Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение притч Христа очень интересно и познавательно, является жизненно важным для нашего духовного понимания. Это так, потому что Христос в Своих учениях утвердил доктрины, зачастую Он иллюстрировал их притчами. Примерно треть высказываний Христа была выполнена в этой форме обучения, для ясного понимания Его учений необходимо понимание Его притч.
В отличие от банальных сказок для детей притчи Иисуса облекают сущность веры в четкие формы.
Они касаются всех вопросов, возникавших у людей в процессе поиска смысла и цели, таких, как смерть, воскресение, церковь, благовестие, социальная озабоченность, прощение, оправдание и освящение. Более того, в них заложен дух перемен – они бросают вызов многим идеям и ценностям, за которые цепляется человечество.
Притчи Иисуса достаточно близко напоминают другие, несомненно, аллегорические, произведения, чтобы их также можно было признать аллегориями. Это не означает, что каждая деталь притчей означает нечто иное: такого требования не предъявляется ни к притчам раввинов, ни к аллегориям в целом. Многие детали служат исключительно для создания фона или усиления интереса к персонажам для большей выразительности создаваемой картины.
Большинство притч Иисуса были рассказаны, дабы посредством сравнений помочь людям понять, что такое Царство Божие и как Бог относится к людям.
Цель данной работы – провести сравнительный анализ притчей Иисуса Христа в евангельских повествованиях.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть определение и правила толкования притч;
- рассмотреть хронологическую последовательность и классификацию притч по темам.
1. Определение и правила толкования притч
Богословы отмечают, что слово «притча» происходит от греческого слова со значением «ставить рядом» (сравнение и аналогия). Притча представляет собой метод изучения, в котором учитель использует знакомые понятия или представления для описания незнакомых понятий языком, понятным слушателям.
В контексте Нового Завета этими незнакомыми понятиями были духовные истины. Подход Христа к применению этого метода был простым и вместе с тем уникальным. Он брал хорошо знакомые примеры из повседневной жизни человека и природы и с их помощью учил духовным истинам.
Будучи Учителем учителей, Христос знал, что обучаемых быстро утомляют теоретически выкладки и абстрактная философия. Он знал, что ученики живо откликаются на истории, которые они могут понять и легко запомнить. Поэтому во многих случаях Он зондировал глубины жизни и истины, рассказывая коротенькие истории, ярко и красочно изображавшие то, что Он хотел передать слушателям.
Притчи были далеко не единственным методом в служении и учении Христа, и нам было бы интересно выделить «чисто притчу» от остальных оборотов речи. Авторы Евангелия с легкостью называют те или иные высказывания Христа притчами, однако Его притчи принимают самые разнообразные формы и включают гораздо больше, чем то, что, в частности синоптики называют притчами [4].
Богословы не сошлись на одном определенном определении притчи, поэтому число притч варьируется от одного богослова к другому и колеблется в промежутке от тридцати до почти восьмидесяти. Это так, поскольку то, что один богослов называет притчей, другой считает пословицей. А то, что один называет ярким описанием, другой определяет как притчу.
Определив, что такое притча, осветив несколько моментов, с которыми сталкиваешься при изучении притч, нам необходимо освоить несколько правил, которые позволяют нам избежать ненужных проблем во время их толкования.
- не нужно слишком подробно останавливаться на отдельных деталях притчи. Каждая притча содержит только одну истину. Наша цель – истолковать эту истину так, чтобы ее подтверждали детали притчи
- нужно проверить, давал ли сам Иисус толкование Своей притче. Синоптики отмечают, что после окончания притчи Иисус шаг за шагом объяснял шаг за шагом подробности и смысл притчи
- нужно избегать использования притч в качестве основы как источника доктрины. Если при истолковании притчи не пользоваться правильными приемами толкования и не придавать им значения, заложенного Христом, то можно принять за доктрину то, что в целом не поддерживается учением Христа.
- нужно применять истину в притче в подходящем контексте, чтобы избежать ошибки подмены послания спасения по благодати посланием спасения по человеческим делам.
Если мы запомним и будем пользоваться этими правилами и будем всегда им следовать, то наше толкование, отмеченное личной ответственностью как верного служителя Слова Божьего, будет нести истинную весть Евангелия.
Хотя многие ученые недооценивают притчи как доктрипальный источник, в этих текстах содержится неисчерпаемый источник богословских прозрений. Они раскрывают природу Бога и суть ученичества, предупреждают о неизбежном суде над всем человечеством. Это учение кратко формулируется в виде проповеди Царства Божьего: личностное, динамическое правление Бога во всем мире, созидающее общину верных, которая постарается воплотить в жизнь заповеди, данные творению.
Иисус своим служением положил начало Царства, но его полное осуществление откладывается па неопределенный срок. Царство - это правление Бога и земной уклад, личное преображение и социальная реформа. Царство больше Церкви, но оно включает в себя всех, кто истинно входит в народ Божий. Нет свидетельств того, чтобы Иисус предлагал Израилю Царство как политическое, понятие, Он призывал всех людей самого разного происхождения, слушавших его слова (сначала иудеев, а также язычников), откликнуться и стать его учениками.
Тем самым Иисус вынуждал слушателей задаться вопросом о его личности и понимании своей миссии. Кто сей, кто призывает людей не только к Богу, по и к самому себе? Кто Он, притязающий на власть прощать грехи, отменять Моисеевы ритуалы, судить, кому быть оправданным, а кому отверженным в последний день?
Притчи Иисуса поднимают христологические проблемы в более завуалированном виде, нежели другие разделы евангельской традиции, по, тем не менее, здесь эти проблемы также присутствуют. Постоянно обращаясь к традиционным метафорам Бога для оправдания собственных поступков, Иисус не приравнивает себя к персонажам своих притчей напрямую, как в аллегории, но предлагает слушателям задуматься: если различные персонажи притчей обозначают Бога, а Иисус действует подобно Богу, значит, в каком-то смысле Иисус берет на себя прерогативы Бога.