Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях нестабильности финансово-экономической системы существует необходимость разработки эффективный методов по ее регулированию и решению ряда проблем, которые в этой системе возникают. Финансово-экономическая система в любой стране, несмотря на её вид, сущность и принцип функционирования нуждается в регулирования. Средством такого регулирования служит денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика государства – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, производимых Центральным Банком в целях регулирования общественного спроса и предложения путем целенаправленного воздействия на денежную массу страны и ее кредитные отношения.
Для создания продуктивной экономической среды в государстве, необходимо наличие отлаженного механизма денежно-кредитного регулирования, который даст возможность нужным образом влиять на деловую активность в приоритетных на момент рассмотрения отраслях экономики, позволит контролировать деятельность коммерческих банков и иных финансово-кредитных учреждений, поможет добиться стабильности денежного обращения.
На современном этапе в России денежно-кредитная политика не работает должным образом, реальная инфляция может достигать 8-10% вместо намеченных 4 %, происходит большая волатильность рубля по отношению к другим иностранным валютам, многие инвесторы спешат вывести свой капитал за границу, а малый и средний бизнес не развивается в условиях повышенной нестабильности и не своевременного ответа Центрального Банка на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Тема курсовой работы является актуальной, ведь именно от того, как Россия будет выстраивать свою денежно-кредитную политику – будет ли должным образом поддерживаться курс национальный валюты по отношению к другим иностранным валютам, станет ли наша страна привлекательной для иностранного инвестора, произойдет ли импортозамещение и хватит ли рублевых инвестиций для отечественного производителя, произойдет ли рост ВВП и т.д. Все это так или иначе зависит от действий Центрального Банка России и денежно-кредитной политики страны.
Целью курсовой работы – анализ реализации денежно-кредитной политики Центрального банка РФ за период 2020-2022, выявление тенденций и перспектив развития до 2023 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
2) проанализировать российский банковский рынок;
3) произвести анализ кредитно-денежной политики ЦБ РФ.
Объектом изучения работы выступает денежно-кредитная политика ЦБ РФ.
Предметом являются инструменты реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; систематизация, обобщение.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы реализации денежно-кредитного политики в Российской федерации ЦБ РФ
1.1 Сущность и методы денежно-кредитного регулирования экономики
Экономика государства нуждается в управлении и регулировании, для чего применяются финансово-экономические инструменты. Были в истории экономической мысли, конечно, и либеральные направления, например, фритрейдерство, постулирующее политику невмешательства государства в экономику. Но современные теоретики и практики все же склоняются к тому, что регулирование экономики необходимо.
Денежно-кредитное регулирование – комплекс денежнокредитных инструментов, нацеленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса. Система денежно-кредитного регулирования – организуемое государством в лице Центрального Банка регулирование денежного оборота и кредитных отношений в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач. Принципиальные различия в подходе к денежнокредитному регулированию уходят своими корнями в противостояние экономических теорий. Для этого перейдём к исследованию понятия «денежная теория» .
Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые "монетарные власти" - органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, министерство финансов и ЦБ РФ. Министерство финансов влияет на спрос и предложение денег инструментами фискальной политики. Банк России, в свою очередь, использует для этих целей инструменты денежно-кредитной политики. Следует отметить, что возможности ЦБ РФ оказывать воздействие на ключевые параметры денежного рынка значительно шире, так как у него есть возможность управлять денежной сферой с помощью, как их предложения денег, так и спроса на них.
Иными словами, Банк России обладает прерогативой определения стоимости денег, она же прослеживается в значениях процентных ставок и, как следствие, в стоимости товаров и услуг, котировках валютных курсов и ценных бумаг. Объектами денежно-кредитного регулирования являются денежное предложение и спрос на деньги. Функция последнего объекта определяется рядом детерминант, воздействовать на которые монетарные власти прямой возможности не имеют, так как оказывают лишь косвенное воздействие на спрос и принимают во внимание кривую спроса на деньги, подбирая оптимальные комбинации денежно-кредитного регулирования. Однако, денежное предложение находится под прямым контролем, со стороны ЦБ РФ в частности. Однако под тотальный контроль Банка России попадает только денежная база. Определение денежной массы и ряда агрегатов M1, М2 и М3 - это результат совместной работы Банка России, коммерческих банков и небанковского сектора.
При этом эффективность влияния, которое оказывает ЦБ на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, который связывает денежную базу и денежные агрегаты.
Следует отметить, что «меры денежно-кредитного регулирования оформляются в виде денежно-кредитной политики». Долгое время экономисты ведут споры относительно места и роли монетарной политики в рыночных условиях. Данные споры качественно обусловлены двумя базовыми подходами: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом. И те, и другие признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, однако, оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: по мнению кейнсианцев, основой денежнокредитного регулирования должен быть определенный уровень процентной ставки, а, по мнению монетаристов — спрос на деньги и их предложение.Государство регулирует денежное обращение, а также обеспечивает устойчивость экономики в стране при помощи денежно-кредитной политики. Государство регулирует рыночный процесс именно с помощью денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика направлена на достижение макроэкономических целей, поставленных экономической политикой страны .
