Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современное развитие общества характеризуется переходом на новый этап, в котором важную роль исполняют новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ технологии). В настоящее время стремительно растет их значимость, поскольку успешность национальной экономики и политики государства зависит от интеллектуального потенциала нации, эффективности национальной системы образования, ее способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века. Компьютерная грамотность является необходимым атрибутом современного человека, способствующая органической социализации в современном стремительно изменяющемся мире. Поэтому возникающие задачи требуют новых решений в создании и обновлении организации обучения, включение новейших технических и технологических средств с целью повышения эффективности и оптимизации учебного процесса.
Еще К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что «учение - есть труд, полный активности и мысли». Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения. Повышение эффективности урока − одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. Требования ФГОС ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) являются эффективным инструментом, который позволяет сделать процесс обучения, саморазвития и самосовершенствования наиболее интересным и продуктивным.
Проблемой современных педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи такие как В.И. Варченко, Т.Е. Вендрова, С.С. Газарян, И.И. Дереча, А.Г. Ковалева, Н.А. Комаров и др.
Объект исследования: учебная деятельность.
Предмет исследования: применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках музыки.
Гипотеза: если в процессе обучения в начальной школе систематически применять комплекс средств информационно-коммуникативных технологий обучения, то это, возможно, будет способствовать повышение уровня учебной активности учащихся.
Цель исследования – рассмотреть формы и методы применения ИКТ на уроках музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки;
рассмотреть формы использования ИКТ на уроках музыки;
изучить характеристику условий опытной работы, диагностических методик и начального этапа опытной работы;
рассмотреть разработку компьютерных презентаций для школьных уроков музыки.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты форм и методов применения ИКТ на уроках музыки
1.1 Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
В условиях современной жизни мир столкнулся с проблемой снижения уровня культуры общества. В частности, это выражается в повсеместном звучании низкопробной музыки агрессивно воздействующей на подрастающее поколение. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни.
Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и предмет «Музыка» в этом процессе играет особую роль. «Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Анкетный опрос показал, что в большинстве случаев музыка используется учащимися как фон при занятиях какой-либо другой деятельностью. Классическую музыку они не знают и не понимают. На первое место в своих предпочтениях ученики выдвигают эстрадную и рок-музыку. Проблема заключается в том, чтобы научить ребенка любить, понимать, эмоционально откликаться на музыку не только на уроке, но и привить музыкальный вкус для дальнейшей жизни .
Развитие музыкального вкуса предполагает формирование осознанного восприятия музыки. Восприятие музыкального материала связано с развитием музыкальных способностей. Соответственно от уровня их развития зависит степень приобщения учащихся к подлинным художественным ценностям. Следовательно, в деятельности учителя музыки развитие музыкальных способностей является одним из приоритетных направлений. Достижение высокого результата в данном направлении зависит, на мой взгляд, от погружения учащихся в мир высокого музыкального искусства посредством использования современных технологий и наполнение урока новым содержанием, способным повысить эффективность и социальную значимость музыкального обучения, с опорой на личные интересы и предпочтения школьников.
В соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использовать интеграцию содержания музыкально-художественного образования и информационных технологий, что позволяет сформировать у школьников музыкально-художественную картину мира в комфортных, привычных для них условиях. Кроме того, для музыкально-художественного образования и, в частности, на уроках музыки, велика роль наглядности, как зрительной, так и звуковой. Информационные технологии так же обеспечивают широкие возможности в этом направлении, способствуют активизации деятельности учащихся и значительно повышают эффективность учебного процесса. Но, к сожалению, не всегда внедрение в учебный процесс ИКТ дает положительные результаты. Только целенаправленное, планомерное и умелое использование электронно-дидактических средств обеспечивает в сравнительно короткий срок развитие музыкальных способностей. Отслеживание результатов образовательного процесса, своевременная корректировка материалов, методов в преподавания конкретных тем уроков музыкально-художественного образования является при этом обязательным условием .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ (в ред. от 08.12.2020). – 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. – 2011. – № 1. – С. 4–25.
3. Алдошина Музыкальная акустика / Алдошина, Притт Ирина; , Рой. - М.: СПб: Композитор, 2016. - 720 c.
4. Аулих Лунная соната, Кошачья фуга или любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трех столетий / Аулих, Бруно. - М.: Классика XXI, 2014. - 256 c.
5. Бенсман Л. И. Современные педагогические технологии в детской школе искусств. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/11/11/sovremennyepeda gogicheskie-tehnologii-v-detskoy
6. Варченко, В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе / В.И. Варченко // Информатика и образование. – 2017. – №3. -С.23-51.
7. Вайндорф–Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф–Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
8. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2015. - 205 c.
9. Газарян, С.С. В мире музыкальных инструментов / С.С. Газарян. - М.: Просвещение, 2014. - 223 c.
10. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» / Н.П. Гайдай. – 2015. – С 7.
11. Гозенпуд, А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Исследование / А. Гозенпуд. - М.: Советский композитор, 2014. - 224 c.
12. Дереча, И.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников / И.И. Дереча // Концепт.–2013.–№05(май).– ART13108.– 0,4п.л. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ekoncept.ru/2013 /13108.htm.
13. Дереча, И.И. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС / И.И. Дереча, Н.Н. Линник // XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей / Ответственный редактор Л.В. Ведерникова. – 2013. – С. 189–191.
14. Ковалева, А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе / А.Г. Ковалева. – М.: «ВЛАДОС»: 2016. – 186с.
15. Комаров, Н.А. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов / Н.А. Комаров, С.Н. Федюнин. - М.: Легпромбытиздат, 2014. - 272 c.
16. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
17. Криволапова, Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока / Е.В. Криволапова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
18. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
19. Понятие о методах обучения и их классификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html (дата обращения: 22.03.2017)
20. Продуктивный метод обучения в професс. обучении [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu...
21. Рогова, Е.А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения / Е.А. Рогова, И.С. Шаблинская // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.–практ. конф. № 11(22). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf
22. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2015. - 176 c.
23. Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой / Б. Рябинин. - М.: Детская литература, 2012. - 176 c.
24. Сатимбаева, Ю., Кориев А. У. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
25. Тагильцева, Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе / Тагильцева Наталия Григорьевна // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 5. — С. 147-152.
26. Трусова, В. Музыкальная азбука на PC / В. Трусова, Е. Медведев. - М.: СПб: БХВ, 2016. - 496 c.