Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Расин родился 22 декабря 1639 года в Ла-Ферте-Милон (Эна), в про-винции Пикардия на севере Франции . Осиротев к четырем годам (его мать умерла в 1641 году, а отец в 1643 году), он попал на попечение своих ба-бушек и дедушек. После смерти его деда в 1649 году его бабушка, Мария де Мулен, переехала жить в монастырь Порт-Рояль и взяла с собой внука. Он получил классическое образование в Petites écoles de Port-Royal, рели-гиозном учреждении, которое оказало большое влияние на других совре-менных деятелей, включая Блеза Паскаля . Порт-Рояль управлялся после-дователями янсенизма, теологии, которую французские епископы и папа осудили как еретическую.
Взаимодействие Расина с янсенистами в годы его учебы в этой ака-демии будет иметь большое влияние на него до конца его жизни. В Порт-Рояле он преуспел в изучении классики, и темы греческой и римской ми-фологии сыграют большую роль в его будущих работах. Ожидалось, что он будет изучать право в Коллеж д'Аркур в Париже, но вместо этого об-наружил, что его тянет к более артистическому образу жизни. Экспери-менты с поэзией получили высокую оценку величайшего литературного критика Франции Николя Буало, с которым Расин позже стал большими друзьями; Буало часто заявлял, что он стоит за творчеством начинающего поэта. В конце концов Расин поселился в Париже, где стал участвовать в театральных кругах. Его первая пьеса «Амаси» так и не вышла на сцену. 20 июня 1664 года трагедия Расина «La Thébaïde ou les frères ennemis» (Фиванцы или вражеские братья ) была поставлена труппой Мольера в Те-атре Пале-Рояль в Париже.
В следующем году Мольер поставил вторую пьесу Расина «Алек-сандр ле Гранд». Однако эта пьеса получила такие хорошие отзывы пуб-лики, что Расин тайно договорился с конкурирующей игровой компанией, Hôtel de Bourgogne, о постановке пьесы - поскольку у них была лучшая репутация в плане постановки трагедий. Таким образом, у Александра со-стоялась вторая премьера в другой актерской труппе, через одиннадцать дней после его первого показа. Мольер никогда не мог простить Расину этого предательства, а Расин просто увеличил разрыв между ним и его бывшим другом, соблазнив главную актрису Мольера, Терезу дю Парк, стать его компаньоном как в профессиональном, так и в личном плане. С этого момента труппа Hôtel de Bourgogne ставила все светские пьесы Раси-на. Хотя и в «Ла Тебаид» (1664 г.), и в его преемнике, Александре (1665 г.) были классические темы, Расин уже вступал в противоречие и был вынуж-ден выдвигать обвинения в том, что он оскверняет умы своей аудитории. Он порвал все связи с Порт-Роялем и продолжил работу над «Андрома-кой» (1667 г.), в которой рассказывалась история Андромахи, вдовы Гек-тора, и ее судьбы после Троянской войны. Среди его соперников были Пьер Корнель и его брат Томас Корнель. Трагеды часто соперничали с альтернативными версиями одного и того же сюжета: например, Мишель ле Клерк поставил Ифигению в том же году, что и Расин (1674), а Жак Прадон также написал пьесу о Федре (1677).
В связи с вышеизложенным возникает проблема определения исто-рико-литературной ценности «подражательных» произведений классици-стической драматургии. Ориентированность на образцы демонстрирует стремление к продолжению традиции. Вместе с тем Ж. Расин создает глу-боко оригинальное произведение, ставшее одной из вершин европейской литературы. Понять значение трагедии «Федра» можно, только определив природу того, что составляет ее новизну по отношению к античным об-разцам. Необходимость разрешения данного вопроса определяет актуаль-ность данной работы.
В связи с вышеизложенным возникает проблема определения исто-рико-литературной ценности «подражательных» произведений классици-стической драматургии. Ориентированность на образцы демонстрирует стремление к продолжению традиции. Вместе с тем Ж. Расин создает глу-боко оригинальное произведение, ставшее одной из вершин европейской литературы. Понять значение трагедии «Федра» можно, только определив природу того, что составляет ее новизну по отношению к античным об-разцам.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Предметом изучения является зарубежная литература.
Объектом изучения является трагедия Расина «Федра».
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- определить понятие классицизма, черты, его особенности.
- изучить развитие образа Федры в литературной традиции.
- изучить образ и судьбу главной героини трагедии Расина.
Целью данной работы является изучение трагедии Расина «Федра» как образца драматургии классицизма.
В данной работе были использованы следующие методы исследова-ния: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литерату-ры.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЦИЗМА, ЧЕРТЫ,
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА
1.1 Классицизм в литературе
КЛАССИЦИЗМ — от латинского classicus («образцовый»): в искус-стве воссоздаются идеальные, образцовые формы. Ориентация на классику (античность) как эстетику совершенства форм.
В содержании — дидактизм, изображение не «того, что есть», а «то-го, что должно быть», в форме — строгий канон, регламентация приемов и средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров. В фи-лософии — картезианство, культ разума, главенство разума над чувством. Потом — эпоха Просвещения и Великая Французская революция. Вольтер и «вольтерьянство». Это подготавливает романтизм.
Классицизм — литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам в строгих стилистических нормативах. [Александров В. 1956: 56]
Хронологические рамки классицизма: вторая половина XVII первая треть XVIII вв. (на Западе уже исчерпало себя к середине XVIII в.).
Основной исторической предпосылкой возникновения классицизма был абсолютизм, единоличное правление монарха (король, царь, импера-тор) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм заро-дился и получил своё развитие.
Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчине-ния монарху, а литература и искусство должны были этому учить. В свою очередь, правитель строго следил (регламентировал) за творчеством ху-дожников, не допуская никакого свободомыслия.
Образцом искусства было признано античное искусство, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация, в связи с чем классицистами был выдвинут принцип «подражания природе», подразумевающий строгое со-блюдение незыблемых правил, примером чему является «Поэтика» Ари-стотеля, на которую опирался теоретик классицизма Н. Буало в своем «Поэтическом искусстве»
Наивысшего расцвета классицизм достигает в XVII в. во француз-ской литературе; именно тогда Н. Буало-Депрео сформулировал основные её принципы в дидактической поэме «Поэтическое искусство» (1674). В ос-нове классицизма картезианская философия, которая выводит материаль-ное существование из идеи («Я мыслю, следовательно, я существую»). Ра-зум интерпретируется как первичная и высшая духовная способность че-ловека.
Картина мира в классицизме делит реальность на два уровня: эмпи-рический и идеологический.
Эмпирический уровень - это хаос разрозненных материальных предметов и явлений, над которым существуют всеобщая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Подобная би-нарная картина мира обусловливает такие аспекты классицизма, как кон-цепция личности и типология конфликта. [Андреев М. Л. 2018: 123]
1.2 Жанры классицизма
Жанры классицизма подразделяются на три категории:
Высокие (ода, трагедия, эпопея).
Средние (идиллия, эклога)
Низкие (сатира, комедия, басня).
Была установлена строгая иерархия жанров. Произведения, в кото-рых воспевалось служение государю, относили к высоким – эпопея, герои-ческая поэма, ода (их сфера – государственная жизнь, исторические собы-тия, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персо-нажи, религиозные подвижники), трагедия (В России авторами трагедий на исторические