Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. Критерии ее оценки нередко сводятся в литературе к характеристике финансового состояния предприятий. Вместе с тем необходима такая оценка и на макроуровне, действующая в большинстве стран Западной Европы.
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Методологические подходы к оценке деловой активности компании
Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной [17, с. 84].
На сегодняшний день деловая активность рассматривается с трех позиций: индивидуума; предприятия (микроуровень); страны (макроуровень) [12, с. 82].
На уровне предприятия деловая активность чаще всего рассматривается как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы [3, с. 108].
С позиции социологов деловая активность - это совокупность действий, способствующих экономическому росту организации (в том числе производственно-сбытовой системы) на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней средой. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала [18, с. 97]. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия; в этом случае словосочетание "деловая активность" представляет собой, возможно, не вполне удачный перевод англоязычного термина "business activity", как раз и характеризующего соответствующую группу коэффициентов из системы показателей [6, с. 88].
Как считает А.Д. Шеремет, под методом анализа деловой активности понимается совокупность изменений в развитии хозяйственных процессах, а к характерным особенностям относится использование системы показателей с целью выявления изменений в их взаимосвязи [31, с. 55].
В процессе финансовой оценки деятельности компании применяются различные способы и приемы её оценки. К методам оценки можно отнести традиционные и математические приемы анализа изменения совокупности факторов, влияющих на развитие деятельности компании.
Так, к первым методам относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием цепных подстановок; прием сводки и группировки, сравнения.
Прием цепных подстановок используется для анализа и определения величины влияния факторов в общей совокупности их воздействия на уровень результативного показателя. Характерной особенностью цепных подстановок служит прием последовательной замены составляющих факторов базисного измерения на анализируемое. Данная замена дает возможность определять степень влияния каждого фактора на результативный показатель. Количество цепных подстановок зависит от числа факторов, которые влияют на результативный показатель [32, с. 147].
При этом способе, подсчеты начинаются с исходной базы, при которой все факторы равны базисному показателю, в связи, с чем общее количество исчислений на единицу больше количества определяющих факторов. Характер влияния всех факторов определяется с помощью поочередного вычитания в следующей последовательности: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т. д. Использование метода цепных подстановок требует очень строгой хронологии в установлении влияния отдельных факторов. Эта хронология заключается в том, что, первоначально, обращается взгляд на степень влияния количественных показателей, которые характеризуют полный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во-вторых — качественных показателей, которые характеризуют уровень доходов и затрат, степень эффективности применения ресурсов.
Прием разниц заключается в том, что на первоначальном этапе вычисляется абсолютная или относительная разница (отклонение от планового показателя) по используемым факторам и результативному показателю. Далее это отклонение по всем факторам перемножается на абсолютную величину других взаимосвязанных факторов, которые стоят справа от анализируемого фактора. При выявлении влияния на итоговую величину двух факторов (качественного и количественного) учитывают изменение количественного фактора, умноженного на базовый качественный фактор, а изменение по качественному фактору — на отчетный количественный фактор.
Эти два приема: цепная подстановка и абсолютных разниц получили название элиминирование. Элиминирование основано на логической связи функциональных факторов с результативным показателем и последовательном исключении влияния анализируемого фактора при расчете его на результат в последующих расчетах.
1.2 Методика оценки деловой активности предприятия
Систематическая оценка деловой активности предприятия позволяет определять текущий уровень финансовой устойчивости, выявлять наличие или отсутствие рынка сбыта товаров или услуг. Благодаря показателю выясняется динамика расхода ресурсов (деньги, оборудование, расходные материалы), включая труд сотрудников, возврат инвестиций на сырье, технику, работников.
В зависимости от цели выбирается и методика расчетов. Показатели делят на количественные и качественные. Иногда их рассматривают вместе. Но даже комплексный аудит требует, чтобы отчеты содержали как можно больше величин, которые можно оценивать раздельно и в совокупности. Например, выручку от реализации товаров и скорость возврата кредитов.
