Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обращение гражданин представляет собой направленное в орган власти или должностному лицу предложение, заявление или жалоба, закрепленная на бумажном носителе или в электронной форме или устное обращение.
Обращение граждан это любое заявление или жалоба граждан к представителям государственных структур.
Работа с обращением гражданина – это действия, которые совершает сотрудник при обработке и исполнении обращения гражданина.
Правильная организация работы имеет значение для повышения эффективности деятельности по оказанию государственных услуг, призванной обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.
В связи с высочайшей нагрузкой на органы власти и низким уровнем оплаты труда работников органов, появляется «текучка» кадров. Некоторые органы в течение года вынуждены полностью обновлять свой аппарат, что серьезным образом сказывается на качестве деятельности.
Не будет преувеличением тот факт, что от профессионализма и настроения работников органов во многом зависит и качество работы.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- через реакцию государства на обращения граждане оценивают власти ее открытость, эффективность. Работа с обращениями граждан должна проводиться на основании специальных регламентов;
- существует тенденция изменения системы коммуникации власти и граждан вносится новый элемент – информационные технологии, изменяющие формат и канал связи;
- значение обращений в работе органов заключается в обеспечении обратной связи органов власти и государственного управления с населением. Это способствует развитию гражданского общества и его демократизации;
- в органе власти наблюдается рост числа обращений, затрат времени на их обработку, снижение эффективности работы с обращениями.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов, таких как: Степанов Д.А., Зейналова Л.М., Есипова Л.Х., Симорот С.Ю., Ильиных К.Ю., Бондарева А.В., Чередниченко Е.Е., Булыгина И.А., Калинина С.В., Колесниченко Е.А., Кацук О.А.
Цель – выявить проблемы реализации права граждан на обращение в РФ. Задачи:
провести теоретическое исследование основ организации работы с обращениями граждан;
изучить нормативно-правовую базу работы с обращениями граждан в субъектах Российской Федерации;
определить понятие и виды обращений граждан;
провести анализ организации работы с обращениями граждан;
выявить перспективы совершенствования организации работы с обращениями граждан.
Объект департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области. Предмет – организация системы работы с обращениями граждан в государственном управлении.
Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и Белгородской области, периодика, отражающая современное состояние проблемы и ее актуальность, а также открытые информационные источники глобальной сети Интернет; данные государственной статистики, и документы органов власти.
В работе использованы общенаучные методы: описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, и эмпирические методы исследования: включенное наблюдение, анализ статистических данных.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации работы с обращениями граждан
1.1. Нормативно-правовая база работы с обращениями граждан в субъектах Российской Федерации
Рассмотрим правовые акты, регулирующие работу с обращениями граждан (приложение 1).
Согласно таблице приложения 1 данная сфера регулируется международными нормами права, федеральным национальным законодательством, региональными законами и муниципальными актами.
В ст. 33 Конституции РФ закреплено, что после того, как в силу вступил ФЗ № 59, объем правоотношений в сфере обработки обращений граждан, регулируемых нормами региональных законов, уменьшился. Это обусловлено тем, что основной объем правоотношений в сфере был урегулирован данным законом 59-ФЗ.
Также была достигнута цель согласования федерального и регионального законодательства .
После принятия закона 59-ФЗ 44 региона отменили собственные законы, регулировавшие правоотношения, связанные с обращениями граждан. 30 регионов оставили свои законы в действии. Часть регионов приняли новые законы или изменили уже действовавшие.
Законы субъектов РФ, регулирующие рассматриваемую сферу правоотношений, подразделяются на группы (рис. 1):
универсальные (конкретизирующие ФЗ № 59-ФЗ);
специальные (развивающие собственное законодательство).
Рисунок 1 Группы законов субъектов РФ
В региональных законах установлено много дополнительных гарантий права на обращение. Часть субъектов указали всего 4-5 гарантий. Сюда входят:
принципы рассмотрения обращений;
содержание терминов (например, коллективное, индивидуальное, должностное лицо, уполномоченный орган, заявитель);
способы подачи (телеграмма, телетайп, телефон, факс и т.п.);
сокращенные сроки (например, при содержании вопросов по защите прав ребенка, предотвращение возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций и т.п.);
проведение личного приема, устных обращений (внеочередность приема отдельных категорий граждан, льготный прием, выезд на дом и др., личный выездной прием и пр.);
обязанности органов власти (вести статистику по обращениям граждан, проводиться анализ и обобщение обращений по различным основаниям, отмечать критические замечания в обращениях и др.);
особенности возврата переданных документов, организация работы «прямых и горячих линий»;
гарантии ответа;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты и судебная практика
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// «Собрание законодательства РФ». - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.05.2006. - № 19. - Ст. 2060.
Литература:
3. Абазов А.Б. Правовая категория «обращение граждан» и механизмы реализации порядка обращения граждан РФ // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 5. С. 170-173.
