Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема воспитания подрастающих поколений имеет глубокие исторические корни. Воспитание верных, честных, умных, ответственных граждан всегда было актуальным направлением государственной политики нашего государства. Вопросы гражданского воспитания неоднократно поднимались как в работах зарубежных исследователей, так и отечественных педагогов, однако, в отличие от Запада, в России основной идеей была не гражданственность, а национальность.
Александр Николаевич Радищев (1749—1802) является родоначальником русского революционного просветительства. Он не только мужественно встал на защиту интересов крепостного крестьянства, но и поднялся до понимания необходимости революционной борьбы с царизмом. Радищев оправдывал крестьянскую войну, возглавленную Пугачевым, он разрабатывал теорию народной революций и считал восстание народа единственным способом освобождения России от крепостничества и самодержавия.
А. Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию.
Жизнь и деятельность Александра Николаевича Радищева протекала в условиях века Просвещения, затронувшего не только зарубежную, но и отечественную мысль, в том числе и педагогическую. Г.В. Плеханов отмечал: «Идеи, на которых он был воспитан, были теми идеями, под знаменем которых совершился плодотворный общественный переворот конца XVIII века и которые частью до сих пор сохранили своё значение, а частью послужили теоретическим материалом для выработки нынешних наших понятий»[18, с. 56].
Его патриотические идеи остаются в значительной мере малоизученными. Долгое время XVIII век рассматривался сквозь призму борьбы феодализма и капитализма, идей Просвещения и церковной идеологии, науки и религии [6]. В том же духе рассматривались и идеи А. Н. Радищева, в том числе педагогические [4]. Однако сегодня требуется новое осмысление идей ведущих отечественных философов прошлого, что определяется необходимостью формирования патриотического самосознания граждан России в современных условиях [5], а также появлением новых подходов к изучению этих идей (в частности, возникает рассмотрение патриотизма как социальной ценности [7]).
Объект исследования: идеи воспитания в трудах исследователей.
Предмет исследования: педагогические идеи А.Н. Радищева.
Цель исследования: изучить педагогические взгляды А.Н. Радищева.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть генезис идей воспитания в отечественной педагогике.
2. Выявить роль А.Н. Радищева в истории педагогической мысли России.
3. Проанализировать педагогические идеи А.Н. Радищева.
4. Изучить идеи патриотического воспитания в трудах А.Н. Радищева.
Для достижения цели мы использовали следующие методы: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, метод индукции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Генезис идей воспитания в отечественной педагогике
В общинах древних славян фундаментальными основами народной педагогики было воспитание в детях любви к матери, родному дому, труду. Объединение племен, создание древнерусского государства и принятие христианства как основной религии серьезно повлияло на систему воспитания подрастающего поколения. Результатом этого стало написание «Поучения Владимира Мономаха детям» (1053-1125), в котором великий киевский князь поучает любить и уважать Отечество, превыше всего ставить интересы государства. Таким образом, на Руси формируются основы гражданского воспитания, тесно переплетающиеся с воспитанием патриотизма, ответственности, уважением к религиозно-патриархальной семье и церковным обрядам [13].
Петровские реформы дали импульс развитию педагогической мысли. Отечественные мыслители, изучая опыт западноевропейских коллег, в своих работах рассматривали идею гражданственности, основой которой служили национальные традиции. (Ф. Салтыков, 1710, В.Н. Татищев, 1718, Ф. Прокопович, 1720).
Одним из первых ученых России, видевшим основную цель «воспитания русского человека» в формировании патриотических и гражданских качеств, трудолюбия, честности, высокой нравственности, любознательности, бескорыстного служения Отечеству был М.В. Ломоносов (1711-1765).
Он не разделял понятия «гражданин» и «патриот», сближал их и давал им одинаковые характеристики. Большое значение в формировании у будущих граждан моральных качеств Михаил Васильевич уделял личности наставника, утверждая, что он должен любить свою Родину и быть эталоном высокой нравственности.
Во время просветительских реформ Екатерины II основной идеей гражданского воспитания было воспитание «новой породы» людей, которые в будущем станут примерными гражданами. Заниматься воспитанием «новой породы» людей было поручено И.И. Бецкому (1704-1795), чье мировоззрение было сформировано под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, Дж. Локка и др.
Выдающиеся деятели культуры XVIII − начала XIX вв. подвергали критике политику государства и высмеивали старшее поколение дворян, преклоняющихся перед всем западным и нанимающих учителями и воспитателями для своих детей иностранцев. Н.И. Новиков (1744-1818) предложил гуманистическую теорию воспитания юных патриотов, утверждая, что высокое нравственное воспитание в совокупности с «образованием разума» – это неотъемлемые черты хорошего гражданина, ответственно выполняющего свои обязанности [10].
Единомышленником Н.И. Новикова был А.Н. Радищев (1749-1802). Александр Николаевич призывал воспитывать патриотов своей страны, ответственных за «счастье народа», объясняя это тем, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» [16]. Революционные настроения мыслителя также отразились на представлениях о воспитании подрастающего поколения. Истинный патриот, по мнению А.Н. Радищева, обязательно должен быть революционером, активно борющимся с самодержавием во всех его проявлениях на благо народа [16].
Яркий представитель социал-демократического направления В.Г. Белинский (1811-1848) связывал служение Отечеству с потребностью человека принадлежать обществу, а формирование гражданственности он полностью перекладывал на родителей, считая, что «на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками» [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белинский В.Г. О воспитании детей и о детской книге // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. 560 с. URL:http://www.pedagogic.ru/books/item/f00/s00/ z0000027/index.shtml
2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. \ Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
3. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. 286 с.
4. Деревцов И. А. Педагогические идеи А. Н. Радищева. М.: Учпедгиз, 1962. 91 с.
5. Калакин А. В. Идеи И. А. Ильина о духовной сущности патриотического самосознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47). Ч. 1. С. 85-88
6. Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г. Запретная мысль обретает свободу: 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Радищева. М.: Наука, 1966. 304 с.
7. Кашапова А. И. Патриотизм как социальная ценность: актуализация в современных условиях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (48). Ч. 2. С. 93-96.
8. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 15-34.
9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения. М. – Харьков: Эксмо; Фолио, 2005. 848 с.
10. Новиков Н.И. Избранное. 1997. М., Правда. С.511
11. Пак М. С. Актуальность формирования в образовании российской гражданской идентичности // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 72-74.
12. Петрова Е.В. Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов. Диссертация … канд. пед. наук. Кострома, 2006. 256 с.
13. Поучение Владимира Мономаха: [сборник], Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 302 с.
14. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М.: Госполитиздат, 1952. 676 с.
15. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза. Л.: Художественная литература, 1984. 264 с.
16. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества: полн. собр. сочин. 1988. Т.1. МоскваЛенинград. 471 с.
17. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. Т.1. М.,1964
18. Радищев в русской критике. М., 1952
19. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
20. Татаринцев А. Г. Сын Отечества. Об изучении жизни и творчества А. Н. Радищева: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
21. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 20-ти т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 15. С. 44-242.
22. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992