Предприятия стремятся увеличить обороты по основному виду деятельности или открывают новые. Это, с одной стороны, требует дополнительных инвестиций. С другой, эффективно налаженная работа позволяет вкладывать прибыль, оплачивать кредиты.
Преимущественно оценку деловой активности организации в количественных значениях проводят по следующим критериям [27, с. 55]:
- объем реализации товаров или услуг;
- валовая, балансовая и чистая прибыль;
- авансовый капитал;
- чистые активы;
- численность работников;
- производительность труда;
- затраты на производство товаров (сырье, оборудование, заработные платы).
Могут измеряться как абсолютные величины, так и динамика их изменения в течение определенных периодов. Наиболее информативны темповые значения. Ведь, чем выше динамика производства и торговли, тем быстрее возвращаются вложения. Например, многие учитывают одно из «золотых правил» экономики:
Тп > Тв > Та > 100%,
где Тп – рост прибыли, %;
Тв – темп роста выручки от продажи товаров или услуг, %;
Та – темп роста активов, %.
Показатель может оцениваться в разрезе разных периодов, чтобы определить, когда предприятие вышло на расчетные показатели, сколько понадобится времени, вложений для освоения нового вида деятельности. Для оценки важен и систематический аудит бухучета.
2 ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ООО «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ ТАВ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Торговая компания ТАВ»
ООО «Торговая компания ТАВ» было создано и зарегистрировано Постановлением Главы Комсомольской районной администрации Чувашской республики №346 от 13 ноября 1997 г. ОГРН 1022101828891 и является коммерческой организацией, учрежденной участниками путем объединения их вкладов.
ООО «Торговая компания ТАВ» является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Полное фирменное наименование на русском языке – «Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания ТАВ», сокращенное фирменное наименование – ООО «Торговая компания ТАВ».
Место нахождение ООО «Торговая компания ТАВ»: 428020, Чувашская Республика, город Чебоксары, Базовый проезд, д. 4Е.
ООО «Торговая компания ТАВ» может открывать представительства и создавать филиалы на территории РФ и за ее пределами в соответствии с действующим законодательством РФ и законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы и открываются представительства.
Действующая организационная структура управления ООО «Торговая компания ТАВ» представлена на рисунке 1.
ООО «Торговая компания ТАВ» находится на общем режиме налогообложения и уплачивает все налоги, предусмотренные этим режимом, в том случае, если у организации возникает налоговая база по данным видам налога.
В таблице 1 представлены основные показатели деятельности ООО «Торговая компания ТАВ» за 2017-2019 гг.
По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы: выручка в 2019 г. сократилась по сравнению с 2017 г. на 42722 тыс. руб. или 41 %, темп снижения себестоимости продаж был выше темпа снижения выручки, что привело к увеличению убытка от продаж на 1697 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов также увеличивалась в анализируемом периоде, что свидетельствует о развитии предприятия, расширении его материально-технической базы; среднесписочная численность персонала предприятия снижалась при одновременном увеличении фонда оплаты труда, что привело к росту среднемесячной заработной платы на 3,5 тыс. руб. в 2019 г. по сравнению с 2017 г., в то время как в 2018 г. по сравнению с 2017 г. среднемесячная заработная плата увеличилась на 2,4 тыс. руб.
2.2 Динамика показателей деловой активности ООО «Торговая компания ТАВ»
Оборотные средства – это ликвидные активы предприятия, которые участвуют в производственном процессе и полностью изменяют свою натурально-вещественную форму за один производственный цикл.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что стоимость оборотных средств за 2019 г. сократилась на 50 % и на конец 2019 г. составила 22216 тыс. руб. Основное влияние на снижение стоимости оборотных средств оказало сокращение запасов на 41% и дебиторской задолженности на 32%.
Основную долю (68,5%) в структуре оборотных средств занимают запасы. Доля дебиторской задолженности в структуре оборотных средств возросла на 3,5% и на конец периода составила 31,5 %. За год доля денежных средств в структуре оборотных средств предприятия снизилась до 0,01 %.
Данные таблицы 5 показывают, что средств ООО «Торговая компания ТАВ» на начало 2019 г. имело в распоряжении оборотные средства на сумму 36485 тыс. руб., что на 35% меньше, чем на начало 2017 г. За 2 года сумма оборотных средств предприятия сократилась до 22216 тыс. руб.
