Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Математика - наука о количествах и величинах; все, что можно выра-зить цифрой, принадлежит математике. Математика может быть приклад-ной и чистой.
Математика делится на геометрию и арифметику; вторая располагает цифрами, первая - пространствами и протяжениями. Алгебра заменяет цифры более общими буквами; знаками, аналитика добивается выразить все общими уравнениями, формулами, без помощи чертежа.
В современном мире невозможно представить жизнь без бытовой техники, компьютеров, которые совершенствуются с каждым годом. На каждом шагу видим рекламу, магазины зазывают скидками, банки привле-кают наше внимание сниженными кредитными ставками. Но как во всем этом разобраться? Где и как можно с экономить? Какие навыки и знания помогут мне ответить на эти вопросы?
Математика участвует в развитии интеллекта, мышления и личност-ных качеств человека. Формирует логический склад ума. Жизненные про-цессы и явления, можно описать на математическом языке, с помощью формул и математических законов. Человек, который знает язык матема-тики, может правильно ориентироваться в окружающей нас дейст-вительности. Знание математики позволяет правильно обрабатывать ин-формацию, статистические данные, делать правильные выводы. Если уче-ник будет уметь применять математический язык, то при ответе на уроке он сможет быстро и четко сформулировать и обосновать свой ответ.
Целью курсовой работы является изучение состояния современной математики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть историю развития математики с древних времен;
охарактеризовать математику в современном мире;
проанализировать математику в современных технологиях;
описать с7амые востребованный профессии, связанные с матема-тикой;
провести анализ современных тенденций преподавания математи-ки.
Объектом исследования является математика, предметом – особенно-сти и история ее развития и становления.
1 История развития математических знаний
1.2 История развития математики с древних времен
В 1849-1850 гг. в развалинах древнего города Ниневия нашли древ-нейшую библиотеку. Выяснили, что практически за 2000 лет до н. э. были составлены квадратов последовательных целых чисел, таблицы умноже-ния. Для решения квадратных уравнений жители Месопатамии разработа-ли систему действий, которая эквивалентна современной формуле. Но не были найдены рассуждения, которые привели к используемому алгорит-му, т. е. математику Древнего Вавилона можно было называть рецептур-ной, хотя неизвестно, как были получены данные рецепты.
Для обозначения чисел вавилоняне использовали два значка: верти-кальные и горизонтальные клинья. Числа от 1 до 9 записывали при помо-щи соответствующего числа вертикальных клиньев; 10 - горизонтальный клин, 60 - вертикальный клин. Эту систему невозможно назвать совершен-ной, поскольку одна комбинация могла обозначать разные числа.
Следы вавилонской нумерации сохранились до сих пор: 1 час = 60 минут, 1 минута = 60 секунд; также при делении окружности на минуты, градусы, секунды. Данная традиция пришла из астрономии. Вавилоняне составляли календарь, производили систематические наблюдения за звезд-ным небом, вычисляли периоды обращения Луны и всех планет, могли предсказывать лунные и солнечные затмения. Такие знания астрономии перешли впоследствии к грекам, которые совместно с астрономическими таблицами заимствовали и шестидесятеричную нумерацию .
При развитии математики изначально формируются понятия «мень-ше», «больше», «равно», все это имеют тесную взаимосвязь с конкретными предметами. Счет предметов производили зачастую при помощи пальцев. Поэтому являются наиболее распространенными двадцатеричная или де-сятеричная системы счисления. С появлением нуля появилась позиционная система счисления.
VII-V вв. до н. э. были ознаменованы для Греции такими великими событиями, как: создание демократического государства, появление жан-ров комедии и трагедии, создание математики как абстрактной теоретиче-ской науки, которая основывается на системе доказательств.
В основании математических доказательств лежат опыты Фалеса. Он создал метод доказательства. Фалес Милетский (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) - древнегреческий философ, основоположник античной философии.
Систематическое введение доказательств в математику стимулирова-ло ее быстрое развитие. В Греции V-III вв. до н. э. создали первые матема-тические теории, а именно:
1) элементарная теория чисел;
2) система евклидовой геометрии;
3) теория конических сечений (сейчас они называются кривыми вто-рого порядка, а именно: гипербола, окружность, парабола, эллипс и т. д.);
4) элементы теории пределов;
5) первая теория действительных чисел .
