Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня часто применяемым наказанием является наказание в виде лишение свободы, являющимся одним из самых строгих видов наказания, который оказывает сильное воздействие на осужденного, так как его свобода является объектом наказания. Его исполнение регламентирует обширная нормативно-правовая база.
Однако, на практике возникает огромное количество вопросов, которые связаны с понимаем механизма реализации, сущности, целей и содержания лишения свободы, а также определению вида исправительного учреждения, где будет содержаться осужденный, что, по сути, снижает уровень его эффективности.
В юридической литературе множество публикаций посвящено негативной роли наказания в виде лишения свободы, которое обусловливает рецидивные преступления.
Так же излагаются идеи о подходе к классификации осужденных, отбывающих наказание, выражающееся в совместном проживании психологически несовместимых лиц, что и способствует усилению отклонений, имеющихся у осужденных, и осложнению их пребывания в учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы. Все это ведет к созданию асоциальной неформальной среды.
В основе предупреждения повторных преступлений лежит страх перед наказанием, в том числе и наказанием в виде лишения свободы. Исчезли коллективные формы воспитательного воздействия, исправительные колонии утратили свой исправительный потенциал.
Значимый показатель беспомощности общества, серьезный фактор преступности – это безнаказанность. Речь идет о неотвратимости наказания, а не о строгости. Специалистов всех сфер научного знания интересует взаимодействие и взаимовлияние преступности и общества. На сегодняшний день в Российской Федерации сохраняется сложная криминогенная ситуация. Хотя роста числа преступлений нет, однако если проанализировать относительные показатели, то видно негативное состояние. Наблюдается рост числа лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Статистика показывает, что каждый четвертый отбывает наказание за умышленное причинение вреда здоровью, или за убийство, а каждый пятый – за грабеж или разбой.
В 2019 г. в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, содержалось более 400 тыс. человек с повышенной агрессивностью, склонных к суициду и членовредительству. Прежде всего в таких условиях стратегия государства должна быть направлена на совершенствование пенитенциарной сферы.
Но гуманизация уголовно-исполнительной системы привела к ослаблению карательной функции уголовного наказания, что привела, у части осужденных, к чувству вседозволенности и безнаказанности. Так же произошло ухудшение качественных и количественных характеристик совершаемых преступлений. Единственным позитивным методом уголовноправового воздействия на осужденных, остается их изоляция от общества, то есть лишение свободы. Оно ограничивает возможности осужденного вести привычный образ жизни, заставляет испытывать его физические нагрузки и тяготы, разрывает его прежние социальные связи. Лишению свободы как никакому иному виду наказания свойственные некоторые противоречия. Осужденного помещают в среду лиц, которая не является лучшей частью человечества, но путем воспитательной работы формируют у него уважительное отношение к людям; прививают ему правопослушное поведение в обществе, когда его самого от этого общества изолируют.
Применение наказания со стороны государства является неким актом воздействия, главное чтобы оно соответствовало тяжести совершенного преступления. Если же этого не случиться, то наказание будет носить абстрактный характер. Чтобы достичь цели наказания необходимы следующие условия: правосознание, состояние правосудия, учет сроков лишения свободы, состояние уголовно-исполнительной системы, наличие системы социальной реабилитации.
Все сказанное выше подтверждает актуальность темы настоящей работы и создает необходимость детального его изучения.
Научный и теоретический фундамент рассматриваемой проблемы в отечественной литературе был заложен в трудах ведущих ученых в области уголовного права России, таких как В.А. Владимирова, Ю.И. Ляпунова, Г.Н. Борзенкова, Б.В. Волженкина, С.М. Кочои, P.P. Галиакбарова, Л.Д. Гаухмана, B.C. Комиссарова, Л.Л. Кругликова, В.Н. Кудрявцева, А.П. Кузнецова, Н.Ф. Кузнецовой, А.А. Пионтковского, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, А.Г. Кибальника, И.Г. Соломоненко, В.М. Лебедева, Ю.И. Скуратова, Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева, А.У. Садыкова, А.П. Севрюкова и др.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере лишения свободы как вида уголовного наказания по российскому уголовному законодательству.
