Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных целей государственного управления является обеспечение безопасности личности, общества и государства, защита граждан от противоправных посягательств. Особую роль в решении этих задач занимает полиция как структурное подразделение органов внутренних дел
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность полиции являются Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011 года и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №342- ФЗ от 30.11.2011 года, положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года №4201-1 и другие федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации.
Глава 1. Министерство внутренних дел России как государственного управления. Задачи, функции органов внутренних дел
Государственное управление можно рассмотреть как целенаправленное упорядочивающее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в интересах реализации государственных функций, опирающееся на его властную силу и осуществляемое в правовой форме.
В государственном управлении Российской Федерации важное пространство занимает социальная защищенность, которая ориентируется как положение безопасности актуально жизненно весомых интересов личности, общества и страны от общественно небезопасных деяний и неблагоприятного влияния чрезвычайных событий, вызванных криминогенной историей в Российской Федерации, а еще чрезвычайных обстановок, вызванных стихийными бедствиями, авариями, трагедиями, пожарами, эпидемиями и другими чрезвычайными событиями.
Цели и задачи обеспечения социальной защищенности ориентируются нравом вероятных и имеющихся опасностей, то есть условий и факторов, создающих действительную или же вероятную угрозу жизни, самочувствию, штатским и политическим правам и свободам людей, принадлежности, государственным и общественным институтам, функционирование которых гарантирует нормальные обстоятельства жизнедеятельности людей, общества и страны.
Общественная безопасность обеспечивается совокупностью мер экономического, политического, правового, организационного, научного и иного характера, реализуемых федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной властей, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, гражданами и общественными объединениями.
Служба общественной безопасности является составной частью Министерства внутренних дел.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции.
Многообразная и ответственная деятельность МВД России находит выражение в своих функциях, в которые входит: формирование с учетом анализа и прогнозирования состояние правопорядка, общественной
безопасности и миграционных процессов; на основе и во исполнение нормативно-правовых актов самостоятельное принятие правовых актов по вопросам, относящихся к установленной сфере деятельности; определение основных направлений деятельности и осуществление обеспечения правопорядка и общественной безопасности, противодействию преступности; осуществление анализа и статистики состояние правопорядка и преступности; обеспечение соблюдения выполнения органами внутренних дел федеральных законов, указов и распоряжений Правительства Российской Федерации; организация и осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, выявлению и пресечению преступлений; участие в организации территориальной обороны страны; обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов; осуществление взаимодействия с международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств.
МВД России как орган исполнительной власти активно принимает участие в исполнении государственных программ, например, «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», «Информационное общество (2011-2020 годы)». Подобное участие позволяет достичь ожидаемых результатов, поставленных задачами государственных программ, и способствует оздоровлению криминальной ситуации в стране.
Однако, в деятельности служб и подразделений МВД продолжают наблюдаться негативные явления, выражающиеся, в частности, в недостаточном уровне профессиональной подготовки руководящих кадров, исполнительской дисциплины сотрудников. Ряд структур управления системы МВД продолжают воспроизводить определенную инерционность, препятствующую оперативному решению назревших организационных проблем. В деятельности некоторых сотрудников имеют место нарушения законности, факты прямого участия в преступлениях, грубость, иные формы неуважительного отношения к гражданам. Продолжают иметь место волокита с рассмотрением заявлений, невнимательность, косность, а нередко и фальсификации, вымогательства. Перечисленные проблемы негативно отражаются на реформировании административно-правового статуса МВД России.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что продолжающееся с начала 2000-х годов до настоящего времени административное реформирование стало важным событием в формировании новой стратегии развития органов исполнительной власти. Административная реформа затронула все сферы деятельности государственных органов и установила новые стандарты всего управленческого механизма, повысила эффективность деятельности органов исполнительной власти и оптимизировала их функции.
Глава 2. Структура органов внутренних дел
В условиях возросших по объему и сложности решения задач органами внутренних дел МВД России, ограниченного материального и финансового обеспечения возрастают роль и значение тыла МВД России. Тыловые подразделения МВД России призваны при этом выполнять обеспечивающие функции ОВД, которые, в свою очередь, реализуют основные функции министерства. Обеспечивающий характер функций подразделений тыла наряду с другими обеспечивающими функциями, такими как: кадровая, учебная, научно-исследовательская, информационная, социальная, контрольно-ревизионная и другие, создает необходимые условия для эффективной деятельности ОВД МВД России, направленной на выполнение поставленных государством основных задач. В настоящее время создана система материально-технического обеспечения (МТО) МВД России, состоящая: из Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению (Департамент тыла); тыловых подразделений и учреждений центрального подчинения; тыловых подразделений отдельных Департаментов и ГУ МВД России; тыловых и технических подразделений учебных заведений МВД России; МВД, ГУ(У) МВД России по субъектам РФ; УТ МВД; режимных объектов. Под организационным обеспечением функции тыловых подразделений ОВД мы понимаем осуществляемое в соответствии с облаченным в правовую форму управленческим решением создание новых и реорганизацию уже существующих органов государства или определение в них подразделений или категории должностных лиц, уполномоченных реализовывать функцию тылового обеспечения на постоянной или временной основе на всей территории государства или в определенной его части. Понятие «система» часто встречается в учебной и научной литературе при рассмотрении широкого круга теоретических и методологических аспектов той или иной проблемы. Все представления о понятии «система» можно обобщить в следующие группы. Первая группа представлений объединяет наиболее общие представления системы как комплекса элементов, находящихся во взаимодействии.
