным отрицанием.
В русской филологии выделяют следующие значения частицы «не» .
1. Отрицательное значение всего предложения.
Пример: Не надо думать о будущем. Это не поможет.
2. Отрицательное значение одного слова.
Пример: Мы строили не коммунизм, а бедное и несчастное общество.
3. Положительное значение.
Пример: Не могу не отдать должное своей маме за то, что она отдала много сил и времени на мое воспитание.
Отрицательная частица «ни» также может иметь, кроме отрицательного, другие, положительные значения.
1.2. Медиатекст как социально-культурное явление
Изменения в коммуникативных процессах конца XX – начала XXI века, отражающие мощное влияние на реальную жизнь современных СМИ, актуализировали проблемы, связанные с пониманием особенностей медиатекста.
Термин «медиатекст», наиболее часто используемый для описания текстов массовой коммуникации, включает параллельные, взаимозаменяемые или пересекающиеся явления – массово-коммуникативный текст, текст в средствах массовой информации, журналистский текст, газетный текст, телетекст, рекламный текст, продвигающий текст, текст в Интернете и т.д.
Следует отметить, что семантический контент термина «медиа» позволяет называть любой медиа-носитель информации – начиная от наскальных рисунков, традиционных книг, произведений искусства, заканчивая ультрасовременными явлениями технического прогресса. Однако, как обобщенный термин, медиатекст был зафиксирован именно для текстов массовой коммуникации.
Другой вопрос связан с объемом медиатекста, поскольку все, что связано с медиасферой, вполне совместимо с этой концепцией. По-видимому, этот термин приобретает объяснительную силу при интерпретации медиатекста как совокупного продукта трех глобальных подсистем массового общения: журналистики, PR и рекламы.
В настоящее время медиатекст приобрел статус базовой категории в медиангиналистике, медиакультуре, медиаобразовании – новых направлениях лингвистической, философской и педагогической науки. Можно также сказать, что теория медиатекстов претендует на независимую нишу в рамках теории текста или даже имеет тенденцию отделяться от нее.
Текст СМИ можно рассматривать, во-первых, как текст «в универсальном, классическом смысле этого понятия»; во-вторых, как уникальный тип текста – в отличие от текстов других сфер коммуникации (научный, художественный и т.д.), в-третьих, как совокупный продукт массовой коммуникации – текстов журналистики, рекламы и PR, каждый из которых имеет свои специфическую характеристики .
Функции, которые предложены в российской лингвистике, недостаточны для объяснения текстов, которые существуют в современной среде массовой коммуникации. Ранее рассматривались такие критерии, как форма существования текста, вербальный характер текста, полнота отдельных произведений, авторство, обязательное наличие титула.
В современной лингвистической практике можно отметить некоторые формы анализа массовой коммуникации, которые меняют традиционное понимание текста: «тексты в средствах массовой информации не обязательно имеют полноту, поскольку они сообщают о том же содержании, хотя и в разных сочетаниях и модальностях». Постоянные и бесконечные ссылки текстов друг на друга «делают эти тексты только ссылкой при передаче информации, такие тексты существуют как гипертексты или интертексты», в перекличке с другими текстами, даже если последние не являются явно цитируемыми.
Глава 2. Исследование функционального значения частиц «не» и «ни» в медиатекстах различных типов
2.1. Функции частиц «не» и «ни» в политических медиатекстах
Для более углубленного исследования проблемы применения отрицательных частиц «не» и «ни» в современных СМИ, проведем анализ эмпирического материала трех видов – политические и развлекательные медиатексты, а также интервью.
Политический дискурс занимает важное место в системе современных СМИ. Для создания грамотного и запоминающегося политического медиатекста журналистам необходимо выбирать все новые и новые языковые средства, которые будут эффективно действовать на восприятие читателя и активно заниматься созданием необходимого тому или иному изданию (политику) общественного мнения .
При этом политический медиатекст должен обладать некими характеристиками, быть написанным по определенным стандартам, которые в некоторой степени ограничивают возможности авторов.
В политических медиатекстах не должно быть «разговорщины», они должны быть выстроены в четкой последовательности повествования, не могут допускать лишних «вольностей» .
Именно поэтому использование отрицательных частиц как эффективный, но мало заметный и не запрещенный метод повышения экспрессии медиатекста, стало все более частым явлением в современной практике СМИ. Рассмотрим несколько ярких примеров.
Политический интернет-портал «Око планеты» опубликовал 16 октября 2017 статью, которая называется «Пушков прокомментировал ситуацию вокруг ядерной сделки с Ираном».
Данная статья в контексте проводимого в курсовой работе анализа интересна тем, что здесь чуть ли ни в каждой строчке встречается отрицательная частица. При том, что сам текст достаточно короткий, мы можем увидеть следующие словосочетания и предложения, наделенные отрицательными частицами :
1. «Дональд Трамп заявил, что больше не будет рекомендовать конгрессу придерживаться ядерного соглашения с Ираном».
2. «Оно [соглашение] было подписано не только Соединенными штатами и Ираном…».
3. «…и даже союзники США не согласны с решением Трампа».
4. «В России резкие высказывания американского лидера тоже не оценили».