Предметом настоящего исследования выступают нормы уголовного права, уголовно-процессуального права, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих указанные правоотношения, правоприменительная практика, а также научная, в том числе монографическая литература, научно-практические и теоретические разработки, связанные с лишением свободы как видом уголовного наказания по российскому уголовному законодательству.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебной практики проанализировать и определить сущность, особенности лишения свободы как вида уголовного наказания по российскому уголовному законодательству.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть общую характеристику лишения свободы.
2. Раскрыть виды лишения свободы.
Методы исследования. Среди методов, которые нашли свое применение в работе можно выделить следующие: индукция и дедукция, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, статистический, метод прогнозирования, сравнительно-правовой метод.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Уголовный кодекс РФ , Уголовно-процессуальный кодекс РФ , Уголовно-исполнительный кодекс РФ , а также международные правовые акты, которые позволили раскрыть поставленную цель работы.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Лишение свободы: общая характеристика
1.1 Понятие наказания в виде лишения свободы
Лишение свободы в отечественной системе уголовных наказаний – это наиболее строгое и часто применяемый тип уголовного наказания. В результате этого выполнение уголовного наказания в форме лишения свободы нуждается в тщательной и детальной регламентации на уровне законов, что обуславливается следующими обстоятельствами:
- надобностью обеспечения защиты прав, законных интересов осужденного, отбывающего указанное наказание, определения максимальной гарантии соблюдения администрациями учреждений, выполняющих лишение свободы;
- надобность предоставления администрациями данных учреждений точных правовых условий выполнения наказаний, правовых средств воздействия на осужденного для должного выполнения наказаний, обеспечения соблюдения правил и условий отбывания, достижения цели, стоящей перед наказаниями.
Глава 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует общий принципиальный порядок выполнения наказания в форме лишения свободы; о месте отбывания лишения свободы, виде исправительного учреждения, направлении осужденного к лишению свободы в следственных изоляторах либо тюрьме для исполнения работы по хозяйственному обслуживанию, изменения типа исправительных учреждений и так далее.
В последующих нормах УИК РФ указанные нормы развивают, дополняют, уточняют применительно к разным сторонам выполнения наказания в форме лишения свободы.
В ч. 1 ст. 73 УИК РФ закрепляется значимая норма об отбывании осужденным к лишению свободы наказания в исправительном учреждении в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2020) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Ахъядов. Э. С. Наказание в виде ареста: проблемы и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. - С. 145.
5. Алехин В.П., Медведев С.С. Некоторые особенности назначения наказания при совокупности преступлений // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2016. № 2. С. 189.
6. Бажанов А.А. Соразмерность как условие справедливости санкции // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21, № 4. С. 486.
7. Васильев С.В. Организация и правовые основы обеспечения контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста // Закон и право. 2016. № 1. С. 144.
8. Валиева Г.Р., Следь Ю.Г. Арест как вид лишения свободы // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 36.
9. Ганаева. Е. Э. Арест как вид уголовного наказания // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 464.
10. Густова Э.В. Реализация принципа справедливости в содержании уголовно-правовых санкций // Актуальные вопросы права и отраслевых наук. 2017. № 1 (3). С. 18.
11. Иногамова-Хегай Л.В. Концептуальные основы конкуренции уголовно-правовых норм / Л.В. Иногамова-Хегай. - М.: Норма: Инфра-М, 2015. – С. 119.
12. Кузьменкова С.В. Особенности ареста как изоляционной меры наказания // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2015. № 8. С. 89.
13. Минязева Т.Ф., Добряков Д.А. Ограничение свободы как альтернатива лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12. № 2. С. 170.
14. Травникова Е.В., Хакимов Д.Т. Права и свободы, приговоренных к наказанию в виде лишения свободы // Дискуссионный проект (с международным участием): сборник тезисов докладов II Молодежных образовательных чтений. 2017. С. 176.
15. Чижова В.П. Назначение наказаний по совокупности преступлений // Научная гипотеза. 2018. № 14. С. 6.