За денежно-кредитную политику в России отвечает Банк России. Денежно-кредитная политика дефинируется как осуществляемые государством меры в области денежного обращения и кредита, целенаправленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, стабильности денежной системы со слов С.Н. Третьякова.
Как утверждал Е.А. Витчукова, денежно-кредитная (монетарная) политика является составной частью единой государственной экономической политики, которая воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения, роста реального объема производства и равновесия платежного баланса.
Кредитно-денежная политика (monetary policy) – изменение предложения денег, производимое центральным банком с целью воздействия на ставку процента и достижения неинфляционного объема производства совокупного продукта при условии полной занятости, по мнению К.Р. Макконнелл. Упрощенно говоря, фискальная политика это влияние на экономику путем изменения налогообложения (повышение, понижение, освобождение от налогов и т.п.) и управление государственными расходами. А денежно-кредитная политика влияет на экономику в основном путем регулирования в основном: процентных ставок; нормативов обязательных резервов .
Однако, в каждом конкретном случае – то есть в каждой конкретной стране, где проводится самостоятельная денежно-кредитная политика – методы могут детализироваться различаться. Например, в Российской Федерации в федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в статье 35 закреплены следующие инструменты и методы денежно-кредитной политики: процентные ставки по операциям Банка России; обязательные резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени; другие инструменты, определенные Банком России.
Итак, государство посредством денежно-кредитного регулирования имеет возможность влияет на структуру денежного спроса и предложения.
Таким образом, государство достигает поставленных целей. А выработка и реализация денежно-кредитной политики возложена на центральный банк. Явные цели денежно-кредитной политики публично объявляются властями. Это целевые ориентиры. Среди них могут быть: денежная масса; темпы инфляции; процентные ставки денежного рынка и т.п. В теории целью денежной-кредитной политики должно быть достижение экономикой такого общего уровня производства, для которого соблюдаются: полная занятость ресурсов; отсутствие инфляции.
Денежно-кредитная политика должна измененить денежное предложение, с целью регулирования совокупного объема производства, занятости и цен. Иначе говоря, надо увеличивать денежное предложение во время спада – так стимулируются расходы. И сокращать денежную массу при инфляции, чтобы расходы населения ограничить. То есть прослеживается тендения к адаптация денежно-кредитной политики в зависимости от фазы экономического цикла. В качестве основных концепций денежно-кредитной
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета 23 декабря 1993 г
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
5. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
6. Абрамова, М.А. Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов: мнение экспертов Финансового университета / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова // Экономика. Налоги. Право. 2019. – Т. 12. № 1. – С. 6–19.
7. Балашев, Н.Б. Проблемы устойчивости и эластичности финансоводенежной системы России / Н.Б. Балашев, Н.А. Минаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2018. – № 1. – С. 351-354.
8. Балашев, Н.Б. Проблемы перехода в России к таргетированию инфляции. Экономика и бизнес: теория и практика. / Н.Б. Балашев, А.В. Константинова. – 2019. – № 5-1. – С. 58-60.
9. Варламова, М.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / М.А. Варламова, Т.П. Варламова, Н.Б. Ермасова. - М.: Риор, 2018. - 144 c.
10. Градова, Н.С. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях режима инфляционного таргетирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/27/3254/
11. Доклад ЦБ РФ о денежно-кредитной политике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=ddcp
12. Зеленева, Е.С. Совершенствование денежно-кредитной политики Банка России в целях обеспечения устойчивого экономического роста / Е.С. Зеленева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 7 (125). – С. 8.
13. Каджаева, М.Р. Банковские операции: Учебник / М.Р. Каджаева. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
14. Картаев, Ф.С. Влияние инфляционного таргетирования на эффект переноса валютного курса / Ф.С. Картаев // Вопросы экономики. – 2018. – № 11. – С. 70–84.
15. Ключевая ставка Б РФ на сегодня. БанкРФ. – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://bancrf.ru/analitika/klyuchevaya-stavka-tsb-rf-segodnya-2019.php
16. Куреневский, А. С. Основы денежно-кредитной политики на примере Российской Федерации / А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 186-187.
17. Кудюрова, А.В. Центральный Банк России, его фунеции и роль в экономике / А.В. Кудюрова // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(47). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/ meghdis/12(47).pdf
18. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/free/b04_03/Isswww.
20. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: htp://www.c2br.ru/statistics/
21. Печникова, А.В. Банковские операции: Учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: Форум, 2018. - 512 c.
22. Табах, А. Жизнь при низкой инфляции: что ждет российскую экономику / А. Табах, А. Подругина// Раэксперт. Макроэкономика. – 2020. – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/russian_economy_020/
23. Таблицы месячной и годовой инфляции в Российской Федерации. СтатБюро. – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation-tables
24. Третьякова, С.Н. Анализ практики применения режима инфляционного таргетирования в России и за рубежом / С.Н. Третьякова // Экономика: теория и практика. 2018. – № 2 (50). – С. 22–27.
25. Трунин, П.В. Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России (Научные доклады: экономика) / П.В. Трунин, А.В. Божечкова, Е.Л. Горюнов. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 60 с.
26. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. - М.: КноРус, 2018. - 512 c.