В свою очередь под организационной структурой формальной социальной системы государственного типа рассматривается структура организационной подсистемы, обеспечивающей целостность системы, объединение всех ее компонентов и их эффективное функционирование. Она представлена исследователями в виде совокупности функционально расчлененных элементов (должностей и подразделений), объединенных с помощью субординационных и координационных связей (отношений), возникающих в результате разделения труда между ними и соединения его в единый процесс во времени и пространстве. При таком подходе организационная структура управления представляет собой комплексное понятие, объединяющее совокупность элементов (подразделений, органов и т. д.) системы управления, схему распределения между ними функций и полномочий и систему взаимоотношений (связей) этих элементов.
Второе представление о системе имеет в качестве начала образ биологического организма. Определяющим в системе является понятие «функция». Здесь система - это набор необходимых для ее существования функций. При этом составные части рассматриваются как функциональные блоки. Следовательно, по данному представлению любой элемент системы не является обязательным и необходимым, так как он может быть заменен функционально аналогичным ему элементом, и лишь функциональный вклад каждого элемента определяет потребность нахождения его внутри системы.
Следующая группа представлений о понятии «система» названа структурно-реляционным, оно фиксирует взаимосвязи между элементами. Однако в отличие от первого представления, отражающего главенство элемента над системой, использует идею главенства системы над элементами, и сам термин «система» определяется через структуру, закон, устанавливающий соотношения между элементами. Кибернетическая точка зрения на понятие «система» не раскрывает внутреннее, структурное содержание системы. В системе выделяются лишь входы и выходы. В науке встречаются и другие, не относимые ни к одному представлению трактовки понятия «система».
Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории Российской Федерации.
В каждой организации есть своя структура, которая имеет ряд признаков, обособленных принципами и своими особенностями.
Министерство органов внутренних дел во многих государствах представляет собой одну из самых старых и наиболее устойчивых в реорганизованном плане структур.
Структура органов внутренних дел построена по предметно-функциональному и территориальному принципу.
Глава 3.Развитие структуры подразделений в условиях реформирования МВД
В настоящее время, в период реформирования системы МВД России, перед органами внутренних дел стоит задача формирования и развития его организационной структуры, как средства целенаправленной координации усилий всех образующих элементов. Это создаётся путём воздействия количественных и качественных преобразований на деятельность органа, в результате изменяются или уточняются задачи, стоящие перед органом внутренних дел и методы работы. В итоге, в каждом отдельном случае, для конкретного органа возникает необходимость в преобразовании структур, в поисках новых организационных решений.
В настоящее время МВД, ГУ МВД, УМВД преобразовались в сложные организационные структуры, что качественно изменило деятельность многих служб. Поэтому главная задача, стоящая перед ними, - это осуществление постоянного процесса определения наилучших организационных форм, которые в свою очередь позволят облегчить: координацию действий структурных подразделений; получение ими информации; своевременное принятие необходимых решений; рациональное распределение задач, ответственности и полномочий.
Организационная структура органа внутренних дел решает вопросы построения всего органа внутренних дел, тогда как организационная структура управления обеспечивает формирование только тех подразделений, которые осуществляют управление органом внутренних дел. Так как штабная функция является технологической основой процесса управления, а субъектами реализации штабной функции в органах внутренних дел являются сотрудники, осуществляющие управление органом, и штаб, то речь в нашей работе будет идти о структуре управления.
Организационно-структурное обеспечение реализации штабной функции представляет собой, на наш взгляд, особый вид деятельности, как руководителей структурных подразделений органа внутренних дел, так и самого штабного подразделения. Эта деятельность направлена на согласованную и упорядоченную работу всех структурных подразделений, а также отдельных сотрудников, для решения поставленных задач. В системе МВД, ГУ МВД, УМВД это достигается решением следующих задач: организации сбора, обобщения и анализа информации; организации планирования и организации взаимодействия и т.д.
По нашему мнению, посредством совершенствования организационной структуры управления органом внутренних дел обеспечивается единство руководства конкретными направлениями деятельности органа, решение задач, стоящих перед каждым его структурным подразделением, а также перед системой управления в целом.
В связи с этим считаем, что для оптимизации организационно-структурного обеспечения штабной функции в органах внутренних дел необходимо окончательно определить статус и компетенцию начальника штаба, набор функциональных обязанностей, которые возложены на руководителей штабных подразделений. Их необходимо пересмотреть: дополнить новыми и отбросить лишние, не присущие штабу в принципе.
Субъективизм в реализации полномочий начальника штаба остаётся доминирующим. Лишённый соответствующих своей миссии властно-правовых полномочий, начальник штаба вынужден затрачивать много усилий на известную гибкость и дипломатичность в отстаивании своих прав и авторитета. Он должен не только оказывать помощь начальнику органа, но и сам принимать участие непосредственно в управлении.
Заключение
Министерство внутренних дел - это федеральный, централизованный орган, занимающийся организацией деятельности по предотвращению и раскрытию преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, а также обеспечением деятельности по организации и соблюдении общественного порядка и безопасности. В соответствии с положением о МВД России задачами Министерства внутренних дел являются:
разработка общей стратегии государственной политики в сфере деятельности органов внутренних дел и миграции;
совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.