Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения - этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального научения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности .
Этикетом называется совокупность поведенческих правил, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Сюда относится уровень обхождения с окружающими, формы обращений, приветствий, поведение в общественных местах, поступки и стиль в одежде.
То, что человек соблюдает рамки приличия, ведет себя определенным образом в обществе, придерживается определенной системы разрешений и запретов, говорит о том, что он следует определенной системе ценностей. Он считает себя частью этого общества.
Целью данной работы является делового этикета.
Задачи:
1) Рассмотрение этикета и культуры ценностей, истории происхождения этикета;
2) Характеристика принципов этикета, современного этикета.
3) Изучение функций этикета в деловом общении;
4) Описание важности этикета в различных сферах жизни;
5) Рассмотрение особенностей этикета в Интернет-пространстве;
6) Характеристика делового этикета в разных странах.
Объект исследования – деловой этикет. Предмет исследования – специфика делового этикета в общении.
1 Происхождение этикета. Этикет как ритуал и символ. Принципы этикета
1.1 История этикета
Этикет может быть вербальным (когда участники общения вербально выражают друг другу уважение), невербальным (участники общения не словесно выражают друг другу уважение).
Есть этикет придворный, когда порядок и содержание системы обхождения с другими людьми строго оговорены. Как правило, это этикет при дворах царей и монархов. Есть военный этикет, когда есть определенные границы и манеры общения со старшими или младшими по званию, должности и пр. Есть этикет дипломатический, когда дипломаты при коммуникациях друг с другом общаются на переговорах и пр. Есть этикет общегражданский, когда мы имеем в виду коммуникацию между членами того или иного общества. Есть присутственный этикет (когда мы принимаем гостей, идем на прием, ресторан или в театр). Есть брачный, семейный, спортивный этикет и пр.
Отношение к этикету сейчас неоднозначно. Часто говорят о свободе действий человека, подразумевая, что он свободен от соблюдения определенных правил и границ в поведении. Под этикетом часто понимают какое-то устаревшее и абсолютно название. Или этикет воспринимается как конкретная область современной жизни в социуме. Например, есть этикет деловых отношений.
Тем не менее, этикет – это не историческое наследие, которое постепенно может уйти далеко. Это важная, неотъемлемая часть структуры ценностей культуры. Это часть культуры, выражающая способ нахождения в реальности личности. И без этикета система культурных ценностей просто не существует.
Само понятие «этикет» формируется при дворе короля Франции Людовика XIV. На одном из пышных приемов у монарха присутствующим были выданы записи с правилами поведения, которые важно было соблюдать. По-французски карточка – «этикета». Отсюда и пошло определение «этикет».
1.2 Этикет как ритуал и символ
Этикет связан с понятием «ритуал». Происхождение поведения с точки зрения правил – это ритуальное поведение.
Ритуальность – это не признак примитивности культуры. Это определенный способ взаимодействия личности с социумом, где находят воплощение универсальные характеристики и характеристики традиционных социумов. Ритуал – это вид символического действия, который отражает соединение с ценностями культуры. Ритуал – это единственное средство коммуникации с ценностями культуры. Приведем пример. Есть ценность культуры – «Родина». Выражение отношения к ней, именуемого как «Любовь к Родине», можно осуществлять при помощи символических действий. Сохранение ценности родины – это почитание святынь.
Итак, мы рассмотрели, что этикетом называется поведение человека. Но само понятие «поведение» подвержено временным трансформациям и изменению смысла. Еще в начале прошло столетия этикет понимался как категория оценки, которая характеризовала степень соответствия человека предъявляемым к нему требованиям. О поступке человека говорили: «Он поступил низко». Или «Он поступил благородно» и пр. Сейчас же поведение – это процесс, включающий себя несколько уровней коммуникации человека с окружающей средой. Поведение человека связано с психологическими, социальными, биологическими механизмами. Поведение может быть «мужским» или «женским», «достойным» и «маргинальным» и пр. Культура, с одной стороны – это программа поведения, благодаря которой мы видим коллективное взаимодействие индивидов между собой. И этикет – это культурный патроним. Этикет можно определить к определенной области совместной жизнедеятельности людей . Этикет – это феномен общества, результат постоянных социальных коммуникаций, совокупность норм и правил в общении. Если говорить о проявлении поведения, то невербально оно проявляется в виде жестикуляции, действий, поступков. И вербальное поведение – речь. Поведение помогает установить контакт с окружающей действительностью. Человек обычно действует активно, проявляет себя в деятельности в социуме. Осознанная деятельность связана с целями человека. Человек всегда находится в окружающем мире.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2017
2) Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. - М., 2016.
3) Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.
4) Ильф И.А., Петров Е.П. Одноэтажная Америка. - М.: ГИХЛ, 2013
5) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017.
6) Кондрашова Т.В. Восприятие российской деловой культуры французскими и российскими менеджерами // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. № 1 , 2016. С. 26-60.
7) Лисс Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 342 с.
8) Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. - М.: Дело, 2012. - 440 с.
9) Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности // Петербургский психологический журнал, 2013, №5. URL: http://ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/view/47/23 (дата обращения 16.11.2020).
10) Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2016
11) Пушных В.А. Межкультурный менеджмент/ В.А.Пушных; изд.-во Томского политехнического университета, 2011
12) Соболев В. И., Абросимова Е. Б. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2017
13) Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2015.