Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы известность дистанционного обучения возросла. Идея получения дистанционного обучения не нова. Считается, что Як Коменский впервые попытался создать какую-либо форму дистанционного обучения триста пятьдесят лет назад, когда он ввел книги с иллюстрациями в общеобразовательную практику. Также он заложил основы системного подхода к образованию и написал свое «великое дидактическое учение». Многие исследователи считают его родоначальником дистанционного образования [9], конечно, это было не дистанционное обучение, которое мы знаем сегодня. Пройдя несколько этапов в своем развитии, в начале XXI века он делает огромный прорыв. [2]
В России официальной датой развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда Министерство Образования Найки России издало постановление № 1050 о проведении эксперимента в области дистанционного образования. И хотя дистанционное обучение первоначально распространилось на университеты, дистанционное образование все чаще внедряется в школьные технологии, особенно посредством организации обучения в начальных школах. Но технический прогресс не останавливается, а стремительно развивается, поэтому не исключено, что в ближайшие годы дистанционное обучение выйдет на новый уровень, который кардинально отличается от того, который существует сейчас.
Актуальность темы исследования заключается в том, что дистанционное обучение является одной из современных форм организации учебного процесса, позволяет учиться не зависимо от того, где проживает учащийся, а также быстро реагировать на динамику изменения содержания предметной области путем обновления учебного контента.
Таким образом, выбранная тема актуальна уже много лет и, очевидно, еще долго будет интересовать.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс дистанционного обучения в начальной школе.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения: организация профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в начальной школе будет целесообразна и соответствовать целям обучения, если:
1. проведен анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;
2. проведен анализ имеющихся информационных сред для организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения и определена наиболее соответствующая среда целям и задачам обучения;
3. предложен и разработан механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения.
Цель курсовой работы – изучить процесс организации дистанционного обучения в начальной школе.
Задачи проекта:
• понять, что такое «дистанционное обучение», рассмотрев различные определения;
• рассмотреть нормативно-правовой аспект организации дистанционного обучения;
• рассмотреть преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;
• показать возможность организации дистанционного обучения в начальных классах в рамках факультативного курса «Знаток».
Структура работы: введение, две главы, практическая часть, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Дистанционное обучение: сущность, технологии, проблемы и перспективы
1.1 Сущность, задачи и технологии дистанционного обучения
Существует несколько определений термина «Дистанционное обучение (ДО)».
Концепция создания и развития дистанционного образования в Российской Федерации дает следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, оказываемых широким слоям населения в стране и за рубежом через специализированную образовательную среду, основанную на средствах дистанционного обмена образовательной информацией (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и др.)» [11]
Дистанционное обучение — это «новая организация учебного процесса, основанная на принципе самообучения ученика. Условия обучения характеризуются тем, что учащиеся в основном, а часто и полностью дистанцируются от учителя в пространстве и / или во времени, при этом, будучи в состоянии в любой момент поддерживать диалог по радио» [11].
Дистанционное обучение — это «новый этап дистанционного обучения, который позволяет применять информационные технологии, основанные на использовании персонального компьютера, видео и аудио» [11].
Дистанционное обучение — это «взаимодействие между учителем и учащимися на расстоянии, отражающее все внутренние компоненты процесса обучения (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и осуществляемое с помощью конкретных средств интернет-технологий или других средств, связанных с интерактивностью» [1] и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в [1].
В Законе «Об образовании Российской Федерации» под дистанционным обучением понимается организация образовательных мероприятий с использованием информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, а также обеспечение ее обработки информационными технологиями, техническими средствами, дистанционными технологиями образования - это технологии образования, осуществляемые в основном с использованием информационно - телекоммуникационных сетей косвенного (дистанционного) взаимодействия между учащимися и учителями» [7].
Среди многочисленных определений автора наиболее точным является следующее: дистанционное обучение — это «набор технологий, которые предоставляют школьникам большую часть изучаемого материала, интерактивное взаимодействие между учащимися и учителями в процессе обучения, что позволяет учащимся самостоятельно работать над овладением изучаемым материалом и в процессе обучения» [2].
Хоту отметить, что в дистанционном обучении задачи решаются по мере их внесения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом. Кратко рассмотрим их.
Соблюдение традиционных форм обучения, принятых в образовательном учреждении, повлияет на существующую организацию учебного процесса и деятельность учителей. Систему дистанционного обучения можно рассматривать не как альтернативную независимую систему обучения, а как дополнительную систему к традиционной, позволяющую оптимизировать учебный процесс в соответствии с загруженностью учителя. В этом случае неотъемлемая составляющая образовательного процесса, такая как образовательная часть, окажется второстепенной по отношению к информационным ресурсам, средствам коммуникации и тестовой системе.
Организация доставки учебного материала учащимся. Как правильно, быстро и экономично организовать получение учебной литературы, необходимой для изучения материалов, тестов и т. д. В условиях удаленности школьников от преподавателя и, возможно, от учебного заведения. Во многом решение этой задачи связано с различными технологиями распространения информации и сопутствующими носителями: Интернет, ADSL, CD-ROM, видеокассеты, технологии архивирования, доставка полиграфичи и т. д. На первый взгляд, выбор технических средств не так велик, но, с другой стороны, даже сеть Интернет становится все более интегрированным. При решении проблемы доставки учебных материалов необходимо обращать внимание на тип информации, которая преобладает - текстовая, графическая или другая, а также на объем информации, необходимый для адекватной поддержки учебного процесса.
Сертификация знаний, существующая в традиционном учебном процессе в виде контрольных работ, сочинений, изложений и т.д. Реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом - интерактивными тестами, результаты которых чаще всего обрабатываются автоматически. Существуют и другие типы организаций по контролю знаний и сертификации, например, тесты и экзамены, проводимые учащимися в режиме offline. В данном случае речь идет об организации возврата материала от ученика к учителю. Здесь главным критическим моментом является не столько организация самой презентации, сколько уверенность в том, что материалы, которые учитель получает от ученика, на самом деле подготовлены учителем без посторонней помощи. На сегодняшний день ни одно из удаленных средств не дает 100% гарантии этого. Решение этой задачи - основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы дистанционного обучения.
Можно предложить два типовых решения:
• специальное выделенное место (учебный класс), обслуживающий персонал которого гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы во время сертификации и проверки знаний;
• личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.