Окончательное преобразование математической науки из рецептур-ной (Вавилон, Египет) в доказательную произошло в школе Пифагора. Около 530 г. до н. э. Пифагор приехал с о. Самос, своей родины, в Кратон (Южная Италия), где он основал пифагорийский союз.
Занятия пифагорийцев были сведены к следующему:
находили варианты, в которых размеры всех сторон прямоуголь-ного треугольника были выражены целыми числами: x2 + y2 = z2 (x = 3, y = 4, z = 5 или x = 5, y = 12, z = 13);
наделяли цифры показателями, предсказывали будущее, рассчи-тывали характер человека в зависимости от дня рождения;
находили совершенные числа, которые равнялись сумме всех сво-их делителей: 6 = 1 + 2 + 3; 28 = 1 + 2 + 4 + 7 + 14; 496, 8128 и т. д.;
находили дружественные числа - два числа, в которых каждое число было равно сумме делителей другого: «Мой друг тот, кто является вторым я, как числа 220 и 284»,- говорил Пифагор;
разделив числа на нечетные и четные, заметили, что последова-тельные квадраты целых чисел были равны сумме последовательных не-четных чисел: 12 = 1; 22 = 1 + 3; 32 = 1 + 3 + 5 и т. д .
Пифагорийцы относили к математическим наукам геометрию, ариф-метику, музыку, астрономию (ноту можно связать с числом: высота звуча-ния струны зависит от ее длины).
В Древней Греции обучение математики дифференцировалось: моло-дые люди аристократического происхождения исследовали математику как логическую систему, а ремесленники воспринимали математику только в качестве сборника рецептов при решении стандартных вопросов их специ-альности. С такого времени берет свое начало и разделение математики на прикладную и чистую.
Современное понимание древнеегипетской математики основано в основном на двух папирусах, которые датируются примерно 1700 лет до н. э. Тем не менее, те математические данные, которые содержат эти папи-русы, восходят к раннему периоду, около 3500 лет до н. э. Египтяне от-лично ориентировались в математике на тот момент. Они использовали ее для вычисления площадей посевов, массы тел, размеров податей, объемов зернохранилищ, количества камней, которые были предназначены для строительства разных сооружений. В папирусах было и упоминание о за-дачах с определением объемов зерна для приготовления необходимого количества кружек пива и даже более сложных, где для приготовления пива использовали одновременно несколько сортов зерна. В данной ситу-ации прибегали к переводным коэффициентам. Но главное применение в Египте математика нашла в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бортаковский, А.С. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Практикум: Учебное пособие / А.С. Бортаковский, А.В. Пантелеев. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.
2. Бортаковский, А.С. Линейная алгебра в примерах и задачах: Уч пос. / А.С. Бортаковский, А.В. Пантелеев. - М.: Инфра-М, 2017. - 208 c.
3. Босс, В. Лекции по математике: Линейная алгебра / В. Босс. - М.: Ленанд, 2019. - 224 c.
4. Бурбаки, Н. Очерки по истории математики / Н. Бурбаки. - 4-е изд., - Москва: Изд. ЛКИ, 2010. - 296 с.
5. Бурмистрова, Е.Б. Линейная алгебра: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Б. Бурмистрова, С.Г. Лобанов. - Любер-цы: Юрайт, 2016. - 421 c.
6. Головина, Л., И. Линейная алгебра и некоторые ее приложения: Учебное пособие для вузов / Л. И. Головина. - М.: Альянс, 2016. - 392 c.
7. Горлач, Б.А. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: Учебник / Б.А. Горлач. - СПб.: Лань, 2017. - 300 c.
8. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в со-временном мире. - М., Просвещение, 2005. – 177 с.
9. Ераносов, А.Р. Линейная алгебра: Учебное пособие / А.Р. Ерано-сов. - СПб.: Лань П, 2016. - 416 c.
10. ЕГЭ 4000 задач с ответами по математике. – И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий, А.В. Забелин, Москва, «Экзамен», 2015.