4. Аргеноева А.З. Основные задачи совершенствование практики работы с обращениями граждан в органах государственной власти Чеченской республики // Экономика и социум. 2015. - № 2-1 (15). - С. 303.
5. Белов И.В. Государственные юридические бюро как субъекты оказания бесплатной юридической помощи // В сборнике: Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации материалы международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников. 2015. С. 13.
6. Григорьев А.В., Андреева А.В. Работа с обращениями граждан в мвд россии по регионам приволжского федерального округа в контексте оптимизации деятельности полиции (на примере республики татарстан и ульяновской области) // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. Т. 7. № 3-1. С. 21-25.
7. Загайнова Е.А. Качество взаимодействия граждан и власти: региональное измерение // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-2. С. 92-102.
8. Загайнова Е.А., Чемоданова И.Д. Повторные обращения граждан как показатель качества взаимодействия граждан и власти // В сборнике: взаимодействие финансового и реального сектора экономики в контексте становления экономики знаний. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 93-96.
9. Интеллектуальная система обработки обращений граждан / Елоева Алана Сергеевна // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2020618304, 23.07.2020. Заявка № 2020617334 от 07.07.2020.
10. Колышкина Т.Б., Шустина И.В. Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство: Учебное пособие / Москва, 2017. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (2-е изд., испр. и доп).
11. Кондратович Н.М., Масловская Т.С. Развитие прав граждан в цифровом государстве: электронные обращения граждан // В книге: Институт уполномоченных по правам человека в системе конституционных гарантий. Сборник докладов VI Московского юридического форума. 2019. С. 147-153.
12. Кручинина В.А., Чуракова Д.С. Организация работы государственной инспекции труда в ханты-мансийском автономном округе - югре с обращениями граждан // В сборнике: Лидер (Люди. Идеи. Достижения. Единство. Результат). Сборник статей I Управленческого форума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2019. С. 86-92.
13. Парыгин Н.Е. Проектирование автоматизированной системы для работы с обращениями граждан в органах государственной власти на примере омского региона // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных. сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Министерство образования и науки Российской Федерации; Правительство Омской области; Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). 2018. С. 548-552.
14. Полухина К.И. Институт обращения граждан как инструмент реализации эффективного взаимодействия граждан и судебной системы российской федерации // В книге: Современное состояние инфосферы учреждений культуры. Материалы II Международного студенческого научно-практического форума. Научные редакторы и составители: Д.Н. Грибков, О.О. Борисова. 2019. С. 168-174.
15. Попов Д.А., Зайцева Е.В. Обращения граждан в государственные органы как форма участия граждан в государственном управлении // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2017. С. 88-93.
16. Развитие электронных приемных в регионах российской федерации: результаты пилотного исследования в 2017-2018 гг. / Чугунов А.В., Кабанов Ю.А., Федяшин С.В. // Информационные ресурсы России. 2019. № 3 (169). С. 32-36.
17. Румянцева В.Г., Им В.В. Институт обращений в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2011. – С. 15.
18. Савоськин А.В. Институт обращения граждан в российской федерации: предложения по терминологической унификации обращений граждан в органы конституционной юстиции // В сборнике: Реализация основ конституционного строя в государственной политике Российской Федерации: теория и практика конституционного, муниципального и международного права. Екатеринбург, 2017. С. 69-72.
19. Саяпина М.А. Модернизация взаимодействия органов власти и граждан посредством внедрения системы мониторинга обращений граждан «инцидент менеджмент» // В сборнике: Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности. сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. Челябинск, 2020. С. 403-408.
20. Старостенков Н.В. Социально-гуманитарное образование в России: состояние и перспективы развития // Сборник материалов XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса. – 2013. С.307.
21. Степанов Д.А., Зейналова Л.М. Соотношение понятий «избиратель» и «гражданин», обязательность рассмотрения обращений граждан // В сборнике: Фундаментальные и прикладные социально-гуманитарные исследования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 202-207.
22. Угрюмова М.В. Электронное документирование обращений граждан в местные органы управления образованием // В сборнике: Проблемы управления качеством образования. Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 196-199.
23. Фролова Н.И. Выявление лучших практик организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов российской федерации // ИнноЦентр. 2019. № 2 (23). С. 21-29.
24. Чёрный С.В. Обращения граждан в органы прокуратуры как средство защиты прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития. Материалы регионального научно-практического круглого стола 14 декабря 2017 г.. Таврическая академия (СтП) «КФУ им. В.И. Вернадского». Симферополь, 2017. С. 89-93.
25. Черных Н.А. К вопросу о документировании работы с обращениями граждан в налоговую инспекцию федеральной налоговой службы россии № 6 по ханты-мансийскому автономному ОКРУГУ-ЮГРЕ // Вестник магистратуры. 2015. № 6-3 (45). С. 116-117.
26. Шакенов Т.Д. Право граждан на обращения в системе конституционных прав и свобод граждан // Modern Science. 2020. № 2-2. С. 203-208.