Из приведенных цитат видно, что статья фактически целиком построена на отрицаниях. Автор приводит все события и мнения со знаком «минус», которые связаны с проблемой заключения ядерной сделки США и Ирана, что становится как бы формой оценки общественности возможности данного мероприятия.
2.2. Особенности применения отрицательных частиц в развлекательных медиатекстах
В современных СМИ на данный момент существует масса медиатекстов развлекательного характера, т.е. посвященных, в основном, шоу-бизнесу. Эти тексты обычно очень экспрессивны, полны событий, сплетен, эмоциональных переживаний. Чаще всего каждый подобный медиатекст основан на сплетне, слухе, ярком событии, которое может быть интересным для широкого круга читателей.
А потому достаточно часто происходит такая ситуация, что стиль таких медиатекстов не слишком выдержан в едином ключе, здесь используется довольно большое количество выразительных средств, которые привлекают внимание читателя и повышают уровень эмоциональности текста. Рассмотрим несколько примеров.
На портале Womens day 16 октября 2017 года была размещена статья, посвященная внезапно скончавшемуся актеру Дмитрию Марьянову. Статья принадлежит «перу» вдовы актера, психотерапевту Ксении Бик. Примечателен тот факт, что в данной статье отрицательные частицы используются большое количество раз . Рассмотрим их функции в данном тексте:
1. «… в последний день с ним не было ни одного близкого человека... ». Данный оборот усиливает негативный окрас утверждения, получается так называемое двойное отрицание.
2. «Последний раз мы виделись не в день его смерти…». Данная фраза построена с нарушением привычной логики построения предложения. Оборот «не в день его смерти» не конкретизирует дату события, он лишь дает информацию о том, что в конкретный момент событие не произошло, как бы утаивая его настоящую дату. Под этой фразой можно в контексте статьи понимать, что между супругами произошел разлад и вдова чувствует себя виноватой, что была далеко от мужа.
3. «С дочкой он был и не строгим отцом, и не баловал ее… ». Здесь отрицательные частицы выполняют функцию перечисления отрицания с эффектом противопоставления.
4. «А в последний день его жизни нас с дочкой не было рядом… И никаких друзей с ним рядом не было. С ним было рядом много людей, но это точно не друзья». Данная цитата буквально насыщена отрицательными частицами в сочетании со словами-отрицаниями, например, «никаких». Данное многоголосье отрицаний значительно усиливает эффект описания трагизма ситуации.
2.3. Принципы применения отрицательных частиц в интервью
Некоторые журналисты, которые берут интервью у известных людей – как политиков, так и звезд шоу-бизнеса, стараются выстроить свои вопросы так, чтобы получить максимальное количество информации от своего собеседника. Для этого они добавляют в свою речь некоторую экспрессию, а также риторические и уточняющие вопросы, которые способны «разговорить» интервьюируемого.
Так, например, журналист издания «Газета.Ru» в беседе с известнейшим в России политиком Владимиром Жириновским очень ярко использует данный прием: «Вы утверждаете, что готовы реально бороться за власть. С другой стороны, нам известны несколько случаев, когда ЛДПР сама отзывала своего кандидата, хотя, казалось бы, там шансы были. Например, в 2012 году в Брянской области Михаил Марченко отказался от конкуренции губернатору за место в Совфеде. А потом в 2015 году Вы отказали ему от участия в гонке уже с другим кандидатом от власти. А в 2014 году вы сняли своего кандидата в губернаторы по Оренбургской области Сергея Катасонова. Разве это не пример соглашательства?»
Вся суть вопроса заключается в последней фразе, которая содержит частицу «не». Таким образом, журналист, используя информацию про оппонента, приводит результат собственных умозаключений, навязывая свою точку зрения Владимиру Жириновскому. Частица «не» здесь необходима для реализации именно этой цели. Такой прием достаточно часто используется в тех интервью, где существует некий конфликт двух участников, где журналист хочет «расколоть» собеседника, заставить отказаться от своих слов или интерпретировать их иначе.
Интернет-портал «TopBeauty» взял интервью у известного российского шоумена Дмитрия Нагиева. В этом интервью также мы можем наблюдать яркий пример использования отрицательной частицы «не»: «Не пора ли возродить «Осторожно, модерн!»? Наверняка уже появилось много новых интересных типажей» . Такой вопрос журналист задает своему собеседнику.
В данном случае частица «не» используется в качестве дополнения к вопросу (можно заменить на такие сочетания как: «собираетесь ли Вы возродить?» или «считаете ли Вы возможным возродить?»).
В данном случае постановка вопроса с частицей «не» придает ему некоторую фамильярность, элемент вызова, т.е. журналист как бы не совсем спрашивает мнение Нагиева, а пытается его укорить за то, что шоу не восстановлено, несмотря на его популярность. Таким образом, собеседнику передается общественное мнение, которое он должен, по идее, принять к размышлению.
Заключение
Курсовая работа на тему: «Функции отрицательных частиц в медиатексте» состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, а также списка источников и литературы. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы по результатам исследования.
Частица является официальной частью речи, которая вводит в предложение различные оттенки смысла или служит для формирования специфических словообразований. Частицы никогда не изменяются, т.е. не имеют различных форм, и не являются членами предложения. По смыслу и роли в предложении частицы делятся на три категории: формообразующие, отрицательные, модальные.