За анализируемый период наблюдается снижение средней стоимости оборотных средств. В среднем в 2019 г. в обороте находилось 29271 тыс. руб., что на 21473 тыс. руб. меньше показателя 2017 г.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
ООО «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ ТАВ»
Торговые запасы являются одним из важных факторов влияющих на эффективность работы торговли. В целях научно обоснованной организации снабжения торговли необходимыми материальными ресурсами. Торговые запасы на предприятиях создаются в плановом порядке, и их нормируемое количество определяется расчетным путем строго в пределах потребности для обеспечения ритмичного функционирования предприятия.
Норма запаса – это минимальное количество материальных ресурсов, которое должно находиться на предприятиях или в организациях для нормального процесса снабжения.
Торговые запасы могут быть определены в натуральных, стоимостных и условных измерителях. Наиболее распространенным и упрощенным понятием является нормирование запасов в днях оборота, исходя из натурально-объемных показателей потребности в них.
Целью нормирования запасов является определение такого их уровня, который обеспечивал бы равномерность и ритмичность продаж.
Существующая методология нормирования запасов предполагает детерминированный характер потребления, нормы запасы устанавливается, как правило, из средних величин размеров и интервалов поставки.
В зависимости от назначения и причин образования запас подразделяется на подготовительный, текущий, и страховой. Максимальный размер текущего запаса определяется по-разному. Общепринятый метод – размер этого запаса определяется исходя из времени, необходимого для получения материала от поставщика, - умножением среднесуточного потребления данного материала на интервал между двумя поставками в днях.
По мнению многих авторов, средний текущий запас устанавливается как половина максимального текущего запаса. Другие считают, что он равен не 50%, а 50-70% запаса. При этом дополнительными причинами образования запасов являются отрицательный режим потребления материальных ресурсов, необходимость выполнения у потребителей погрузо-разгрузочных работ, сложная внутрипроизводственная структура предприятий, сезонный характер и т.п.
Основными причинами образования страхового запаса можно считать: изменение потребности в материалах, невыполнение поставщиками обязательств по своевременной отгрузке материалов, поступление на предприятия материалов несоответствующего качества, случайные задержки материалов в процессе транспортировки и другие.
По своей сути норматив выражает среднюю потребность в запасах, а устанавливается, в основном, по фактическим остаткам 4-го квартала года. Установление норматива по данным 4-го квартала представляется формальным, без детального учета плана продукции будущего года и анализа этих остатков, с целью выявления материалов неиспользуемых в торговле сверхнормативных остатков, неликвидов и т.д.
В теоретическом аспекте нормирование запасов, трактуется в упрощенном варианте на основе использования годовых средневзвешенных показателей в условных цифрах и интервалах. Тогда как расчетный метод, являющийся основой нормирования запасов, предполагает глубокий и всесторонний анализ фактических данных об остатках материалов и динамики их движения за ряд лет.
Исходя из проведенного анализа, можно выделить несколько проблем развития и функционирования ООО «Торговая компания ТАВ». Одна из основных проблем это то, что на конец года на складе скапливается большое количество неликвидных товаров, а так же дефицит по ключевым позициям. Основная причина такого большого запаса состоит в то, что предварительный заказ товара ведется на основании предварительных планах продаж, а так же то, что данные планы устанавливает старший менеджер по продажам исходя информации предыдущих периодов. Таким образом, фирма терпит убытка, как на содержание складских помещений, так и уменьшилась оборачиваемость капитала. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил систему заказов, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:
а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;
б) сокращения времени поставок;
в) более четкого соблюдения сроков поставки;
г) улучшения системы сбыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной.
ООО «Торговая компания ТАВ» было создано и зарегистрировано Постановлением Главы Комсомольской районной администрации Чувашской республики №346 от 13 ноября 1997 г. ОГРН 1022101828891 и является коммерческой организацией, учрежденной участниками путем объединения их вкладов.
