Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
ЗПР у детей - это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы. Актуальность работы в том, что специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития.
Сенсорное воспитание (от лат. «sensus» - «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.
В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух. У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо, хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов. Важно, чтобы родители и педагоги помогли такому ребенку поверить в свои силы, чтобы он смог испытать состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение.
Степень изученности: данная тема на сегодняшний день достаточно хорошо разработана, имеется значительное количество работ, которые посвящены детям с задержкой психического развития. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей. Это работы Н.Ю.Боряковой, Т.А.Власовой, В.В.Ковалева, К.С.Лебединской, В.В.Лубовского, И.Ф.Маковской, Е.М.Макеевой, О.А.Никольской, М.С.Певзнер, О.В.Пеньковской, Н.П.Слободяник, Е.С.Слепович, Р.Д.Тригер, У.В.Ульенковой, Н.А.Цыпиной, Л.М.Шипициной и др.
Объект исследования: особенности психического развития детей с ЗПР.
Предмет исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: изучить сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
- охарактеризовать современные подходы к определению содержания сенсорного развития детей дошкольного возраста;
- рассмотреть психолого-педагогическую сущность феномена «сенсорное развитие детей дошкольного возраста»;
- изучить педагогические основы сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: сущность и структура
1.1 Современные подходы к определению содержания сенсорного развития детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие – сенсорный (лат. sensohum – орган чувств) развитие ребенка – развитие его ощущений и восприятия, образование представлений о свойствах предметов (форма, цвет, размер, положение в пространстве и тому подобное) . Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Сенсорное развитие необходимо человеку для овладения любой практической деятельностью. Он не теряет значения со вступлением ребенка в школу и играет важную роль в жизни взрослого человека, происходит на основе функционирования системы анализаторов, что обеспечивает многомерную связь с миром, способствует жизненной активности человека.
Из сенсорного развития вырастает логическое познание, которое ускоряет накопление новых чувственных данных, способствует их включению в ранее созданную систему знаний и опыта. Чем выше сенсорное развитие ребенка, тем больше фактов и явлений попадает в сферу его восприятия. Если у ребенка должным образом развиты мысленные механизмы, то он проявляет незаурядную способность искать, находить, фиксировать, анализировать, интерпретировать большое количество информации о мире и себе.
Итак, понятием «сенсорное развитие» ученые (Л. Венгер, А. Запорожец) обозначают психофизиологический процесс, происходящий в процессе последовательного накопления информации о качествах и свойствах предметов, явлений природы и отношений между ними. В то же время, формирование, направление и корректировка этих умений очерчивает проблематику сенсорного воспитания, то есть «сенсорное воспитание» - это планомерное управляемое педагогом влияние, направленное на развитие сенсорных процессов ребенка: ощущения, восприятия, представления, что должно обеспечивать полноценное сенсорное развитие ребенка (В. Аванесова А. Ивершинь, Г. Подкурганна, М. Поддьяков, О. Усова), который и является результатом целенаправленного сенсорного воспитания.
К главным задачам сенсорного воспитания относятся:
- формирование у детей системы перцептивных (обследующих) действий;
- формирование системы сенсорных эталонов;
- развитие умения самостоятельно использовать сенсорные эталоны в собственной деятельности.
Усвоить сенсорный эталон (образцы) – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ, это приобретение опыта и знаний об окружающих предметах, развитие восприятия и фантазии ребенка, развитие представлений об объектах и субъектах окружающей среды. Далеко не каждый родитель уверенно ответит на вопрос: – что такое сенсорика? Но, тем не менее, практически в каждой семье занимаются сенсорным развитием, сами того не подозревая.
Решение проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста находится в центре внимания ученых различного направления: А. Богуш, Т. Башаева, Л. Венгер, С. Новоселова, Т. Галанова, Н. Грамма, К. Гюнтер, В. Штрасмайер, К. Печора, Е. Пилюгина и др. актуальные проблемы сенсорного воспитания освещаются в работах А. Савченко, Н.Скрипченко, И. Барбошовой, В. Волиной, С. Коробко, Г. Ларионова, А. Данюкова, Е. Каралашвили.
Исходя из определений понятия сенсорного развития как ощущения, восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов, отметим, что значительных успехов достигли педагоги-новаторы Глен Доман, М. Зайцев, Ш. Амонашвили, В. Шаталов, С. Лысенкова и др.
Благодаря их добросовестному труду и любви к детям были созданы и разработаны такие новаторские приемы:
- вера в каждого ребенка;
- принятия ребенка таким, какой он есть;
- обучение на более высоком уровне трудностей;
- обучение математике более быстрыми темпами;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание ребенком процесса обучения;
- особая, доверительная атмосфера обучения;
- работа над развитием всех детей;
- коллективный поиск детьми, направлен воспитателем;
- особая система вопросов, которые чаще всего ставятся в общем виде, чтобы пробудить мнению детей (например, «Что вы можете сказать о числе 8?).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венегеров, Е. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: 2013. - 126 с.
3. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2017. – 119 с.
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.
5. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. / Под ред. Г. М. Ляминий. – М.: Просвещение, 2018. - 224 с.
6. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Е.Ф.Войлокова, Ю.В.Андрухович, Л.Ю.Ковалева. - СПб.: КАРО, 2015. – 304 с.
7. Грамма Г. П. Сенсорно-познавательное развитие детей дошкольного возраста в ближайшем предметном окружении / Сборник научных докладов. Междунар. Науч.-практ. конфер. «Актуальные проблемы современного дошкольного и высшего образования. – 2016. – C. 78-82.
8. Грамма Н.Г. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Г.Грамма. – М.: Альманах, 2016. – 89 с.
9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте / А.В.Запорожец. – М.: Высь, 2013.– 190 с.
10. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальних детей дошкольного возраста / А.А. Катаєва. - М.: Гардарики, 2017. – 33 с.
11. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 480 с.
12. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – СПб.: Речь, 2016. – 352с.
13. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2015. – 204 с.
14. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
15. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Издательство «Книголюб», 2017. – 155 с.
16. Сенсорное воспитание дошкольников / ред. А.В. Запорожця, А.П.Усовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 226 с.
17. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / ред. А.П.Усовой и Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 2015. – 186 с.