Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образование - неотъемлемая составляющая современного общества. Образовательные программы стремительно модифицируются, с каждым днем появляются новые технологии, средства и методики обучения. Без сомнений можно отметить, что этот факт является актуальным, поскольку имеющиеся технологии утрачивают свою популярность, становятся устаревшими или не оправдывают результаты, к тому же, с развитием современных технологий просто необходимо менять способы обучения.
Все чаще для методистов и учителей становятся актуальными идеи развивающего обучения, что обусловлено новыми федеральными государственными образовательными стандартами, с которыми они связывают возможность изменений в школе. Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной “взрослой” жизни.
Теория развивающего обучения начинается с работ И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории представлено в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности: ЗУН , СУД , СУМ , СЭН , СДП .
Учитывая такие факторы, как: интеллектуализация общества (на это указывает введение системы Единой формы Государственного Экзамена, которая является определяющей и классифицирующей основой системы государственного образования); ориентация на развитие личностного успеха учащихся в современном образовании; акцент на раскрытие потенциала учащихся на усвоение предметов в кругу точных наук; можно выявить актуальность вопроса развивающего обучения - как движущая основа образовательного процесса.
Объект исследования - содержание и процесс обучения математике учащихся 6-7 классов через применение развивающего обучения.
Предмет исследования - развивающие обучение на уроках математики как средство повышения качества знаний.
Цель исследования - изучить проблемы и особенности применения развивающего обучения на уроках математики в 6-7 классах.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы по вопросу развивающего обучения;
2) Выделить сущность и структурные элементы технологии развивающего обучения;
3) Выделить основные принципы технологии развивающего обучения;
4) Проанализировать достоинства применения развивающего обучения на уроках математики;
5) Выявить структуру урока, построенного по технологии развивающего обучения;
6) Рассмотреть основные методы и формы развития познавательного интереса, а также виды тематических задач и методов их решения;
Глава 1. Теоретические основы развивающего обучения математики
1.Сущность и особенности развивающего обучения
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственное влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение [Якиманская, 1979, с. 5].
Развивающее обучение – теория обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания.
Реализация развивающего обучения подразумевает специальную организацию учебного процесса. Для этого необходимо не только хорошо знать содержание школьных программ, владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [Якиманская, 1979, с. 5]. Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).
Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Когда ученик включен в активную познавательную деятельность, он может понять суть учебной темы, освоить его закономерности и идеи учебного предмета, использовать усвоенный материал в дальнейшем.
Развивающее обучение имеет следующие положения:
• Учет индивидуальности ребенка как активного носителя субъектного опыта, сложившегося до школы;
• Проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность
• В процессе конструировании и реализации образовательного процесса нужно проводить работу по распознаванию опыта каждого учащегося; сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта;
• Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно постоянно согласовываться;
• Учение как деятельность ученика, которая обеспечивает познание, должно проходить как процесс, описывать в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
• Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
2. Концепции развивающего обучения
Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям.
Рассмотрение термина «развивающее обучение» предполагает, прежде всего, изучение проблемы соотношения обучения и развития. Эта тема актуальна в педагогике в настоящее время, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.
Однако многие педагоги - ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах и формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи целесообразно обратиться к их анализу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. – СанктПетербург : Реноме, 2012. – С. 140-142.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152с.
4.Бондарь, Н. Г. Обучаемость как психолого-педагогическая проблема / Н. Г. Бондарь // Известия ТРТУ. – 2015. – №3. – С.155-158.
5.Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан – Санкт-Петербург: Питер, 2006. –С. 304.
6.Бударный, А. А. Об одной из возможностей преодоления второгодничества / А. А. Бударный, У.Д Розенталь // Советская педагогика. – 1966. – №7. – С. 56-67
7. Васильева Г.Н. Методические аспекты деятельностного подхода при обучении математике в средней школе: практико-ориентированная монография. - Пермь, 2009. – 136с.
8. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании - М., 2011. - 126 с. 11. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: Мнемозина, 2009. – 200с.
9. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. - 288с.
10. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 252 с. 14. Вишнякова С.М. Педагогика среднего профессионального образования. Словарь. – М.: Новь, 1999. – 452 с.
11. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: кн. для учителя. - 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 288 с.
12. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94
13. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 151 с.
14. «Квант» для младших школьников // Квант: Научно-популярный физико-математический журнал №3. –М.: 1973. – С. 60. 23. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
15. Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / В. В. Кривоногов. – М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.
16. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении Москва: Наука, 1977 - с.112. 27. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; под ред. Е.И. Лященко. – Москва: Просвещение, 1988. – 223 с.
17.Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2013. - № 3. - с 23-26.
18. Маралов В.Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №4 (65) С.147-152.
19. Маркушевич А. И. Возвратные последовательности. - М., 1950. - 244 с.
20. Математика. 6 класс. Часть 2. – Изд. 2-е перераб. / Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010. – 128с.
21. Нохова Х.М., Рабаданов Р.Р. Формирование некоторых универсальных учебных действий при обучении младших школьников решению текстовых задач на пропорциональное деление // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25) С.73-77.
22. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 608с.
23. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л.П. Крившенко - Москва: Проспект, 2013. - 488 с.
24. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html (дата обращения 12.10.2016).
25. Петрова Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. URL: http://festival.1september.ru/articles/592471/ (дата обращения 12.10.2016).
26.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы и пути решения / отв. ред. В.Н. Ефименко. - КамГУ им. Вигуса Беринга, 2013. - 205 с.
27. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256с.
28. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб.пособие.- М.: Логос, 2009. - 304с.
29. Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.
30.Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России №2 – 2012 – С. 200-201.
31. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №1 (20) С.105.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования РФ // Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) Документ – М.: Просвещение. - 48 с.
33.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий / под редакцией А.Г. Асмолова. - Москва «Просвещение» 2011. – 201 с.
34. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,2009. – 259 с.
35. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2013. – 128 с.
36. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – 2012. – Вып. 7.
37. Яковлева Т.П. Становление ценностно-личностной ориентации будущего учителя математики: монография. - КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 220 с.