Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Любая организация находится и осуществляет свою деятельность в рамках внутренней и внешней среды. Она предопределяют успешность функционирования предприятия, накладывают конкретные ограничения на операционные действия, и в какой-то степени каждое из действий компании возможно только тогда, когда среда допускает его реализацию.
Организация пребывает в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможности выживания. В свою очередь, исследование внутренней среды компании дает возможности оценивать их внутренние ресурсы и возможности. Выявляя сильные и слабые стороны предприятия, руководство может расширить и укрепить конкурентные преимущества и, соответственно, предотвратить появление возможных проблем.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что задача управления заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать ее потенциал на уровне, требуемом для достижения целей повышения экономической эффективности, и тем самым давало бы ей возможности выживать в долгосрочной перспективе.
Целью работы является анализ внешней и внутренней среды организации и разработка мероприятий по ее улучшению.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы внешней и внутренней среды организации;
- провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- определить перспективы развития организации.
Предмет исследования – внутренняя и внешняя среда организации.
Объект исследования – ООО «Сундырь-Хлеб».
В ходе исследования использованы научные монографии и учебные пособия, публикации периодических и Интернет-изданий, работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по вопросам стратегического менеджмента и теории управления. При подготовке теоретической части наибольшую помощь оказали работы таких ученых, как Баринов В.А., Харченко В.П., Дафт Р.Л., Басовский Л.Е., Котлер Ф., Хорин А.Н. и др.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный, расчетно-аналитический и другие методы научного познания. Также были использованы SWOT-анализ и PEST-анализ факторов макросреды.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложений.
1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие среды деятельности организации
Анализ среды обычно считают исходным процессом в стратегическом управлении. Он обеспечивает базу как для определения миссии и целей предприятия, так и для разработки стратегии поведения, способствующей фирме осуществлять свою миссию и достигать своей цели.
Среда управления – это комплекс субъектов и факторов, активно воздействующих на положение и перспективы организации, на эффективность его управления [6, с. 49].
Одной из ключевых ролей в любом управлении выступает поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждое предприятие вовлечено в три процесса, заключающихся в следующем:
получении ресурсов из внешней среды (вход);
превращении ресурсов в продукт (преобразование);
передаче продукта во внешнюю среду (выход).
Управление направлено на обеспечение баланса входа и выхода. Как только в организации нарушен данный баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усиливает значение процессов выхода в поддержании данного баланса. Это как раз выражается в том, что в стратегическом управлении первым блоком выступает блок анализа среды.
Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих:
макроокружения;
непосредственного окружения;
внутренней среды фирмы.
Итак, внутренняя среда фирмы это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые воздействуют на ее потенциал, конкурентоспособность, способности развиваться. Внутреннюю среду можно изучать и описывать разными способами [14, с. 26].
Структура внутренней среды состоит из:
стратегических целей организации и стратегии, определяющих вектор в ее развитии;
структуры организации, ее органов управления, подразделений, взаимосвязей между ними;
оборудования, транспорта, помещений;
процессов, включающих технологию, бизнес-процессы, процессы управления и пр.;
персонала, его квалификации, трудовой активности, организационной культуры, внутренних ценностей.
У внутренней среды есть несколько срезов, каждый из которых содержит ключевые процессы и элементы организации. Их состояние в комплексе определяет те возможности и потенциал, которыми располагают организации:
1) Кадровым срезом внутренней среды охватываются такие процессы, как взаимодействия менеджеров и сотрудников; найм, обучение и продвижение кадров; оценка итогов труда и стимулирование; формирование и поддержание взаимоотношений между работниками и т.п.
2) Организационный срез состоит из коммуникационных процессов, организационных структур, норм, правил, процедур, распределения прав и ответственности, иерархии подчинения.
3) Производственный срез состоит из изготовления продукции, снабжения и ведения складского хозяйства, обслуживания технологического парка, реализации исследований и разработок.
4) Маркетинговый срез во внутренней среде компании охватывает все процессы, которые взаимосвязаны с продажами товаров. Это стратегия продукта, стратегия по ценообразованию, стратегия продвижения продукта на рынках, выбор рынка сбыта и системы распределения.
5) Финансовый срез состоит из процессов, связанных с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в компании. В частности, из поддержания ликвидности и обеспечения рентабельности, создания инвестиционных возможностей и т.п. [10, с. 48]
Внутреннюю среду пронизывает организационная культура, которая так же, как перечисленные срезы, подвергается углубленному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Внешняя среда организации – это совокупность факторов, условий и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым меняют как ситуацию на рынке, так и поведение организации [12, с. 112]. Это объективные условия, не поддающиеся контролю со стороны организации. Внешняя среда в рыночной экономике очень важна при повседневной работе компании.
Внешняя среда является поставщиком ресурсов для организации. Благодаря ресурсам организация может реализовать свой потенциал. Обмен между внешней средой и организацией происходит постоянно, за счет него организация выживает на рынке. Но количество ресурсов во внешней среде ограниченно, на них претендуют и другие организации, отсюда возникает конкуренция. Возможность того, что организация не получит необходимые ресурсы из внешней среды, существует всегда. Это негативно сказывается на работе организации и ослабляет ее потенциал. Именно поэтому возникает необходимость стратегического управления, которое позволяет обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, при котором потенциал организации поддерживается на уровне, достаточном для достижения целей. Это позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе. Изучение среды позволяет менять внутреннюю структуру, приспособиться к изменившимся условиям, и тем самым способствовать эффективной работе организации, ее борьбе с конкурентами и влиянию на потребителя. Часто компании меняют свое поведение, если меняются потребности или вкусы потребителя, или появляются новые технологии производства. Без знания той среды, где предприятие работает, невозможно успешно функционировать, и тем более – получать прибыль.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2021).
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
3. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва: КноРус, 2018. – 337 с.
4. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 298 с.
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика : учебно-практическое пособие. – Москва : Проспект, 2018. – 265 с.
6. Кокин А.С. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – Москва: Издательский Центр РИОР, 2017. - 369 с.
7. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 430 с.
8. Кондратьева М.Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск: УлГТУ,2018. – 306 с.
9. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва : КноРус, 2017. – 228 с.
10. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 529 с.
11. Никитина Н.В. Корпоративные финансы. – Москва: КноРус, 2017. – 509 с.
12. Олейникова И.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: РГСУ. Изд-ль Ступин А.Н.,2018. – 463 с.
13. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
14. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва : Стандарты и качество, 2018. – 153 с.
15. Розенков Д. А. Классический менеджмент: организационные структуры управления : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2017. – 368 с.
16. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – Москва: Инфра-М, 2020. – 451 с.
17. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
18. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 472 с.
19. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
20. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. – Москва : Контроллинг, 2018. – 132 с.
21. Филиппов В. П. Применение метода оценки совокупного экономического эффекта от внедрения среды разработки // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - № 2. - С. 57-62.
22. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник. - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2019. - 625 с.