На основе расчетов можно сделать вывод, что ассортимент оборота ООО «Торговая компания ТАВ» за 2019г. оборот торговли уменьшился на 41% по сравнению с 2017 г. Наибольшее снижение произошло по статье стройматериалы на 38% и сантехника на 72%, в результате чего их размер составил 42904 тыс. руб. и 3210 тыс. руб.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
2. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - 8-е изд., перераб. и доп.- М. : Издательство «Дело и Сервис», 2018. – 272 с.
3. Аксанова О.В. Банкротство предприятий и социально-экономическое положение региона / О.В. Аксанова, И.Ю. Рыбальченко // ЭКО. - 2019. - № 7. - С.106-114.
4. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности : учебно-методический комплекс / Под ред. Л.М. Полковского.- М. : «Финансы и статистика», 2018. – 384 с.
5. Антикризисное управление : учебное пособие / Под ред. Э.М. Короткова.- М. : «ИНФРА-М», 2018. – 618 с.
6. Баканов М.И. Теория экономического анализа : учебник для экон. вузов / М.И. Баканов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М. : «Финансы и статистика», 2017. – 415 с.
7. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта : учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М.: «Финансы и статистика», 2019. - 184 с.
8. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием: учебное пособие / И.А. Бланк.- Киев: Эльга, Ника-Центр, 2019. – 672 с.
9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк.- Киев: Эльга, Ника-Центр, 2018. - 656 с.
10. Бочаров В.В. Финансовый анализ : учебное пособие / В.В. Бочаров.- 4-е изд., доп. и перераб.- СПб.: «Питер», 2019. – 218 с.
11. Данилова Ю. Банкротство компаний: проблемы прогнозирования / Ю. Данилова // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 9. - С. 65-70.
12. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2019. - 336 с.
13. Дягель О.Ю. Диагностика вероятности банкротства организаций: сущность, задачи и сравнительная характеристика методов / О.Ю. Дягель, Е.О. Энгельгардт // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 13. - С. 15-21.
14. Евстропов М.В. Прогнозирование наступления банкротства предприятий на основе бухгалтерской отчетности / М.В. Евстропов // Бухгалтерский учет. - 2019. - № 3. - С. 71-74.
15. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебник / Н.Б. Ермасова.- М. : «Высшее образование», 2018. – 470 с.
16. Ефимова О.В. Финансовый анализ : учебное пособие / О.В. Ефимова. - М. : Бухгалтерский учет, 2018. – 354 с.
17. Журавлев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Конспект лекций : учебное пособие / В.В. Журавлев, Н.Т. Савруков. – СПб. : «Политехника», 2019. - 427 с.
18. Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.- М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2019. - 624 с.
19. Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности : учебное пособие / Н.А. Казакова.- М. : Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
20. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М. : ПБОЮЛ Е.М. Гриженко, 2017. – 420 с.
21. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2018. - 806 с.
22. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Под ред. А.И. Алексеевой.- М. : КНОРУС, 2020. – 671 с.
23. Круглова Н.Ю. Антикризисное управление : учебное пособие / Н.Ю. Круглова.- М. : КНОРУС, 2019. - 511 с.
24. Лили Б. Баланс на грани фола / Б. Лили // Риск-менеджмент. - 2019 - № 5-6. - С. 21-28.
25. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 471с.
26. Маренков Н.Л. Антикризисное управление: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.Е. Ильина.- Ростов н/Д. : «Феникс», 2017. – 508 с.
27. Маркарьян Э.А. Управленческий анализ в отраслях : учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - 3-е изд., испр. - М. : ИКЦ «МарТ», 2019. – 354 с.
28. Черняева И.В. Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческой организации / И.В. Черняева // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 17. - С. 21-27.
29. Чечевицына Л.Н. Анализ хозяйственной деятельности : учебник / Л.Н. Чечевицына.- Ростов н/Д. : «Феникс», 2018. – 384 с.
30. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа : учебное пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. – 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА – М, 2019. - 298 с.
31. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ : учебное пособие / А.Д. Шеремет.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017.- 479 с.
32. Экономика предприятия : учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 670 с.