Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рубеж ХХ – XХI вв. характеризуется повышением интереса ученых, преподавателей к изучению вопросов и проблем народно-сценической хореографии и народного творчества.
Длинный исторический путь предшествовал возникновению школы народно-сценического танца: в театральном искусстве народный танец завоевывал свою автономию постепенно, проходя смену спадов и подъемов, периодов порицания и признания.
Обращение к национальной культуре является необходимым с точки зрения различных наук: культурологи, философии, искусства. Современные условия глобализации ставят на первое место проблему как сохранить свою самобытную культуру, многим национальным культурам не раствориться из-за стирания этнической самобытности, не утратить часть богатств духовной жизни, которые веками накапливались со времен своего появления.
Устойчивые традиции национальной культуры, являясь одним из стабилизирующих факторов общественной жизни, способны оказать помощь человеку в адаптации к стремительно меняющемуся миру. Отражая, творчески обобщая и осмысливая жизненный опыт народа, фольклор представляет собой яркое выражение художественно-исторической памяти нации, важный фактор социальной экологии, способствующий в этом качестве культурному «выживанию» человека.
В наши дни значение фольклора усиливается и для собственно хореографического искусства в качестве своеобразного источника «живой воды», оживляющей фантазию художника, а не только в качестве арсенала выразительных средств.
И в настоящее время знакомство с богатством танцевального творчества народов представляет собой действенное средство идейно-эстетического воспитания. Важнейшей практической и теоретической задачей является сохранение богатства и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру.
Большое творческое наследие прошлого сохранилось в белорусской народной хореографии. Наиболее популярными являются белорусские танцы «Лявониха», «Юрочка», «Крыжачок», «Полька-Янка», «Таукачыки», «Чарот», «Лянок», «Чобота», «Кола», «Касцы», «Козачка», «Бульба», «Микита», «Бычок» и др.
К.А. Аксютович, исследователь белорусского танца, пишет в книге «Белорусские народные танцы, хороводы, игры», что композиции танцев отличаются своеобразным рисунком, который использует красочные орнаменты узора. Для каждого танца характерна своя группа движений, свой ритмический рисунок, свое музыкальное сопровождение. По мнению К.А. Аксютович, народный танец не только утверждает различные типы движения, но и придает им весьма разнообразный пластический облик.
Имеется определенное сходство композиции белорусских танцев и рисунков народного художественного творчества и вышивки, узоры танцев формируют отдельные фигуры: прямоугольники, крестики, квадраты, кружочки. Их сочетания образуют самые разнообразные орнаментальные мотивы, в которых известный смысл несет в себе каждая фигура.
Богатством фантазии хореографа и разнообразием средств выразительности в танцах белорусский орнамент воссоздается настолько изобразительно, что каждый танец приобретает яркую индивидуальность. Одна из характерных особенностей белорусского народного танца заключается именно в богатстве рисунка. Еще одну особенность белорусских танцев представляет сюжетность. Исполнитель «рассказывает» движениями танца о своей жизни, отношении к природе, труде, и т. п. Часто помогает раскрытию замысла танца народный юмор, пронизывающий игровые сюжетные танцы «Микита», «Юрачка», «Дударыки» и др. В них используются как хореографические, так и актерские средства выразительности.
Одной из главных тенденций новейшего времени стал процесс глобализации. Изменения в обществе обусловлены современным развитием культуры в обществе глобализации, формированием единого общемирового экономического пространства, информатизации и культурного многообразия. Актуальным также является конфликт культур в современных цивилизациях.
Все эти изменения не могли не оказать влияние на хореографическое искусство, изменение хореографической лексики.
Целью работы является изучение трансформации женской лексики в белорусской народно-сценической хореографии в конце ХХ – начале ХХI века.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− проанализировать основные понятия, относящиеся к хореографической культуре;
− изучить историю и выразительные средства белорусского народного танца;
− выявить причины трансформации хореографической лексики в белорусском народно танце на рубеже ХХ-ХХI века
Объект исследования: белорусский народный танец.
Предмет исследования: трансформация женской хореографической лексики в белорусской народно-сценической хореографии в конце ХХ-начале ХХI вв.
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
Одним из универсальных средств воспитания на протяжении веков было и остаётся искусство, которое предоставляет целостную картину мира в системе эмоциональных образов, в единстве мысли и чувства. Искусство выступает в процессе исторического развития и в качестве хранителя нравственного опыта человечества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексютович, Л. К. Белорусские народные танцы, хороводы и игры / Л. К. Алексютович. - Минск: Изд-во Вышэйшая школа, 2004.
2. Алина, Е. Шесть белорусских народных танцев / Е. Алина. - Минск, 1999. - С. 132-151.
3. Белорусский танец: история, философия, пути развития. Материалы международной научной конференции. Минск, 7-8 июля 2005 г. - Минск: Асвета, 2005.
4. Веретенников, И. И. Южнорусские карагоды / И. И. Веретенников. – Белгород: Везелица, 1993.
5. Георги, И. И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов / И. И. Георги.- СПб, 2005. - №3.- 320 с.
6. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 326 с.
7. Гребенщиков, С. М. Сценические белорусские танцы / С. М. Гребенщиков. - Минск. - 2001.
8. Гринблат, М. Я. Белорусское народное творчество / М. Я. Гринблат - М.: Искусство Советской Белоруссии, 1999. - 131 с
9. Климов, А. А. Основы русского народного танца / А. А. Климов. – М.: МГИК, 1994. – 320 с.
10. Лопухов, Ф. Хореографические откровенности / Ф. Лопухов. - Минск, 1992. – 44 120 с.
11. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т. И., Стрельцовой Е. Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344с.
12. Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976. – 224 с.
13. Романов, Е. Р. Белорусский сборник / Е. Р. Романов. - Киев, 2003. - 460 с.
14. Рыбаков, Б. А. Фольклор белорусского народа / Б. А. Рыбаков.-1991
15. Сценические белорусские танцы. - Минск, 1999.
16. Тарасов, К. Память о легендах белорусской старины / К. Тарасов. - Минск, 2004.
17. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. – 264 с.
18. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
19. Хвораст, Я. Беларускi танец / Я. Хвораст. - Минск.: Лiтаратура i мастацтва, 2004. - 76 с
20. Чурко, Ю. М. Белорусский народный танец. Историко-теоритический очерк / Ю. М. Чурко. - Минск, 2002. - С. 6-7.
21. Чурко, Ю. М. Белорусский хореографический фольклор / Ю. М. Чурко. - Минск: Вышэйшая школа, 1998.