11. Зимина, О.В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия / О.В. Зимина. - РнД: Феникс, 2015. - 377 c.
12. Зимина, О.В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: Учебный комплекс для вузов / О.В. Зимина. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 157 c.
13. Золотаревская, Д.И. Линейная алгебра: Краткий курс / Д.И. Зо-лотаревская. - М.: Ленанд, 2018. - 216 c.
14. Зырянов, Ю.Т. Линейная алгебра в задачах и упражнениях: Учебное пособие / Ю.Т. Зырянов, П.А. Федюнин, О.А. Белоусов и др. - СПб.: Лань, 2016. - 592 c.
15. История отечественной математики / Под ред. И.З. Штокало. Ки-ев, 1966-1970. Т. 1-4.
16. Казакова, Т., А. Линейная алгебра: Учебное пособие / Т. А. Каза-кова. - СПб.: Лань П, 2016. - 384 c.
17. Клетеник, Д.В. Линейная алгебра. Лекции по геометрии. Часть II: Учебное пособие / Д.В. Клетеник. - СПб.: Лань П, 2016. - 400 c.
18. Кострикин, А.И. Введение в алгебру. Ч 2. Линейная алгебра / А.И. Кострикин. - М.: МЦНМО, 2018. - 367 c.
19. Кочетков, Е.С. Линейная алгебра: Учебное пособие / Е.С. Кочет-ков, А.В. Осокин. - М.: Форум, 2018. - 285 c.
20. Кремер, Н.Ш. Линейная алгебра: Учебник и практикум / Н.Ш. Кремер, М.Н. Фридман. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 306 c.
21. Кряквин, В.Д. Линейная алгебра в задачах и упражнениях: Учеб-ное пособие / В.Д. Кряквин. - СПб.: Лань, 2016. - 592 c.
22. Максимов, Ю.Д. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Опорный конспект / Ю.Д. Максимов, В.И. Антонов и др. - М.: Проспект, 2016. - 144 c.
23. Максимов, Ю.Д. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Опорный конспект: Учебное пособие / Ю.Д. Максимов, В.И. Антонов и др. - М.: Проспект, 2015. - 144 c.
24. Малугин, В.А. Линейная алгебра для экономистов: Учебник, практикум и сборник задач / В.А. Малугин, Я.А. Рощина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 478 c.
25. Математика XIX века. Математическая логика. Алгебра. Теория чисел. Теория вероятностей / Под ред. А.Н. Колмогорова и А.П. Юшкеви-ча. М., 1978.
26. Михалев, А.А. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: Учебное пособие / А.А. Михалев. - М.: Академия, 2016. - 240 c.
27. Михалев, А.А. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: учебное пособие / А.А. Михалев. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
28. Опойцев, В.И. Школа Опойцева: Аналитическая геометрия и ли-нейная алгебра / В.И. Опойцев. - М.: Ленанд, 2018. - 256 c.
29. Орлова, И.В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия для экономистов: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Орлова, В.В. Угрозов, Е.С. Филонова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 370 c.
30. Постников, М.М. Лекции по геометрии: Линейная алгебра / М.М. Постников. - М.: Ленанд, 2017. - 400 c.
31. Расулов, К.М. Математика. Линейная алгебра: Учебно-справочное пособие / К.М. Расулов, С.А. Гомонов. - М.: Форум, 2015. - 224 c.\
32. Татарников, О.В. Линейная алгебра и линейное программирова-ние для экономистов (для бакалавров) / О.В. Татарников, В.Г. Шершнев, Е.В. Швед. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
33. Трухан, А.А. Линейная алгебра и линейное программирование: Учебное пособие / А.А. Трухан, В.Г. Ковтуненко. - СПб.: Лань, 2018. - 316 c.\
34. Шевцов, Г.С. Линейная алгебра: теория и приклад. аспек.: Учеб-ное пособие / Г.С. Шевцов. - М.: Магистр, 2019. - 240 c.
35. Шевцов, Г.С. Линейная алгебра: теория и прикладные аспекты: Учебное пособие / Г.С. Шевцов. - М.: Магистр, 2019. - 160 c.